Мы ответили на 15922 вопросов
Опубликованы ответы на 2464 вопросов
Навигация
Человек
Задать вопрос священнику Наши священники

Прочитал правило, гласящее, что детей причащают только Св. Кровью Христовой. Появилось недоумение, разве может быть Причащение неполным?

Прочитал правило, гласящее, что детей причащают только Св. Кровью Христовой. Появилось недоумение, разве может быть Причащение неполным? Только Св. Кровью или Св. Телом? Ведь само таинство Причастия (Вечеря Господня) состоит из двух, из Хлеба и Вина?! Как можно отделять Одно от Другого? Понятно, что каждое Вещество таинства свято, но ведь и символизм Вечери свят!! В практике наших приходов, сколько я ни носил на Причастие своих детей (1-2 мес. младенцами), всегда видел в вине (в лжице)крошечную частицу хлеба!? ... Похожее смущение возникает и с литургией Преждеосвященных Даров, на которой взрослым можно причащаться, а детям нельзя! Это видимо последствие вышеуказанного правила. И что обидно, нет единства с Греками в таком важном вопросе! Они причащают детей на своих литургиях Преждеосвященных Даров уже не менее 1000 лет, подтверждая тем самым, что Это Таинство для всех должно быть полным. Но они правда странно как-то размыслили, что вино претворяется в Св. Кровь при соединением со Св. Телом!?? Из-за чего, наверное, мы с 17 века и отказались от такой практики. На Вечере Господней, Той Самой, такого невозможно представить!... Почему же священнослужители не запасают Вина вместе с Хлебом (раздельно!) на всю седмицу для совершения данных литургий, всего двух? Тогда бы не пришлось додумывать, что будет при соприкосновении Одного с другим (прости Господи). Не нужно было бы Одно Другим пропитывать, отделять Друг от Друга, т.е. действовать как-то вне самого символизма Вечери, согласно которой Вино было в виде вина, а Хлеб в виде хлеба. Даже страшно подумать, как-то понять эти манипуляции со Святыней. Из-за практических трудностей (будь то: хранение; переноска Святыни больным; опасность уронить расплескать Св. Дары; много причастников; низкий их духовный уровень и т.п.) страдать символизм Вечери Господней всё-таки не должен... Сам, я бывший протестант (баптист), поэтому, так скрупулезно к этому подошел (чтобы и другим объяснить). Читал, также, что на всеправославном соборе в 2016 будет решаться этот вопрос. Как только вот греки после 1000 лет изменят свое "странное" понимание?! Боясь какого либо кощунства, но также профанации и не договаривания, хочу с этими вопросами разобраться насколько это возможно. Когда сам пытался, то обнаружил в интернет много междоусобиц и споров по данным темам. Помогите разобраться. Артем.
священник Филипп Парфенов

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Дорогой Артём!

Слишком много Вы тут всего понаписали, и разбор каждого из ваших недоумений или сомнений требует не переписки в рамках ответа на вопрос, а целой серии богословско-литургических трактатов и исторических экскурсов! Честно признаться, я лично не вижу тут острой проблемы, как видите Вы. Дело в том, что «символизм» сам – такая область, где неизбежны разные восприятия и подходы, разная логика, поэтому сама разница мнений и практик здесь также неизбежна. Вы приводите одну цепочку аргументов, которая для Вас является очевидной, а другие могут привести другую цепь доводов, которые для них самих будут не менее очевидными (в частности, насчет греческой практики в Преждеосвященной литургии)! И что тут тогда делать? Пикироваться, препираться, устраивать разборки с претензиями по поводу искаженного символизма? По-моему, это не выход. В отношении младенцев за все 2000 лет христианства практика тоже не была одинаковой. В первые века младенцев не крестили, соответственно, и не причащали (в Византии до четвертого века включительно, на Западе практика крещения младенцев утвердилась раньше), — значит, такой проблемы «неполного причащения» в принципе быть не могло. Но затем практика изменилась… А младенец вообще – полноценный человек или всё-таки нет? Смотря как рассудить. Как создание Божие – да, но всё же потенциально, а не актуально, а раз не актуально, то получается, что и не полноценный, как взрослые. Но и причастие в таком случае для него подается «неполное». Здесь своего рода компромисс, как и в других многих случаях, касающихся церковных таинств и обрядов. Подобные компромиссы – не хорошо и не плохо, на мой взгляд, это просто неизбежное явление.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Поделиться

Читайте также

Вопросы и ответы в рубриках:

Причастие