Неделя 19-я по Пятидесятнице. Глас 2-й. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.

Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и. Свт. Васи́лия (прп. Вассиа́на) чудотворца.

Свв. 26-ти преподобномучеников Зографских. Собор Волынских святых. Свт. Амфило́хия, еп. Владимиро-Волынского. Блж. Андрея, Христа ради юродивого, То́темского.

Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой святых отцов1(см. в Минее 11 октября)2 (А).

При совершении службы прп. Амвросия Оптинского3 в этот день следует руководствоваться 7-й Марковой главой Типикона под 8 мая: «О то́мже подоба́ет ве́дати, а́ще случи́тся свята́го апо́стола Иоа́нна Богосло́ва в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц…», а также 1-м «зри» под 25 мая: «Ве́стно бу́ди, а́ще случи́тся Обре́тение главы́ Иоа́нна Предте́чи в Неде́лю 7-ю по Па́сце, святы́х оте́ц» (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 4, и отцов, глас 6-й – 6. «Слава» – отцов, глас тот же: «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы́…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3.

На литии стихира храма. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь отцов, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ра́ди…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные4.

Полиелей. (Величание святых отцов поется только в храме их имени.) «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы на 2 и отцов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й; седален отцов, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ско́ро нас предвари́…».

Примечание. Типикон умалчивает о седальне отцов, глас 2-й: «От нача́ла…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 103 об.–104) этот седален также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й. «Слава» – светилен отцов, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Мольба́ми, Преблаги́й Го́споди…».

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 4, и отцов, глас 6-й – 4 (первая стихира – дважды; с припевами своими (см. на ряду)). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 8-я.

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондаки воскресный и отцов читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и отцов, песнь 3-я – 4.

По входе – тропарь воскресный, тропарь отцов; кондак воскресный. «Слава» – кондак отцов, «И ныне» – «Предстательство христиан…» (в храме Богородицы – кондак храма)5.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и отцов.

Апостол и Евангелие – дня и отцов.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 2-й – 3, отцов, глас 6-й – 4, и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» – отцов, глас 6-й: «Та́инственныя днесь Ду́ха трубы..», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Пре́йде сень зако́нная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии отцов – 3 и преподобного – 3.

На литии стихира храма и стихира преподобного, глас 6-й. «Слава» – отцов, глас 3-й: «Апо́стольских преда́ний…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Без се́мене от Боже́ственнаго Ду́ха…».

Примечание. После литийной стихиры преподобного (глас 6-й) могут быть спеты хвалитные стихиры преподобного (глас тот же: «Преблаже́нне о́тче Амвро́сие…», «Це́рковь Ру́сская…»), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).

На стиховне стихиры воскресные, глас 2-й. «Слава» – отцов, глас 4-й: «Моле́бную па́мять…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «При́зри на моле́ния…».

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь отцов, глас 8-й: «Препросла́влен еси…» (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 2-й (единожды), тропарь отцов, глас 8-й (единожды). «Слава» – тропарь преподобного, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные6.

Полиелей. Величание преподобного7 и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален преподобного по 1-м стихословии, глас 8-й: «Це́рковь Свята́я…», седален преподобного по 2-м стихословии, глас 1-й: «Любо́вию Христо́вою…». «Слава» – седален преподобного по полиелее, глас 8-й: «Досто́йно восхва́лим…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Де́во Пренепоро́чная…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 8-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), преподобного на 4 и отцов на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос воскресные, глас 2-й, кондак и икос преподобного, глас тот же; седален отцов, глас 4-й. «Слава» – седален преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Под Твое́ благоутро́бие…».

Примечание. Типикон умалчивает о седальне отцов, глас 2-й: «От нача́ла…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Октябрь. Киев, 1893. Л. 103 об.–104) этот седален также отсутствует.

По 6-й песни – кондак и икос отцов, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 8-й, светилен отцов. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 2-й – 3, отцов, глас 6-й – 2, и преподобного, глас 6-й и глас 8-й – 3 (со славником8 и припевами своими; припевы см. на стиховне вечера). «Слава» – отцов, глас 8-й: «Святы́х отце́в лик…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

Перед 1-м часом на «Слава, и ныне» – евангельская стихира 8-я.

На 1-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак воскресный.

На 3-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак преподобного (или отцов)9.

На 6-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь отцов. Кондак отцов (или преподобного).

На 9-м часе – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 4, отцов, песнь 3-я – 4 и преподобного, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и святого – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь отцов, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак отцов. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

Прокимен и аллилуиарий – отцов10 и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня, отцов (под зачало) и преподобного.

Причастен – воскресный: «Хвали́те Го́спода…», и преподобного.

Сноски:

1 «Рядова́го же свята́го слу́жба оставля́ется, и пое́тся, егда́ разсу́дит екклисиа́рх» (Типикон, 11 октября, «зри»).

2 См.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 275–292.

3 См.: Минея-Октябрь. М., 2002. С. 878–892.

4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».

5 Ср.: Типикон, 11 октября, «зри».

6 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 2-го гласа: «Вся па́че смы́сла…».

7 Величание святых отцов поется только в храме их имени.

8 В соответствии с указанием 7-й Марковой главы Типикона под 8 мая, в счет трех стихир преподобного входит славник, глас 8-й: «Бу́ди помо́щник и засту́пник нам…». Пропущенные хвалитные стихиры преподобного в этом случае могут петься в стихирах на литии (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»).

9 Поскольку Типикон, указывая на чередование кондаков, не закрепляет каждый из них за определенным часом, допустимо на 3-м часе прочитать кондак отцов, а на 6-м часе – кондак преподобного.

10 Прокимен отцов, в силу своего Господского характера, позволяет опустить воскресный прокимен гласа (ср.: Типикон, гл. 50-я, «Неделя 7-я…»).