Блаженнейший митрополит Владимир: «С Божией помощью мы преодолеем нынешние невзгоды»

|

27 июля начнется Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину. Предстоятель посетит Киев, а также несколько городов на востоке и западе страны. В преддверии этого исторического события Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир ответил на вопросы корреспондента газеты «Известия» Бориса Клина.

― Владыка, год назад Украину посетил Патриарх Алексий II. Какое влияние оказал тот визит? Изменилась ли ситуация в Церкви за это время?

― Визит Святейшего Патриарха Алексия в Киев увенчал всеукраинские торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. Они стали главным событием года. Впервые за долгое время и Церковь, и власть, и общество отмечали Крещение Руси как главный исторический праздник нашего народа. На торжества прибыли Предстоятели и высшие иерархи Поместных Православных Церквей во главе с Константинопольским Патриархом Варфоломеем. Я с волнением вспоминаю совместную Божественную литургию у памятника Крестителю Руси на Владимирской горке, выступления Святейшего Патриарха Алексия во время празднеств, это было высокое свидетельство единства нашей Церкви, рожденной в Киеве на берегах Днепра. Благодаря юбилею сотни тысяч людей в столице и регионах прикоснулись душой к истории и истокам своей веры православной.vladimir

Во время торжеств президент Украины Виктор Ющенко объявил об издании указа, согласно которому День Крещения Руси у нас является государственным праздником, о чем мы неоднократно просили нашу власть. Этот праздник останется нашим потомкам, молодым людям, которые приняли самое горячее участие в киевских торжествах. Что касается ситуации в Украинской Православной Церкви, то она не изменилась: Украинская Церковь едина и через все сложности сегодняшнего времени несет свою спасительную миссию.

― Тогда, прощаясь в Киеве с Патриархом Алексием, Вы сказали: «Приезжать к нам надо чаще, чем раз в 17 лет». И вот ― визит нового Предстоятеля на Украину: что в его программе?

― Для верующего встреча с Патриархом, участие в церковных службах ― это всегда радость, всегда праздник, и чем больше будет таких праздников ― тем лучше.

Программа всех десяти дней визита содержательна и насыщена: каждый день службы, встречи с верующими. Патриарх посетит Киев, Донецк, Горловку, Крым, Луцк, Новоград-Волынский, Почаев. Везде люди готовятся к встрече со Святейшим Кириллом. Ныне народы наших стран находятся в сложном положении: на всех давят экономический и социальный кризисы, многие лишились работы, зарплат, живут в страхе за день грядущий. Церковь сегодня, как это было много раз в нашей тысячелетней истории, должна укрепить людей в их стоянии за жизнь, семью, укрепить в терпении, в вере в свои силы. С Божьей помощью мы преодолеем нынешние невзгоды. И не такие бедствия переживали. Социальная миссия Церкви в эпоху кризиса должна быть направлена на это. Визит Святейшего Патриарха кроме главной своей цели ― свидетельства нашего единства в Господе Иисусе Христе ― должен укрепить и духовные силы православных.

― Патриарха ждут в Луцке. Много ли там приходов Украинской Православной Церкви? Вообще, какова религиозная обстановка на западе Украины?

― Луцк ― это областной центр Волынской области, древней православной земли, где епархии были основаны еще при святом равноапостольном князе Владимире. С Волыни родом был и святитель Петр, митрополит Киевский, который перенес кафедру киевских митрополитов из Владимира в Москву, его преемниками являются Московские Патриархи. В Волынской области две православные епархии ― Луцкая и Новоград-Волынская, которые объединяют около шестисот приходов, на их территории семь монастырей, в Луцке находится Волынская духовная семинария, из стен которой вышли многие известные богословы. Планируется, что Святейший Патриарх посетит обе епархии. Волыняне исторически отличались глубокой религиозностью, стойкостью в православной вере и сумели отстоять большинство храмов, когда в начале 1992-94 гг. здесь бушевал раскол.

― Я помню, с какой болью в прошлом году Вы говорили о расколе на Украине… С Вашей точки зрения, причины раскола религиозные, исторические или политические?

― Нас иногда упрекают в том, что мы больше переживаем за людей, попавших в расколы, чем они сами. Расколы в Украине имеют политические корни, они создавались политическими партиями, властью или под давлением властей. Политики, как правило, радикалы, даже входят в руководящие структуры раскола, в этой заполитизированности и заключается основная трудность их уврачевания. Когда церковное подменяется политическими установками или целесообразностью, диалог вести очень непросто. А между тем во многих епархиях есть случаи возвращения общин в спасительное лоно Церкви. Возвращаются с покаянием, их принимают, священников перерукополагают. В прошлом году даже целая епархия обратилась с просьбой принять в Украинскую Православную Церковь. Это церковный путь. Примиряясь с Богом, люди примиряются с Церковью Его. А шаги, которые приведут к уврачеванию, ― это деполитизация схизматических групп. Чем меньше политики, тем больше перспектив к единству.

― До нас в Москве доходят сведения о росте протестантских общин на востоке Украины и в Киеве. Это правда или зарубежные миссионерские центры стараются преувеличить свои успехи?

― Мы не ведем статистику о протестантах и никогда ни с кем не соревновались в организации общин. К сожалению, для многих зарубежных религиозных центров Украина рассматривается как миссионерская земля, где если когда-то и была своя православная вера, то вытоптана 70-летним атеистическим режимом. Это в большей степени касается промышленных регионов, где были разрушены и разобраны едва ли не все православные храмы. Известно, что, например, в Запорожской области во время хрущевских гонений решили перевыполнить постановления партии и правительства и одномоментно закрыли 92 % православных приходов. Поэтому сегодня в миллионном городе меньше православных храмов, чем в сельском районе. Ныне ежегодно несколько тысяч проповедников приезжают в Украину, прежде всего в промышленные центры. Не знаю, вызывает ли это бурный рост протестантских общин, но, по данным Госкомитета по делам религий, до прошлого года Украинская Православная Церковь ежегодно в среднем увеличивалась на 400 приходов, в прошлом ― на 200. На сегодняшний день у нас около 12 тысяч общин, 200 монастырей, 20 учебных заведений. Это меньше половины «дорепрессивного» уровня, но Украинская Православная Церковь была и остается крупнейшей Церковью Украины.

― Патриарх Кирилл после избрания говорил о том, что главной задачей сейчас становится воцерковление «номинальных православных», так называемых «захожан». Насколько эта проблема актуальна для Украинской Церкви?

― В последние 20 лет ― время возрождения Православной Церкви ― был существенный количественный рост приходов, храмов, монастырей, учебных заведений, братств, церковных издательств и изданий. Это естественно, потому что не хватало храмов, священнослужителей, литературы. Этот процесс продолжается, сегодня мы строим и восстанавливаем более двух тысяч храмов. Народ бедный, поэтому строительства превращаются в долгострои, все ресурсы общин сосредоточены на этом. Вместе с тем очевидно, что приходит и качественный этап становления Церкви, когда приходы, монастыри должны быть не только очагами молитвы, но и центрами духовной, просветительской, интеллектуальной жизни, социального служения в селе, микрорайоне. Для этого при храмах создаются воскресные школы, просветительские центры, братства, сестричества. В реальном церковном делании осуществляется заповедь Спасителя о любви к ближнему. Поэтому «захожане», которые приходят в храм помолиться и с чувством выполненного долга идут домой, должны вовлекаться в это делание, жить жизнью общины, ее заботами. Это проблема актуальна. Надо не бояться доверять людям, особенно молодежи, серьезные приходские дела. Не только слово, но и дело ― путь к воцерковлению. В христианском делании пробудится христианин.

― В Москве сейчас активно ищут новые формы миссионерской работы, особенно с молодежью. Украинские священники придумали что-нибудь новое в этой области?

― Церковь не вчера появилась на белом свете, за свою историю она накопила огромный опыт миссионерской деятельности, которая всегда была направлена на молодежь, настоящее и будущее Церкви. Искусство проповеди, свидетельствование собственной жизни, неравнодушное отношение к человеку, его заботам ― это вечные «формы» миссионерской работы. Часто бывает, что священники не работают над собой, не читают, не пишут, замкнулись в пространстве служб и треб и ждут, пока кто-то придумает новые «формы», благодаря которым в храмы хлынет молодежь и расцветет приходская жизнь. Мы должны воспитывать в молодых священниках лидерские качества, пастырь должен объединять вокруг себя верующих. Чтобы люди пришли в храм, надо самому выходить из церковной ограды, идти туда, где трудно, сложно, где необходима духовная помощь и поддержка. Священник ― это призвание, а не профессия. Самому священнику трудно везде успеть, заниматься и молодежью, и стариками, и проблемными семьями, поэтому очень важно привлекать мирян, смело поручать им церковные послушания. В прошлом году, например на 1020-летие Крещения Руси, мы поручили молодежную программу торжеств рок-музыкантам, и они с честью справились с заданием, десятки тысяч молодых людей пришли на праздник в регионах, а в столице их собралось более ста тысяч.

― Решается ли на Украине вопрос о преподавании «Основ православной культуры»?

― Парадокс и в России, и в Украине заключается в том, что атеизм, как государственная идеология, был упразднен 20 лет назад, а система образования по-прежнему осталась атеистической. На государственном уровне все осталось по-прежнему, подвижки есть в регионах ― в Крыму, Донецке, Днепропетровске, Киеве, но это результат совместной работы епархий и местной власти. В целом доступ молодых людей к знаниям о своей родной вере, родной православной культуре и в школах, и в вузах все еще закрыт.

― И последний вопрос. Сохраняется ли сегодня духовное единство народов Украины, России и Белоруссии?

―  Это живое древо с едиными корнями. Духовное единство наших народов ― это не миф, а реальность, которая не нуждается в обосновании. Сохранив ее, мы сохраним историческую перспективу самобытности восточного славянства в стремительно унифицирующемся мире.

― Благодарю Вас, Ваше Блаженство, за содержательный разговор!

― И я благодарю вас и поздравляю сотрудников и читателей вашего замечательного издания с приближающимся нашим общим праздником ― Днем Крещения Руси и призываю Божие благословение на труды ваши.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Патриарх Кирилл поздравил Владимира Путина с 65-летием

Особую признательность хотел бы выразить Вам за деятельную поддержку проектов и инициатив Русской Православной Церкви

Патриарх Кирилл: Оскорбление религиозных чувств — это одна из форм экстремизма

Оскорбление чувств расшатывает основы общественного бытия, считает Патриарх

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: