Содержание статьи
Что такое СДВГ?
СДВГ у детей расшифровывается как «синдром дефицита внимания и гиперактивности». Эту особенность нервной системы ребенка часто списывают на «невоспитанность» и «неусидчивость», но современные смежные дисциплины неврологии и психиатрии отмечают эту особенность нервной системы у детей, которых раньше считали шалунами. На самом деле, ребенку с СДВГ можно и нужно помочь в его обучении и развитии. Не стоит пугаться этой аббревиатуры. Все люди разные и каждый ребенок заслуживает индивидуального подхода. Точной причины возникновения СДВГ у детей пока никто не знает.
В чем проявляется СДВГ у детей?
- «Мой ребенок не может и минуты усидеть на месте»
- «Он вскакивает посреди урока, чтобы побегать по классу»
- «Он играет одной игрушкой только две минуты, потом сразу же бежит к другой и так по кругу».
Такие жалобы часто озвучивают родители детей с СДВГ. Основные проявления синдрома:
- Сложности с удержанием внимания;
- Гиперактивность;
- Неусидчивость;
- Импульсивные действия.
При этом не стоит принимать решение о наличии или отсутствии СДВГ самостоятельно. Делать это должен специалист. Показать ребенка можно неврологу или детскому психиатру, если вас настораживает поведение малыша или обучение школьника.
Помните, что ребенок не виноват в особенностях своей нервной системы, ему требуется поддержка, а не наказание. Не виноват и родитель. «Синдром дефицита внимания» часто ошибочно трактуют, как недостаток внимания со стороны взрослого, но в данном случае речь идет о дефиците внимания и возможности сосредоточиться у самого ребенка.
Гиперактивными также часто считают шустрых и любознательных детей. Отличие естественной активности ребенка от гиперактивности состоит в том, что у активного ребенка есть познавательная или игровая цель. Например: он залез на дерево, чтобы достать яблоко или, потому что играет в пиратов. Гиперактивный ребенок часто бегает, прыгает или залезает куда-то просто, потому что не может остановиться!
СДВГ у детей отмечается и тем, что ребенок плохо переносит режим ожидания, скуку, его требуется постоянно чем-то занимать. Всем маленьким детям будет тяжело провести час в очереди, но родители гиперактивных детей часто жалуются «он просто разносит дом, когда я стираю или готовлю обед». Скука очень тягостна для ребенка с СДВГ, и он пытается заполучить внимание любимого взрослого любыми способами.
Дети с СДВГ часто прекрасно знают правила поведения и не могут их выполнять не из вредности или от плохого характера, а в силу своих особенностей: им тяжело ставить себе ограничения. Особенно, когда им скучно, возвращаясь к предыдущей проблеме.
У детей старшего возраста наблюдаются проблемы с самоорганизацией, планированием собственного времени на уроки и развлечения, низкая мотивация к учебе, слабая сила воли. Дети быстро устают и перегружаются.
Все эти признаки не могут быть поводом для окончательного решения, так как могут наблюдаться и при других особенностях, а также при их отсутствии. Последнее слово всегда за специалистом.
Коррекция СДВГ у детей
При СДВГ у детей не используется слово «лечение», потому что специфического лечения или волшебной таблетки от СДВГ не существует. Эта особенность с человеком навсегда, но ее можно корректировать так, что существующие трудности будут заметны или известны только самому человеку, а он успешно научится с ними справляться.
Лечение назначается только при наличии сопутствующих серьезных проблем. Например, со сном или излишней тревожностью.
Если вы подозреваете у ребенка СДВГ, покажите его специалисту, чтобы подобрать способ коррекции, подходящий именно вашей семье.
Чего делать не стоит:
- Ругать ребенка, потому что у него трудности, а не избалованность и лень.
- Ставить в пример других детей, у которых «все получается».
- Пытаться лечить СДВГ успокоительными, которые не назначал врач.
Что может помочь:
Постарайтесь найти и выделить у ребенка тот талант, который явно хорошо развит. Например, он замечательно рисует или танцует. Отмечайте это и хвалите его. Ребенок должен чувствовать себя в чем-то успешным, чтобы справляться с трудностями в других областях.
Покажите ребенку опыт самоорганизации. Если ему трудно распределить свое время, поможет визуальное расписание на стене. в 14:00 — обед, в 15:00 — отдых, в 16:00 — уроки и т.д.
Озвучивайте правила четко, ребенку тяжело понимать двойные послания. «Нельзя высыпать муку, потому что, если ты сделаешь это сейчас, я не смогу испечь тебе пирог, который обещала. Магазины закрыты, и мы не сможем купить еще муки, а я буду расстроена».
Установите будильник на телефон ребенку, который будет помогать ему ориентироваться во времени и звонит во время того, как надо перейти к следующему пункту расписания.
Помогите ребенку систематизировать решение проблемы: «у тебя двойка по математике. Какая тема дается тебе особенно тяжело? Мы позанимаемся сегодня и завтра дополнительно, потом ты перепишешь контрольную».
Ребенку важно чувствовать, что вы на его стороне. Не вместе со всеми против него (дети с СДВГ часто сталкиваются с непониманием и даже травлей), а на его стороне, понимаете его трудности и поможете с ними справиться.