– Книга «Святые в истории» имеет подзаголовок: «Жития святых в новом формате». Чем же вас старый формат не устраивает?
– Очень даже устраивает. Я люблю читать жития святителя Дмитрия Ростовского. И то, что я постаралась написать – может быть, даже не столько жития, сколько биографии святых, жизнеописания на фоне истории.
В ходе работы наткнулась на один интересный факт. В XIX веке малоизвестная сейчас исследовательница русской литературы Екатерина Степановна Некрасова подготовила для просветительского издательства «Посредник» переложение жития святой Иулиании Лазаревской. Работой этого издательства руководил Л.Н. Толстой – редактировал рукописи, писал предисловия, все через него проходило.
Так вот, Толстой остался недоволен переложением жития и в письме Черткову написал очень важное наблюдение: «Все жития, как только переводятся на простой язык, так сейчас поражают своей искусственностью. Только на славянском или древнем они читаются и этим обманывают». Ведь так и есть – многие современные переложения вроде бы делают жития понятнее, но что-то важное из них исчезает.
С другой стороны, жития Дмитрия Ростовского написаны свыше трехсот лет назад, за это время их восприятие не могло не измениться.
Как известно, жития писались по определенному канону: ребенок в детстве не любил играть со сверстниками, ходил в храм, читал Священное писание… Личная биография святого была как бы неким предисловием к его христианскому подвигу – у кого-то это мученичество за Христа, у кого-то апостольские труды по просвещению язычников или создание монастыря – вот здесь уже начинаются различия.
Но мы живем в XXI веке, когда огромное значение придается человеческой индивидуальности. Хотим мы этого или нет, но мы именно так воспринимаем окружающий мир – через его разность, непохожесть. Поэтому современного человека канон не слишком вдохновляет. Интересны как раз отличия, психология выбора, особенности социальной среды и даже характера, неповторимость каждого человеческого пути к Богу.
– Получается, что вам что-то пришлось допридумывать?
– Нет, на собственные фантазии в такой теме я бы точно никогда не решилась и не решусь. На самом деле, все это есть – в сохранившихся до наших дней мученических актах, житиях, письмах, сочинениях, в них рассыпано множество интересных и говорящих подробностей. Моя задача была их найти, разглядеть и вынести на поверхность. Просто сделать еще и такие акценты.
Ведь все мы сначала что-то о ком-то узнаем. Потом пытаемся это понять. И лишь поняв, можем полюбить, принять в свое сердце. И вот без этого второго звена – «понять» – как мне кажется, знание остается безжизненным и чисто информативным, по большому счету, и не нужным. Для меня очень важно, чтобы героев книги узнали, поняли и полюбили.
– Исторический фон тоже помогает многое уяснить?
– Конечно. Читая жития, я постоянно ловлю себя на мысли: а когда это было? Возвращаешься к началу и находишь упоминание: «при Траяне» или «при Диоклетиане» – и опять задумываешься, пытаешься вспомнить главные события того времени.
Мне изначально понравилась сама идея серии «Святые в истории» издательства «Никея» – показать еще и определенный исторический отрезок времени в биографиях. Первая книга – это I–III века, дальше пойдет ранняя Византия, поздняя Византия, Средние века…
Для нас очевидно, что именно люди, реальные личности формируют облик своего времени – знаменитые художники, поэты, императоры, полководцы. А святые – это были лучшие люди своего времени, великие каждый по-своему.
– Как вы выбирали своих «героев»?
– Первая книга содержит жития апостола Павла, апостола Иоанна Богослова, священномученика Игнатия Богоносца, мученика Иустина Философа, мученицы Перпетуи, священномученика Киприана Карфагенского, святителя Григория Неокесарийского, мучениц Агапии, Ирины и Хионии.
Здесь есть имена всем известные и такие, о которых мало кто слышал, несколько историй о женщинах-христианках, представлена разная география – это и Рим, и Карфаген, и Малая Азия. А в других книгах географический обзор будет еще шире – Англия, Франция, Болгария, Чехия, Сербия, Венгрия, конечно же, Россия….
Одним из главных критериев выбора было наличие литературных источников, собственных сочинений – писем, проповедей, иногда дневников.
Почему, к примеру, в первую книгу вошел Григорий Чудотворец (Неокесарийский), а не горячо всеми любимый Николай Чудотворец? О каждом из них есть множество легенд и чудесных преданий. Это так, но с III века до наших дней сохранились сочинения и самого святителя Григория – его «Благодарственная речь Оригену», богословские творения.
Именно по ним я старалась ориентироваться, когда писала биографию, а не на легенды из жития. Важно и то, что в общине епископа Григория состояла святая Макрина – родная бабушка святителей Василия Великого, Григория Нисского и Петра Севастийского, этих великих учителей Каппадокийских. Во второй книге будет и о них тоже.
Такой подход помогает понять, что в истории христианства все между собой глубоко связано. Это потрясающе интересный мир даже для тех, кто относит себя к светским читателям.
– Вы много пишете на исторические темы: роман «Эсфирь», повести для детей на библейские сюжеты, теперь вот «Святые в истории». Кем вы себя ощущаете — писателем или историком?
– Конечно, писателем. Историком я себя вообще не считаю. Я просто человек, который интересуется и любит историю и надеется увлечь этим интересом другим. Ведь такие при этом открываются дали и глубины, просто дух захватывает!
И мне кажется, в этом интересе к прошлому есть что-то очень существенное для жизни и самосознания современного человека. В идеале каждый должен ощущать себя частью Всемирной истории, только это не так-то просто.
Презентация первой книги серии «Святые в истории» состоится 15 мая в 19:30 в культурном центре «Покровские ворота». В презентации примут участие автор книги, писатель Ольга Клюкина и настоятель храма святой Троицы в Хохлах, протоиерей Алексий Уминский.