29. Неделя 18-я по Пятидесятнице. Глас 1-й. Прп. Кириа́ка отшельника. Обре́тение мощей свт. Иоа́нна, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского[1].

Собор святых Челябинской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 27 сентября)[2]. Собор святых Кубанской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 28 сентября)[3].

Служба прп. Кириа́ка шестеричная, совершается вместе с воскресной службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой[4] свт. Иоа́нна Максимо́вича, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского (Б).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 6, и преподобного, глас 8-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Мона́хов мно́жества…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 1-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 1-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Ты Бо́га челове́ком соедини́ла еси…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма; «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Преподо́бне о́тче…» (см. на стиховне утрени в Минее), «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…»[5].

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творе́ц и Изба́витель…»[6].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Гаврии́лу веща́вшу…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные.

Полиелей. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа[7]. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и преподобного на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й, ин кондак преподобного, глас 8-й; седален преподобного, глас 5-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры воскресные, глас 1-й – 8. «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь преподобного. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и преподобного, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь преподобного; кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак воскресный, кондак храма, кондак преподобного. «Слава» – ин кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и преподобного.

Апостол и Евангелие – дня и преподобного.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 4, и святителя, глас 6-й и глас 3-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Днесь собра́вшеся…», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всеми́рную сла́ву…».

Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3.

На литии стихира храма и стихиры святителя, глас 6-й и глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 1-й: «Ди́вному во святы́х…», «И ныне» Богородичен (на ряду), глас тот же: «Ра́дуйся, Пречи́стая Де́во…», или Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Се испо́лнися Иса́иино прорече́ние…»[8].

На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» – святителя, глас 6-й: «О́браз вои́стину…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Творе́ц и Изба́витель…»[9].

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 5-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Ра́дуйся, две́ре Госпо́дня…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные[10].

Полиелей. Величание святителя и избра́нный псалом[11]. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален святителя по 1-м стихословии, глас 6-й: «Бо́жия сло́ва…»; седален святителя по 2-м стихословии, глас 5-й: «Ве́рою и любо́вию…». «Слава» – седален святителя по полиелее, глас 4-й: «Сла́вы дре́вних святы́х…», «И ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Соше́дшеся днесь…». Степенны и прокимен – гласа[12]. Евангелие воскресное 7-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и святителя на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос святителя, глас 4-й; седален святителя, глас тот же: «Моли́тва твоя́…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен (на ряду), глас тот же: «Утвержде́ние нам еси…».

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 1-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 7-й. «Слава» – светилен святителя: «А́ще и умро́х…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 1-й – 4, и святителя, глас 4-й – 4 (со славником[13] и припевами своими; припевы см. в службе святителя на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 7-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь святителя. Кондаки святителя и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и святителя, песнь 3-я – 4.

На входе: «…Воскресы́й из мертвых…».

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь святителя. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь святителя; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и святителя.

Апостол и Евангелие – дня и святителя (Евр., 318 зач.; Ин., 36 зач.).


1 Празднование в честь обре́тения мощей свт. Иоа́нна, архиеп. Шанха́йского и Сан-Франци́сского, внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2024 года.

2 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 27 мая 2022 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря, кондака и величания Собору новомучеников Челябинской митрополии. Тексты тропаря, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5930814.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/587).

3 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 30 мая 2024 года были утверждены к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря, кондака и величания Собору святых Кубанской митрополии. Тексты тропаря, кондака и величания размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/6133153.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/628).

4 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 июля 2013 года был утвержден для общецерковного употребления текст службы свт. Иоанну Максимо́вичу, архиеп. Шанха́йскому и Сан-Франци́сскому. Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/3103634.html), на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/257), а также опубликован в издании: Глаголу Божию внимая: православный церковный календарь на 2015 год. Чтения из Священного Писания на каждый день. М., 2014. С. 402–415.

5 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

6 Там же. С. 65–67.

7 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь,/ положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем», стих: «Словеса́ Госпо́дня, словеса́ чи́ста».

8 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

9 Там же. С. 65–67.

10 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 1-го гласа: «Гаврии́лу веща́вшу…».

11 При пении избра́нного псалма в воскресные дни заключительное: «Слава, и ныне», «Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже» (трижды) не поется. Сразу после последнего стиха избранного псалма – величание и тропари воскресные: «Ангельский собор…».

12 Прокимен воскресный, глас 1-й: «Ны́не воскресну́, глаго́лет Госпо́дь,/ положу́ся во спасе́ние, не обиню́ся о нем», стих: «Словеса́ Госпо́дня, словеса́ чи́ста».

13 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир святителя допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).