24. Пятница 7-й седмицы по Пасхе. Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской (службу зри 24 января)[1].

Прп. Симео́на сто́лпника на Дивной горе́. Прп. Ники́ты, сто́лпника Переясла́вского.

Совершается славословная служба отдания праздника Вознесения Господня (по Триоди) (А).

При совершении службы отдания Вознесения в соединении с полиелейной службой[2] блж. Ксении Петербургской следует руководствоваться 1-й Марковой главой Типикона под 25 мая: «А́ще ли случи́тся Обре́тение главы́ Предте́чевы в пято́к 7-я неде́ли по Па́сце, во отда́ние Вознесе́ния Христо́ва…» (Б).

Примечание. Рядовая служба Минеи (прп. Симео́на сто́лпника на Дивной горе́) переносится на повечерие.

А. На вседневной вечерне кафизма 15-я.

На «Господи, воззвах» стихиры праздника (см. в самый день праздника), глас 6-й – 6 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Оте́ческих…».

Входа нет. Прокимен дня. Паримий нет.

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – праздника, глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».

По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

Отпуст: «Иже во славе…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тот же тропарь.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.

Каноны: Вознесения 1-й, глас 5-й, со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды), и 2-й, глас 4-й, со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды).

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – седален праздника, глас 8-й. «Слава, и ныне» – тот же седален.

По 6-й песни – кондак и икос праздника, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя́, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»[3]. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры праздника, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава, и ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь праздника, глас 4-й (единожды).

Отпуст: «Иже во славе…».

На часах – тропарь и кондак праздника.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 8 (обоих канонов, 1-го канона – со ирмосом).

На входе – «…вознесы́йся во славе…».

По входе – тропарь праздника. «Слава, и ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника.

Апостол и Евангелие – дня.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе…».

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника, глас 6-й – 6 (см. в самый день праздника; первая стихира – дважды), и блж. Ксении, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – блж. Ксении, глас 6-й: «Кто не удиви́тся…», «И ныне» – праздника, глас тот же: «Недр Оте́ческих…».

Вход. Прокимен дня. Паримии блж. Ксении – 3[4].

На стиховне стихиры праздника, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – блж. Ксении, глас 4-й: «А́нгельское житие́…», «И ныне» – праздника, глас 6-й: «Взы́де Бог в воскликнове́нии…».

По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь блж. Ксении, глас 7-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды).

Полиелей. Величание блж. Ксении и избра́нный псалом. Седальны блж. Ксении по 1-м и 2-м стихословии (глас 3-й: «Мирску́ю красоту́…», и глас 5-й: «Воздержа́нием житие́ твое́ украси́вши…»). «Слава» – седален блж. Ксении по полиелее, глас 4-й: «Чу́дна яви́лася еси…», «И ныне» – седален праздника по полиелее, глас 5-й: «Соше́дый с Небесе́…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Ксении, глас 4-й: «Пра́ведницы во ве́ки живу́т, и в Го́споде мзда их»; стих: «Наде́ющиися Нань разуме́ют и́стину, и ве́рнии в любви́ пребу́дут Ему́». Евангелие – блж. Ксении. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаженныя Ксении…». Стихира блж. Ксении, глас 6-й: «Житие́ твое́…».

Каноны: праздника Вознесения 1-й со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), блж. Ксении на 4 и праздника Вознесения 2-й на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия Пятидесятницы: «Боже́ственным покрове́н…».

По 3-й песни – кондак и икос блж. Ксении, глас 3-й; седален блж. Ксении, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника, глас 8-й: «Всед на о́блаки…».

По 6-й песни – кондак и икос праздника Вознесения, глас 6-й.

На 9-й песни «Честнейшую» не поем, но поем припевы праздника. Первый припев: «Велича́й, душе́ моя́, возне́сшагося от земли́ на Не́бо, Христа́ Жизнода́вца»[5]. К тропарям канона блж. Ксении – припев: «Свята́я блаже́нная ма́ти Ксе́ние, моли́ Бо́га о нас»[6]. (Совершается обычное каждение.)

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава» – светилен блж. Ксении, «И ныне» – светилен праздника.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: праздника, глас 1-й – 3, и блж. Ксении, глас 2-й – 3. «Слава» – блж. Ксении, глас 8-й: «Днесь град…», «И ныне» – праздника, глас 2-й: «Роди́лся еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Ксении, глас 7-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 4-й.

Отпуст: «Иже во славе…».

На часах – тропарь праздника. «Слава» – тропарь блж. Ксении. Кондаки праздника и блж. Ксении читаются попеременно.

На Литургии антифоны изобразительны.

Блаженны праздника, песнь 9-я – 4 (обоих канонов, 1-го канона – со ирмосом), и блж. Ксении, песнь 3-я – 4.

На входе – «…вознесыйся во славе…».

По входе – тропарь праздника, тропарь блж. Ксении. «Слава» – кондак блж. Ксении, «И ныне» – кондак праздника.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника и блж. Ксении.

Апостол и Евангелие – дня и блж. Ксении.

Задостойник Вознесения.

Отпуст: «Иже во славе…».


1 Празднование в честь прославления святой блаженной Ксении Петербургской (1988) установлено по благословению Святейшего Патриарха Кирилла 17 июля 2010 года.

2 См.: Минея-Январь. Ч. 2. М., 2002. С. 581–593.

3 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

4 Паримии праздника Вознесения Господня не читаются.

5 По традиции, 1-й припев запевает священник или диакон.

6 Ср.: Типикон, 8 мая, 6-я Маркова глава.