А все-таки нас любят

|

На собор близ города Казанлык у водохранилища Копринка съехались десять с лишним тысяч болгар. Национальное Движение русофилов начиналось в 2003 г., когда недалеко от Софии собралось 800 болгар, работавших в годы социализма в советской республике Коми. Постепенно к ним присоединились те, кому довелось учиться или работать в разных уголках Советского Союза, смешанные семейные пары. То есть изначально это были встречи друзей, которых объединяло «советское» прошлое, – они вспоминали свою юность, совместную работу и учебу, любовь, общие горести и радости, пели любимые русские народные и советские песни.

Собирались вместе люди, которые испытывали неподдельную любовь к России, лишенные доступа к ставшими для них необходимыми российской культуре, литературе, искусству, прессе, телевидению. К ним тянулись и те болгары, для которых дружба с Россией не только прошлое, но и важный фактор современной общественной жизни. Движение довольно быстро стало массовым, организованным, его отделения возникли по всей стране. Сегодня только зарегистрированных членов насчитывается свыше 20 тысяч, а на ежегодных соборах у Копринки участвуют от 8 до 12 тысяч человек. В 2009 г. Движение русофилов возглавил Николай Малинов, под руководством которого активисты развили многостороннюю деятельность, направленную, прежде всего, на сохранение памятников русских и советских воинов, поддержку изучения русского языка в Болгарии, знакомство с творческими коллективами из России.

На нынешнем соборе под овации присутствующих посол России в Болгарии Ю. Исаков зачитал Указ президента России Д. Медведева о награждении Н. Малинова медалью имени А.С. Пушкина за активную деятельность по сохранению памятников русской и советской воинской славы. С высокой трибуны прозвучали приветствия президента Болгарии Г. Пырванова, лидера БСП С. Станишева, кандидата в президенты от БСП И. Калфина, представителей общественных организаций, свое слово сказали представитель Русской Православной Церкви в Софии игумен Филипп, руководители российских делегаций. До позднего вечера перед собравшимися выступали артисты, многочисленные болгарские и российские художественные коллективы, развевались российские и болгарские флаги, звучали популярные русские и болгарские песни.

Когда видишь все это собственными глазами, испытываешь огромное волнение – где, скажите, в какой стране мира можно увидеть подобное? Испытываешь и чувство горечи – что знают русские люди об этом феноменальном движении?

Разве нашлось ему место в российских СМИ и на центральном телевидении? На чью помощь и поддержку может рассчитывать болгарское Движение русофилов в России? Есть и серьезная тревога – какое будущее ожидает это уникальное движение?

Национальное Движение русофилов позиционирует себя как неправительственная, неполитическая организация, цель которой развитие болгаро-российского сотрудничества в различных сферах на основе исторических, культурных и религиозных традиций, существующих в отношениях между двумя странами. Активисты Движения подчеркивают, что объединяют всех, кому дороги связи с Россией, независимо от политических взглядов и партийной принадлежности, однако, совершенно очевидно, что оно объединяет прежде всего тех, чье сердце осталось в социалистической Болгарии. Ее образ ассоциируется у них с детством и юностью, с уверенностью в завтрашнем дне, служением идеалу счастливого справедливого общества, в котором доведется жить если не им самим, то непременно их детям. Все искажения, несправедливости того времени для них буквально растворились перед реалиями последних двадцати с лишним лет: грабительской приватизацией, обнищанием народа, высокой смертностью населения, массовой эмиграцией, забвением национально-государственных интересов в угоду западным державам. Они плохо себе представляют, что происходит в сегодняшней России, искренне недоумевают, почему Болгария исчезла из поля зрения новой российской элиты, болезненно переживают её безразличие к тем, кто в Болгарии любит Россию.

Движение Н. Малинова, безусловно, не охватывает всех русофилов Болгарии. В стране существуют и другие общественные организации, которые выступают за дружбу и сотрудничество с Россией, однако они не столь массовы и организованны.

Не участвуют в Движении представители классических левых и правых взглядов, они с разных позиций критикуют его. Так, со стороны правых можно услышать, что, дескать, надо оставить в прошлом деление болгарского общества на русофилов и русофобов. Отношения к России должны определять иные критерии, скажем, материальные, прагматические интересы. Но объективная реальность такова, что в современном болгарском обществе существуют и русофилы, и русофобы, причем, и тех и других в различных пропорциях можно встретить во всех политических партиях, возможно, за исключением турецкой ДСП. Однако политический и информационный климат в нынешней Болгарии таков, что требуется обладать гражданским мужеством, чтобы открыто назвать себя русофилом.

Н. Малинов прямо говорит, что ежегодно люди собираются на соборы, чтобы «выразить свою любовь к России, заявить с гордо поднятой головой, что они не боятся и не стыдятся показать свою любовь к нашим общим культурным и духовным ценностям».

Идейно-политическая борьба в Болгарии со всей очевидностью свидетельствует, что вопрос об отношении болгар к России неразрывно связан с вопросом определения своей национальной идентичности, осмыслением своего места в истории, пониманием направления движения болгарского государства на современном этапе.

10 ноября 1989 г. – поворотная дата в истории Болгарии: коммунизм ушел, но коммунисты остались. Немалая часть из них довольно быстро превратилась в антикоммунистов, которые не стали на путь возвращения к своим национальным корням, а настойчиво стали увещевать болгарский народ сделать «новый цивилизационный выбор». Претенциозные слова в реальности скрывали насаждение новой национальной идеологии – безудержного потребления, американизации, обслуживания интересов США на Балканах. Сознательно или нет, новые руководители Болгарии говорили и говорят о необходимости «цивилизационного выбора», когда в действительности такой выбор невозможен.

Как остроумно заметил болгарский политолог Валентин Вацев: «Присоединиться к цивилизации, к которой не принадлежишь, это все равно, что объявить себя золотой рыбкой и на этом основании потребовать себе более комфортный аквариум».

У болгар, как у любого народа, альтернатива одна – либо сохранить свою, Богом данную национальную идентичность, либо исчезнуть, раствориться в цивилизациях иных.

В истории Болгарии были тяжелейшие периоды, когда существовала серьезная угроза ее исчезновения с карты мира. Исторический опыт недвусмысленно свидетельствует , что болгарский народ выдерживал самые тяжелые испытания, когда болгарин и православный были синонимами. Русских и болгар при всех различиях национального характера объединяет общий цивилизационный код, духовная связь, которая веками предопределяла отношения двух народов друг к другу, независимо от политических перипетий и коньюнктуры. Не случайно во все времена для врагов Болгарии и России это сочетание славянства и православия было нетерпимо, именно сюда было направлено острие идейно-политической борьбы. Во многом те, кто пытался вбить клин между нашими народами, преуспели: сегодня отчуждение между странами, между элитами – очевидный факт. Можно говорить, что причина в сильнейшем натиске глобализации, американизации жизни в России и в Болгарии. Однако главная беда видится в другом – не враг силен, а мы слабы.

Сегодня и Россия, и Болгария переживают период затяжного духовного кризиса. Морально-нравственные основы и традиции государственности, которые родились и развивались в лоне православной духовной культуры, во многом утрачены. В обществе нет единства ни в понимании добра и зла, ни в определении своей национальной идентичности, ни в представлении о своем месте в будущей картине мира.

Крах социалистической системы освободил Россию и Болгарию от атеистического режима, однако, пришедшие к власти элиты вместо возвращения к национальным корням, собственным духовным ценностям избрали вектор политического движения исключительно на Запад.

Тяга к копированию западных «ценностей» известной части общества, с одной стороны, и отторжение их подавляющим большинством народа, с другой, привели к затянувшемуся периоду идейного разброда и шатаний, массовому распространению оккультизма и сектантству, напряжению общественного климата.

Практически все выступавшие на соборе русофилов, упоминали о многовековых духовных связях наших народов, но говорили о них как о категории прошлого, а то и вовсе употребляли слово духовность в искаженном смысле – как приобщение к явлениям культуры, которые, как известно, могут быть и богопротивными и бездуховными. В то же время бросилось в глаза, что из десяти тысяч участников собора лишь два-три десятка человек приняли участие в заупокойной службе у памятника русским и болгарским героям на Шипке. Лишь горстка людей стояла в храме-памятнике Рождества Пресвятой Богородицы в селе Шипка на литургии, которую служил митрополит Старозагорский Галактион, ни один человек не подошел к причастию. Некоторые активисты Движения русофилов впервые были на церковной службе.

Представляется, что сегодня как никогда актуально вспомнить, что благодаря духовным связям наших народов в тяжелейшие периоды истории уцелел «духовный щит», сберегавший само существование русских и болгар – святая православная вера. Как в сообщающихся сосудах, от одного народа к другому перетекали идеи, религиозный опыт, потоки духовной литературы, достижения культуры и искусства. Сегодня эти сосуды практически пусты – и в России, и в Болгарии в значительной мере утрачено знание своего национального кода. Но богатейшая сокровищница духовного знания доступна, и она рядом! Величайшие подвижники православной веры, русские и болгары, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Рильский, Паисий Хилендарский оставили нам свои заветы, указали путь спасения и процветания наших народов. Болгарин святой митрополит Московский Киприан, возглавивший Русскую церковь в тяжелые времена борьбы с монголо-татарским игом, призывал к единству и духовной стойкости всех православных христиан. Этот призыв особо актуален для России и Болгарии сегодня. Возвращение к Православию как основе жизни русских и болгар есть вопрос нашего выживания. Если Россия и Болгария не займут своего места в цивилизационной группе, к которой принадлежат, то, лишенные своей национальной идентичности, они обречены на обслуживание чуждых им интересов.

Идти вместе и нести в мир свет нашей веры, свой взгляд на справедливость, нравственность, организацию жизни – вот миссия России и Болгарии, их национальная идея.

В этом свою позитивную роль может сыграть и Движение русофилов, которое в будущем в своем нынешнем виде не может сохраниться. Оно или превратится в кружок любителей русской культуры, или самораспустится, так как в православной дружественной нам Болгарии русофобам не будет места.

Ольга Решетникова
Источник: Столетие

Лучшие материалы Правмира можно читать на нашем telegram-канале

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Русская Церковь подарила Болгарской частицу мощей святителя Луки Крымского

Передача частицы мощей от одной Поместной Церкви к другой – древняя традиция

Патриарх Кирилл: Пребывание за рубежом должно укреплять православных в вере

Когда люди живут за пределами своего Отечества, они попадают в иную культурную среду

Протопресвитер Александр Шмеман: Социально-утопическое чистилище русской культуры

«Основы русской культуры» – неизвестные лекции протопресвитера Александра Шмемана

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: