Православный календарь на 10 июля 2022 года

Неделя 4-я по Пятидесятнице. Глас 3-й. Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530). Прав. Иоанны мироносицы (I). Обре́тение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998). Прп. Серапиона Кожеезерского (1611). Прп. Севира пресвитера (VI). Прп. Георгия Иверского, Святогорца (1065) (Груз.). Прп. Мартина Туровского (после 1146). Собор преподобных отцов Псково-Печерских (переходящее празднование в Неделю 4-ю по Пятидесятнице). Прмчч. Неофита, Ионы, Неофита, Ионы и Парфения Липсийских (переходящее празднование в воскресенье после 27 июня)[90]. Сщмчч. Григория Никольского, Александра Сидорова и Владимира Сергеева пресвитеров (1918); сщмч. Петра Остроумова пресвитера (1939). Утр. – Ев. 4-е, Лк., 112 зач., XXIV, 1–12. Лит. – Рим., 93 зач., VI, 18–23. Мф., 25 зач., VIII, 5–13. Прп. Сампсона: Гал., 213 зач., V, 22VI, 2. Лк., 67 зач., XII, 32–40 [91].

Тропарь и кондак воскресные 3-го гласа

(см. приложение 1)

Тропарь преподобного Сампсона, глас 8:

В терпе́нии твое́м стяжа́л еси́ мзду твою́, о́тче преподо́бне,/ в моли́твах непреста́нно терпе́вый, ни́щия возлюби́вый и сия́ удовли́вый,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, Сампсо́не ми́лостиве блаже́нне,// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобного Сампсона, глас 8:

́Яко врача́ всеизря́дна и моли́твенника благоприя́тна,/ к ра́це твое́й боже́ственней притека́юще, Сампсо́не богому́дре преподо́бне,/ соше́дшеся любо́вию, псалмы́ и пе́сньми, ра́дующеся, Христа́ прославля́ем,// такову́ю тебе́ благода́ть подава́юща исцеле́ний.

Тропарь и кондак преподобного Амвросия

(см. 10/23 октября)

90 Празднование совершается 27 июня (при совпадении этого числа с воскресным днем). 91 Если совершается полиелейная служба прп. Амвросия Оптинского или полиелейная служба в честь Собора преподобных отцов Псково-Печерских, то на литургии – чтения дня и преподобного (преподобных): Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23.

Четвертое воскресенье после Пятидесятницы посвящается замечательному Евангельскому повествованию о том, как Господь исцелил слугу сотника – римского офицера, который, конечно, был язычником (см.: Мф. 8, 5–13). По всей вероятности, сотник пожалел своего слугу и обратился к Спасителю с просьбой об исцелении. Господь был готов пойти в дом сотника, но язычник неожиданным образом проявил удивительную силу веры в Господа и Спасителя, зная, что Он способен исцелить его слугу. Сотник сказал: «Не надо идти, – скажи только слово. Ведь и я имею в своем подчинении людей и говорю воину “иди”, – и идет. Слуге своему говорю “делай”, – и делает». Пораженный верой язычника, Господь говорит: «И в Израиле, – то есть среди людей, верующих в Единого Бога, – не нашел Я такой веры». А затем произносит слова, имеющие значение не только для той эпохи, не только для того народа, но и для всех эпох, для всех народов. Он говорит, что в Царствии Небесном с Авраамом, Исааком и Иаковом возлягут те, кто придет от востока и от запада; а сыны Царствия, то есть те, кто был избран Богом для истинного Богопочитания, будут извергнуты во внешнюю мглу, где будет плач и скрежет зубов. Конечно, в прямом смысле эти слова относились к фарисеям, законникам, которые потеряли искреннюю веру в Единого Бога, которые эту веру похоронили под множеством разного рода предписаний мелочного, бытового характера. Вот для того, чтобы обнажить это глубочайшее заблуждение, Господь и говорит, что придут другие люди, с востока и запада, и возлягут вместе с Авраамом, Исааком и Иаковом. А что же это за люди? Это, по мысли Спасителя, те, кто не потеряет подлинной веры в Бога, кто никогда не подменит ее мелочными предписаниями, внешним выражением своей религиозности, кто сохранит в сердце веру – горячую, сильную веру.

Богослужебные указания


Февраль 2014