Главная Новости Аналитика и комментарии

Протоиерей Всеволод Чаплин: «Этносы имеют разные характеристики» + ВИДЕО

В эфире телеканала «Союз» протоиерей Всеволод Чаплин прокомментировал поднятые на прошедшем заседании Президиума Государственного Совета Российской Федерации проблемы межнациональных отношений и идентичности жителей России.

Скачать

— Дорогие друзья, дорогие братья и сестры, здравствуйте. Несколько дней назад в Уфе состоялось заседание Президиума Государственного Совета Российской Федерации, которое провел Дмитрий Анатольевич Медведев. В преддверии этого мероприятия было много спекуляций и споров относительно того, что предлагалось обсудить. А обсудить предлагалось вопросы межнациональных отношений и вопросы идентичности жителей России.

Некоторые пытались представить дело так, что на госсовете будет предложено некое совершенно новое видение российской нации, что будет сделан решительный перевод стрелок со слова «русские» и с идентичности различных этносов на слово «россияне» и чуть не на полный отказ от национальной идентичности отдельных народов страны и поворот в сторону того, чтобы эти народы были соединены в неком плавильном котле, который полностью исключал бы любое отличающееся от почитания гражданских символов самопонимание тех или иных общностей людей.

На самом деле президент сказал нечто совсем другое. Он сказал следующее во время заседания госсовета. «Нужно создавать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну». Президент предложил провести очень и очень тонкую грань между появлением общих для России элементов идентичности и сохранением идентичности тех народов, которые населяют наше Отечество.

Слово «россиянин» довольно часто употребляется в современном политическом лексиконе. Оно известно многие десятилетия, и на самом деле уже больше ста лет. Но в 90-е годы его стали употреблять как противоположность термину «русский». Думаю, что оба эти слова имеют право на жизнь. Слово «россиянин» и слово «русский» — это практически одно и то же. Более того, многие представители народов, населяющих Россию, говорят: мы можем называть себя русскими чеченцами, русскими евреями, русскими татарами и так далее. При этом все эти люди, конечно, не отказываются от своей нации, как татар, как чеченцев, как бурят, как представителей других народов.

Очень важно, чтобы мы не позаимствовали худшие формы мультикультурализма, которые связаны с идеей о том, что все культуры рано или поздно растворятся в одной. Эта идея показала свою историческую безжизненность в некоторых западных странах, о чем свидетельствуют сами лидеры этих стран. Речь идет о лидерах Великобритании, Германии и Франции. Эта идея показала свою утопичность. Она обречена на историческое поражение. Многие считали, что если человека заставить сделать акцент не на своем самопонимании как сына или дочери того или иного народа, а на самопонимании как гражданина страны, то это избавит мир от конфликтов. Более того, считалось, что переход от этнического идентитета к идентитету гражданскому – это вещь, которая упростит переход от гражданского идентитета к идентитету человека мира. Это и предполагали некоторые идеологи сделать. Сначала переставить акценты с этнического или религиозного самопонимания личности на общегражданскую, а потом с общегражданской – на общемировую.

Именно эти идеологи говорили: этносы отмирают, религии отмирают, частные идентичности уходят в прошлое, за ними отомрет и общегосударственные идентичности, и останется одна общая идентичность – человек мира, не связанный ни с какими интересами одной или другой этнической, национальной, расовой, социальной и прочей группой. Эта идея провалилась. Эта идея потерпела историческое поражение. Сегодня достаточно очевидно, что конфликтов при применении этой идеи меньше не стало. Интересы у людей расходятся, культуры людей расходятся.

Мы знаем, что этносы имеют разные характеристики. Люди вовсе не одинаковы. Люди вовсе не в одинаковой мере обладают теми качествами, которые используются в экономике, политике, в культуре и так далее. Мы знаем, что евреи лучше, чем афроамериканцы, играют в шахматы, а афроамериканцы лучше, чем евреи, играют в баскетбол. И эти различия достаточно очевидны. Игнорировать их в угоду идеологическому идолу политкорректности – значит, обрекать политику на близорукость или даже катастрофическую бессмысленность. Необходимо при построении любой осмысленно государственной политике учитывать особенности народов, их различия культуры и образа жизни.

России придется строить свою модель мультикультурализма, то есть общества, в котором люди живут согласно разным правилам, разным установкам, имеют разные образы жизни и имеют действительно расходящиеся культуры. Так, собственно, всегда было в России. Ничего выдумывать не надо. Никакие рецепты с Запада, который полностью провалил свою национальную политику, заимствовать не надо. В Российской империи всегда жили разные этносы, разные религиозные группы. Жили по во многом расходящимся законам и принципам и, тем не менее, составляли одно государство, потому что у них были общие идеалы, общие ценности и общие символы.

Сегодня крайне важно, чтобы люди могли в полном смысле без всякой оглядки на какие-либо мертвые идеологические схемы называть себя русскими, татарами, чеченцами, бурятами, евреями, армянами, грузинами (а у нас в России живет много армян и грузин), украинцами или молдаванами (а у нас живет много украинцев и молдаван) и при этом чувствовать себя ответственными за общую судьбу страны. Для этого должны осознаваться общие ценности, которые должны стать элементами права, политики и общественной жизни. А самое главное – элементами воспитания людей через школу, культуру и СМИ. Для этого должны быть общие символы, для этого должны осознаваться общие интересы перед лицом внешних вызовов или попыток разодрать на части Россию, поставив под вопрос ее внутреннее единство.

Настоящая мультикультурность общества, настоящее осознание культурного богатства, национального богатства общества – это не попытка смешать всех в одном котле и лишить людей их национального идентитета, их права быть самими собой и жить согласно своим убеждениям. Настоящее построение многокультурного общества – это взаимное уважение, взаимная поддержка, знакомство с культурами друг друга, о чем говорил президент, при уважении общих интересов, общих целей, общих ценностей и общих символов.

Несколько кратких мыслей о слове «русский». Этого слова не нужно бояться, и я об этом говорил на встрече президента с членами общественной палаты. В то же самое время этот термин вовсе не обязательно должен быть крепко связан с этническим идентитетом великороссов. Этот термин очень часто употребляется и как синоним нашей гражданской нации. На Западе, на Востоке нас называют одним словом – «русские». Точно так же мы не должны стесняться этого термина, который вполне может употребляться наряду с понятием «россияне». И оба эти термина на самом деле отражают нашу общероссийскую идентичность. И не нужно постоянно оглядываться на тех, кому ненавистен сам этот термин, кому ненавистно слово «русские», тем, кто считает его чем-то противоречащим лучшим человеческим идеалам, историческому опыту нашего народа, а самое главное – его историческому будущему.

Президент сказал во время заседания Президиума Верховного Совета еще одну очень важную вещь. Он отметил важнейшую роль в укреплении межнационального согласия и религиозных общин. Он сказал: «Я знаю, как много усилий прилагают религиозные организации для поддержания межнационального мира, потому что они понимают, что без такового духовное общение становится невозможным. Это путь в никуда. Полагал бы правильным создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий по урегулированию конфликтов на национальной почве».

Кстати, президент предложил создать такую группу и при Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте России, который возглавляет руководитель его администрации Сергей Евгеньевич Нарышкин. И более того, президент добавил, что такая группа необходима потому, что «это вполне практическая работа, исключительно важная и сложная».

Некоторое время назад представители разных религиозных общин, в том числе через Межрелигиозный совет России, высказывали пожелания о том, что эти общины вместе с этническими объединениями могут вносить свой очень серьезный вклад в урегулирование конфликтов на национальной почве. Была создана Межрелигиозная миротворческая миссия при Межрелигиозном совете России. Сегодня эту инициативу поддержал президент. Будем надеяться, что на площадке Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте, на площадке регионов страны удастся создать группы, которые могли бы отслеживать нарастающие конфликты в том числе в информационной сфере, включая интернет, реагировать на острые ситуации, отслеживать резонансные следственные и судебные дела, а самое главное – обращаться к людям с совместным призывом к миру.

Многие проблемы в сфере межнациональных отношений удастся разрешить, если лидеры религиозных общин, этнических объединений, представляющих как большинство, так и меньшинства, и вообще, благонамеренные граждански активные люди будут утверждать идеалы совместной мирной жизни, учиться сами и учить других культуре отношений разных народов, при этом не забывая о том, что каждый человек и каждый народ должен оставаться самим собой. В этом сила каждого народа, в этом основание и для его способности вести диалог с другими и строить с другими народами, с другими этническими группами, с другими религиозными группами совместную достойную мирную жизнь.

Читайте также:

Национальный вопрос?

Протоиерей Димитрий Смирнов: «Проблема в том, что русские не хотят рожать детей»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.