Неделя 16-я по Пятидесятнице. Глас 7-й. Преставле́ние апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России.

Прп. Ефре́ма Перекомского, Новгородского (службу зри 16 мая).

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении с бденной службой ап. и ев. Иоанна Богослова (А). Приводим также возможный порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой ап. и ев. Иоанна Богослова и полиелейной службой свт. Тихона, патриарха Московского и всея России (Б)1.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, и апостола, глас 1-й – 6 (каждая стихира – дважды). «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сы́на гро́мова…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 32.

На литии стихира храма и литийные стихиры апостола, глас 1-й. «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый…»3.

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»4.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (дважды). «Слава» – тропарь апостола, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные5.

Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален апостола по 1-м стихословии, глас 8-й: «Ты сын назва́лся еси…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас тот же: «Глубину́ ловле́ния оста́вив…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас тот же: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Небе́сную дверь и киво́т…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и апостола (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й; седален апостола, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен апостола. «Слава» – ин светилен апостола, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 4, и апостола, глас 8-й – 4 (со славником6 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь апостола. Кондаки апостола и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и апостола, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь апостола. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь апостола; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь апостола; кондак воскресный. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и апостола.

Апостол и Евангелие – дня и апостола.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 7-й – 4, апостола, глас 1-й – 3, и святителя, глас 6-й – 3. «Слава» – апостола, глас 2-й: «Сы́на гро́мова…», «И ныне» – догматик, глас 7-й: «Ма́ти у́бо…».

Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 37 и святителя – 3 [или: апостола – 2 и святителя – 1].

На литии стихира храма, литийные стихиры апостола, глас 1-й, и литийные стихиры святителя, глас 3-й и глас 8-й (со славником). «Слава» – апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…» (см. на литии), «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Со Отце́м и Ду́хом славосло́вимый…»8.

Примечание. На литии перед славником апостола, глас 4-й: «Возле́г на пе́рси…», могут быть спеты стихиры святителя, глас 2-й и глас 4-й (см. на стиховне вечера, со славником, без припевов), хвалитная стихира святителя (глас 4-й) и хвалитные стихиры апостола (глас 8-й), которые в стихирах на хвалитех будут опускаться (ср.: Типикон, 25 мая, 1-е «зри»), а также славник святителя с хвалитных стихир, глас 8-й: «Кровьми́ святы́х му́ченик…».

На стиховне стихиры воскресные, глас 7-й. «Слава» – апостола, глас 6-й: «Апо́столе Христо́в…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»9.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь апостола, глас 2-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 7-й (единожды), тропарь апостола, глас 2-й (единожды). «Слава» – тропарь святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные10.

Полиелей. Величания два – апостола и святителя. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален апостола по 1-м стихословии, глас 8-й: «Ты сын назва́лся еси…»; седален апостола по 2-м стихословии, глас тот же: «Глубину́ ловле́ния оста́вив…». Седален святителя по 1-м стихословии, глас 2-й: «Жезл первосвяти́тельский…»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Благодаре́ние Бо́гу…»; седален святителя по полиелее, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…». «Слава» – седален апостола по полиелее, глас тот же: «Возле́г на пе́рси…», «И ныне» – Богородичен полиелейного седальна апостола, глас тот же: «Небе́сную дверь и киво́т…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны11: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), апостола (два канона) на 6 и святителя на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос апостола, глас 2-й, кондак и икос святителя, глас тот же; седален апостола, глас 8-й. «Слава» – седален святителя, глас 1-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «К Тебе́, о Богома́ти…» (см. в службе святителя).

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 7-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5-й, светилен апостола (по выбору). «Слава» – светилен святителя, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 7-й – 3, апостола, глас 8-й – 3 (со славником12), и святителя, глас 4-й – 2 (с припевами своими; припевы см. в Минее в службе святителя на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 5-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропари апостола и святителя читаются попеременно. Кондаки воскресный, апостола и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 4, апостола, песнь 3-я – 4, и святителя, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь апостола, тропарь святителя; кондак апостола. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь апостола, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак апостола. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь апостола, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак апостола. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и апостола.

Апостол и Евангелие – дня, святителя (под зачало) и апостола.

Сноски:

1 Ср.: Богослужебные указания на 2013 год для священно-церковнослужителей. М., 2012. С. 482–484, 528–530; Богослужебные указания на 2012 год для священно-церковнослужителей. М., 2011. С. 453–456.

2 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

4 Там же. С. 65–67.

5 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

6 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

7 По традиции, новозаветные паримии читаются при открытых царских вратах.

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

9 Там же. С. 65–67.

10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 7-го гласа: «Яко на́шего воскресе́ния…».

11 Допустимо каноны петь следующим образом: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, апостола на 4 и святителя на 4.

12 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе трех хвалитных стихир апостола допустимо опустить славник, а не предыдущие стихиры (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).