Церковь растолковала человеку его права

|

Проходящий в Москве Архиерейский собор утвердил “Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека”. Православные не первый раз обращаются к правозащитной тематике. Она затрагивалась и в “Основах социальной концепции” РПЦ, и в решениях Всемирного русского народного собора, в выступлениях архиереев, а также в речи Патриарха Алексия II в Совете Европы. Комментируя документ, представитель Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин заявил: “С одной стороны, в нем нет ничего принципиально нового по сравнению с тем, что было сказано. Он еще раз объясняет и дает христианскую оценку политико-правовой системы. С другой стороны, он отличается глубокой богословской формой”.

  Действительно, “Основы” в изобилии снабжены цитатами из Священного Писания и отцов Церкви, касающимися греха и свободы. Именно грех, по мнению Церкви, разрушает подлинную свободу. Соответственно законы должны быть направлены на защиту нравственности. А в качестве нарушителей прав человека могут выступать художники, писатели и журналисты, прочие деятели, оскорбляющие религиозные святыни и попирающие традиционную мораль.

  В этом просматривается принципиальное расхождение между православным подходом к борьбе за соблюдение прав человека и либеральным. Либералы рассматривают в качестве нарушителя прав человека исключительно государство. Православные к власти относятся иначе. В “Основах” об этом сказано так: “В истории народов, окормляемых Русской православной церковью, сложилось плодотворное представление о необходимости соработничества властии общества”. И хотя один из принципов правозащитной деятельности Церкви сформулирован как “охрана личности от произвола лиц, облеченных властью”,его не стали подкреплять ссылками на Библию. А там о произволе властей говорил и Екклезиаст: “Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда”. И пророк Исайя: “Князья твои – законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них”.

  Еще более глубокие разногласия прослеживаются по конкретным проблемам. Либеральные правозащитники против смертной казни. В новых “Основах учения” Церковь признает, “что смертная казнь была приемлема в ветхозаветные времена, а указаний на необходимость ее отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной церкви”. Церковь оставляет за собой лишь “долг печалования об осужденных на казнь,прося для них милости и смягчения наказания”. Впрочем, эта позиция была сформулирована еще в “Основах социальной концепции”, а вчера лишь еще раз подтверждена. При этом архиереи однозначно и категорично выступили против эвтаназии и абортов.

  Бурю возмущения среди либералов, а также среди других религиозных общин России, возможно, вызовет и православное понимание свободы совести. Признавая равенство граждан перед законом вне зависимости от отношения к религии, Архиерейский собор указал: “Общество имеет право свободно определять содержание и объем взаимодействия государства с разными религиозными общинами в зависимости от их численности, традиционности для страны или региона, вклада в историю и культуру”. Тут уместно вспомнить о том, что российский закон “О свободе совести” признает особую роль православия в становлении и развитии страны. Естественно, Церковь напомнила о праве детей на получение религиозных знаний в школе. С этим не согласны не только либеральные правозащитники, но и некоторые исламские и еврейские религиозные объединения.

  Пожалуй, одним из немногих положений “Основ учения”, позволяющих либеральным правозащитникам и православным сотрудничать, осталась экология. Церковь призывает хранить “красоту природы”.

  Собор призвал верующих включаться в правозащитную деятельность. Руководитель правозащитного центра Всемирного русского народного собора Роман Силантьев надеется, что голос Церкви будет услышан:

  – За год удалось в двух случаях добиться смягчения приговора, привлечь к уголовной ответственности за разжигание межрелигиозной розниязычника-издателя. Мы дали сотни консультаций по вопросам получения гражданства. Защищали от закрытия православные детские приюты. Но для представительства в суде людей нам не хватает. Таких центров, как наш, нужно создавать десятки – по всей стране.

 

Источник: Известия (Россия) Дата выпуска: 27.06.2008 Номер выпуска: 115 (27640) 

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: