Александр Морозов: Думаю, что участие приходского священника в муниципальной жизни – естественное, полезное дело

|

Почти половина россиян, 45%, – считают, что для них как для избирателей  политик, исповедующий православие – хорошо. Чаще так говорят православные, принадлежащие к Русской Православной Церкви (62%),  граждане, занятые в области науки и образования (57%) и неработающие пенсионеры  (54%).

 Для 41% респондентов не имеет значения причастность политика к православию.  Среди считающих так – несколько чаще встречаются служащие в военных и силовых структурах (60%).

Для 5% от числа опрошенных: политик, являющийся православным – плохо. Чаще так думают предприниматели и руководители (10%), безработные  (8%), жители Дальневосточного (13%) и Приволжского ФО  (8%).

Александр Морозов

Александр Морозов

Таковы результаты опроса службы “Среда”. Их комментирует Александр Морозов шеф-редактор Русского журнала, директор Центра медиаисследований УНИК:

К сожалению, сам вопрос сформулирован не очень удачно. Гораздо интереснее было бы увидеть результаты ответов на вопрос: «Поддержите ли вы политика-христианина?».   Результаты, я думаю, были бы другие для крупных городов.  Понятно, что большинство христиан в России – православные. Но само слово «православный» в социологическом опросе носит «эксклюзивистский» характер, т.е. подчеркивает не только конфессиональную, но и юрисдикционную принадлежность (т.е. речь идет о политиках в границах РПЦ МП).  А в этой «методологической» рамке ответы неизбежно приводят нас к тому, что пенсионеры, военные и жители малых городов гораздо больше поддерживают политика-христианина, чем жители мегаполисов, молодые люди, активные социальные группы.  В результате мы должны думать, что христианские ценности в политике поддерживают преимущественно «бюджетники», низкооплачиваемые работники и слабо защищенные социальные группы, а новый городской средний класс относится к этому с равнодушием или негативно. Но такой вывод расходится с нашим бытовым наблюдением за составом российских приходов в крупных российских городах. Мы видим много молодых, обеспеченных и социально активных христиан. Очевидно также, что судьба христианско-демократического присутствия в российской политике находится в руках нового городского среднего класса. Именно поэтому интересно было бы исследовать его предпочтения глубже, чем мы это делаем сегодня.

Опрос «Среды» показывает, что российское общество в десятые годы более лояльно относится к участию священников РПЦ МП в политике.  В 90-е годы, если я правильно помню, были более низкие цифры.  Новые решения Синода не исключают участия клириков в органах представительной власти, т.е. в  Госдуме, законодательных собрания и тем самым – в выборах.  При патриархе Алексии был более жесткий запрет на участие священства в политике.

Я думаю, что участие приходского священника в муниципальной жизни – естественное, полезное дело.  Приход не может быть равнодушен к тому, как устроена жизнь в его районе. Это касается и застройки, и сохранения исторического ландшафта, и обустройства жизни семей (детские сады, школы и проч.).  Но надо ли священнику участвовать в избирательной кампании в нынешней политической системе? Вряд ли. Ему придется связать себя с одной из имеющихся партий. То есть – по существу – с «Единой Россией».  А это лишено всякого смысла. Благоустройство каждого  данного места нашей земли возможно и без участия в политике.  Приходские священники, как правило, настолько авторитетны на муниципальном уровне, что участие в партийной политике ничего им не прибавит.  Возможно ли участие в партийной политике епископата? Да. Мы можем представить себе  епископа в Государственной думе. Но, конечно, ему придется считаться с колоссальными репутационными издержками.

Впрочем, возвращаясь к началу: исследовательский интерес представляет не «участие священников или активных мирян в политических партиях», а оценках широкими кругами граждан присутствия христианских ценностей в политической и общественной жизни.

Читайте также:

Нужны ли православные в политике?  – опрос службы “Среда”

Ольга Васильева: Существует мнение. что верующий человек по определению должен быть хорошим с точки зрения нравственности

Екатерина Егорова: Положительно отвечают те, кто хочет идти, не отклоняясь от “линии партии”

Екатерина Добренькова: Поддерживая православных политиков, люди надеются заполнить идеологический вакуум

Роман Лункин: Словосочетание “православный политик” – своего рода ярлык, а не содержательное понятие

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: