Дорогой Игорь,
Точно не знаю, когда появилась, но происхождение её явно позднее, не раньше средневековья. В канонах никакого обоснования этому нет, это лишь просто обычай, каких в церковном быту довольно много разных, в том числе «неписанных». Эти обычаи могут быть разного качества (могут не противоречить существу христианской веры, а могут носить оттенки, чуждые ей, чисто мирские или языческие). В данном случае изначально, по самой идее, особого противоречия нет, поскольку число 40 – библейское, означающее некую символическую полноту срока или «число испытания», и тогда в течение 40 дней или 40 литургий, если богослужения не каждодневные, совершается в храме молитва о упокоении усопшего или о здравии больного. Как к сорокоусту относиться – дело личное, ваше в том числе. Могу лишь отметить, что эта и другие приходские требы, к сожалению, часто излишне «коммерциализируются», и к ним часто относятся в народе потребительски или магически. В этом плане это действительно может вызывать подозрения.