Дети часто выключают камеры на дистанте. Особенно старшеклассники. Один ученик хочет остаться в пижаме, другой не готов показывать свою комнату всему классу, а третий вообще занят чем-то другим и микрофон тоже отключил. А как себя чувствует учитель? Педагоги рассказали «Правмиру», что чувствуют, когда ведут урок, не видя учеников, и как пытаются наладить контакт с детьми.

Главное не камера, а обратная связь

Татьяна Мукина, учитель математики, г. Бор, Нижегородская область:

— Ситуации, когда ученики не включают камеры во время урока, случаются постоянно. Особенно часто это происходит в старших классах. Дети говорят, что у них то проблемы со звуком, то нет камеры, то еще что-то. 

Тех, кто не включает камеру, я прошу писать ответы в чате или присылать решения. Но выяснять отношения на уроке, задавать вопрос каждому, почему он не включил камеру, — на это просто нет времени. За 30 минут надо и объяснить, и спросить, на решение технических вопросов ничего не остается.

Применять какие-то санкции, например, не допускать на урок тех, кто не включает камеру, мы не можем. Я пускаю всех и в любое время, даже за 10 минут до конца урока. Мало ли, что у них могло случиться — у кого-то сломался модем, у кого-то еще что-то, бывает всякое. 

Учитель — «говорящая голова» на экране, а дети устали. Директор школы Ефим Рачевский — о проблемах дистанта
Подробнее

Видео дети не включают по многим причинам. Чаще это делают старшеклассники. Я думаю, что многие не сидят за столом с ручкой и тетрадкой, они могут лежать на диване или заниматься какими-то своими делами. Я понимаю, что такое возможно.

Что-то придумывать, как-то увещевать, убеждать — не думаю, что это их простимулирует. Наиболее ответственные и так всегда отвечают и включают камеру, они всегда на виду. А тем, кто не включает камеру и не отвечает на уроке, я даю потом индивидуальное задание. Нельзя совсем закрывать глаза, если нет обратной связи.

Сама по себе включенная камера мне не принципиальна, потому что все равно я не могу увидеть всех. Урок идет по презентации, на каждом слайде мы выполняем какие-то действия и весь экран занят, я вижу только активные окна — тех, кто отвечает. А целиком весь класс не видно. То есть смысла всем быть с включенными камерами постоянно нет. Возможно, на устных предметах, на английском, истории, литературе, это нужно, но на математике это не всегда оправданно.

Хочется, чтобы мы все друг друга видели

Наталья Волкова, детский писатель, преподаватель английского языка и литературного творчества:

— Я заметила, что если весной камеры были включены на уроках всегда, то сейчас этого не происходит. Наступила какая-то общая усталость и нежелание вылезать из кровати, наряжаться и садиться перед включенной камерой. Детям уже не хочется напрягаться, и камеру они не включают.

Странное, конечно, ощущение, когда не видишь реакции. То ли разговариваешь с самим собой, то ли с бездной.

Если детям помладше можно просто сказать, что нужно включить камеру, и они это делают, то с подростками уже сложнее. С ними приходится каким-то образом лавировать, чтобы удержать их внимание. Поэтому сказать им в приказном порядке, что нужно включить камеру, я не могу.

Половина занятий проходит в формате, когда я делюсь экраном и тогда детей не видно, в таких ситуациях неважно, включена или выключена камера. Поэтому я прошу включить в те моменты, когда нужно видеть, как они артикулируют, или во время групповой работы. И они обычно идут навстречу, конфликтов по этому поводу у нас не бывает.

«Держу рядом фото класса, чтобы видеть глаза детей». Учителя со всей страны — о жизни и работе в пандемию
Подробнее

Удобнее, безусловно, с камерами, потому что видно реакцию детей. Возможно, это субъективное восприятие и дело привычки — хочется, чтобы мы все друг друга видели. То есть для меня это было бы более комфортно.

Даже когда читаешь лекцию, хочется какой-то реакции на это, а не вещать в пустоту. Тем более что не всегда бывает хорошая связь и иногда я что-то говорю, а в ответ черные экраны и тишина, тогда вообще непонятно, они меня слышат или нет. Приходится периодически останавливаться и говорить: «Если вы меня слышите, дайте знак, напишите в чат цифру 1».

Я считаю, что с подростками нужно договариваться, угрозы с ними не пройдут. Нельзя ставить ультиматумы, говорить: «Если ты сейчас не включишь камеру, то уходи с занятий». В ответ ребенок может просто оборвать с нами связь. Для меня это не вариант, я лучше переведу все в шутку и найду какой-то компромисс.

Борьба за включенные камеры — это не про учебу

Наталия Смирнова, учитель русского языка и литературы, Москва:

— С октября я работаю дистанционно. Это нормальная практика, когда дети не включают камеры во время урока. Скорее, когда они их включают — это уже исключение из правил.

Вначале мне казалось естественным, что все должны быть с включенным видео. Я не понимала, почему ученик не включает камеру. Теперь понимаю, дети мне это объяснили. И сама, просидев два с лишним месяца на дистанте, могу сказать, что иногда нет желания ее включать.

С одной стороны, это неприятно, когда вместо детей я вижу черные квадратики. Но когда я включаю демонстрацию экрана, я уже не вижу ни тех, у кого включены камеры, ни тех, у кого отключены. 

Бороться с этим я не пытаюсь, считаю, что это личное дело. Я понимаю, что некоторым детям некомфортно сидеть постоянно перед камерой.

Учитель должен в первую очередь задать себе вопрос — в чем смысл, чтобы 25 камер были включены? Чтобы контролировать, что дети учатся?

Но проконтролировать, что ребенок делает при включенной камере, невозможно. Он может, например, листать параллельно открытый фейсбук, заниматься своими делами, а не уроком. Да и в целом я не вижу себя в роли контролера. Учитель не должен быть контролером, это явно не про школу.

«Я общаюсь с моим представлением о детях, а не с ними самими»

Марина Бреннер, учитель истории в русской школе «Солнышко», Ницца–Страсбург, Франция:

— Ситуации, когда ученики выключают камеры на уроке, случаются постоянно. Когда пандемия только началась, меня это раздражало. Казалось, что это неуважение ко мне как к учителю. А сейчас я очень спокойно к этому отношусь.

Я, конечно, очень люблю видеть своих учеников. Так мне легче понять все реакции, где что-то осталось непонятым или, наоборот, все понятно и можно не замедляться, а двигаться в более быстром темпе.

Конечно, я бы предпочла, чтобы у всех были идеальные условия, чтобы все могли спокойно учиться из дома, ничто не мешало включать камеру и микрофон и так далее. Но в реальности, чтобы весь класс был с включенными камерами, так не получается.

Я честно говорю детям, что мне очень приятно видеть их глаза, мне очень хочется увидеть их мимику, как они реагируют, но если по каким-то причинам ребенок не может или не хочет включать камеру, то я не настаиваю.

В одной школе, где я работаю с детьми помладше, у нас есть договоренность с родителями, что они обеспечивают включенные камеры, и, как правило, никаких проблем не возникает.

«Забудьте про олимпиадную математику». Нейропсихолог — о том, почему детям трудно учиться дистанционно
Подробнее

В другой школе, где более старшие дети, на уроках преимущественно выключенные камеры, но и позиция администрации такова, что все школьники находятся в разных условиях и учителю нужно быть лояльным и оказывать поддержку, а не давить и не усугублять стресс. Мы проверяем вовлеченность учеников в урок не включенной камерой, а той активностью, которую они проявляют в заданиях и вопросах.

Я говорю своим ученикам, что общаюсь с моим представлением о них, а не с ними самими, и если они включат камеры, то мне этим помогут. Но обычно на уроке меньше трети учеников с включенными камерами. Главное требование, чтобы они присутствовали на уроке. Я обращаюсь к ним голосом, в чате идет общение, они выполняют задания, и я понимаю, что они присутствуют на уроке, вовлечены в работу, а визуально они могут не быть представлены по каким-то причинам, например, им не комфортно или какие-то домашние обстоятельства не позволяют это сделать. Мы исходим из того, что доверяем детям.

У меня нет какого-то недовольства, ощущения, что они назло или специально выключают камеры. Я исхожу из того, что они хотели бы, но не всегда получается.

При поддержке Фонда президентских грантов

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.