Чем мы отзовемся на любовь Божию?

Дорогие мои отцы, братия и сестры!

       Мы стоим у преддверия Рождества Христова. С великой радостью и в великом изумлении поклоняемся мы вновь воплощению Слова Божия. Ликуют и трепетно горят сердца, слыша Ангельское благовестие: “Возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ныне родился вам Спаситель, Который есть Христос Господь.”

      Станем мысленно у пещеры, где некогда родился Христос и поклонимся Ему, вместе с чистосердечными пастухами, мудрыми волхвами, праведным Иосифом, Пречистой Девой Богоматерью, с Ангелами и со всей спасенной тварью,

      Поклонимся Ему, как Самому Богу, явившемуся плотью.

      Поклонимся Ему со слезами благодарности и любви – радости и скорби, ибо Рождество Христово для нас начало спасения, загорающаяся заря надежды, дар вечной жизни; но для Христа-Спасителя Рождество это истощание, начало крестного Его пути и эта пещера, где среди тихой морозной ночи стал человеком Превечный| Бог, предвозвещает о другой пещере, куда, после Распятия и мучительной смерти, пречистое Его тело положат Иосиф с Никодимом.

      Праведный Иов, в великом своем страдании, и терпении, взывал: “Увы! Нет между Богом и мною посредника, который положил бы руку свою на нас обоих.” ( Иов 9, 31).

      И мир, давно потерявший райскую радость свою, долго ждал и созревал; и “Бог многократно и многообразно говорил в пророках”, призывая и подготовляя заблудших детей Своих к возвращению в Отчий дом. А “в последние дни”, когда наступила полнота времен, Он Сам пришел, стал человеком истинным и совершенным, оставаясь Богом непостижимым, недоведомым, чтобы привести к Отцу всех, кто сумеет возлюбить Его и поверить в Божию любовь: “Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим: иго Мое благо и бремя Мое легко.”

      …”Сердце рвется сказать, ум изнемогает сказать, слезы не дают сказать, как нас много любит Господь,” говорил один из современных нам Афонских подвижников…

      Вдумайтесь в эту любовь Божию, явленную в Воплощении:

      Отец посылает Сына Своего в мир – не судить мир, а спасти мир; для того, чтобы нерадостный, горький, осиротелый мир познал любовь и уверовал в любовь Отец посылает Сына в мир, зная, что Он погибнет жестокой смертью от руки тех, которых Он пришел спасти… Страшно бывает идти на смерть; но кто измерит любовь Отца, посылающего на верную смерть Единственную любовь Свою?

       И вот, Сын становится человеком, рождается в смерть – послушно, любовно, свободно. Он облекается в плоть и возлагает на Себя всю скорбь, весь холод и всю тоску одинокой жизни человека. Он принимает без остатка всю судьбу падшего – оставаясь Сам непорочным. Он становится мужем скорбей.

Пророк Исаия говорит о Нем: “Он изъязвлен был за грехи наша, и наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелилась. Но страдал Он добровольно, был презрен и умален пред  людьми, муж скорбей, изведавший страдания.” (Ис, 53, 5).

      …”И за друга, – пишет ап. Павел, – едва ли кто согласится умереть, разве что за благодетеля.” А Христос жизнь Свою отдаёт за ненавидящих Его: “Никто, – говорит Он, -жизни Моей не отнимает у Меня: но Я Сам её отдаю”, ибо по Его слову: “Никто большей любви не имеет, чем тот, кто душу свою полагает за друзей своих” – и всех объемлет любовь Христова: “Прости им, Отче, – молился Он на кресте за Своих мучителей,- они не знают, что творят.” И Он, Жизнь вечная, умирает на Кресте; глубока, неизъяснима и страшна эта тайна смерти Бессмертного, тайна Распятия и Гроба и всепрощения, – и нерушимой заповедью звучат к нам слова Спасителя: “Я вам пример дал: следуйте ему, любите друг друга так, как Я возлюбил вас.”

      И не напрасно прозвучала эта проповедь любви. С тех пор тысячами, тьмами верующие во Христа последовали за Ним, с радостью повторяя за ап. Павлом: “Нам дано не только веровать, но и страдать за Христа,” и сонмы мучеников, преподобных, исповедников древних и современных кровью запечатлели веру свою. И мы дивимся и благоговеем пред их подвигами, – но их подвиг принадлежит им.

      Чем же мы с вами отзовемся на любовь Божию? Принесем Ему ту чистоту сердца, за которую пастухи первые удостоились поклониться Спасителю, ибо “блаженны чистии сердцем, яко тии Бога узрят”; принесем Ему с мудрыми волхвами “сверкающую славу, звонкую полнозвучность, нержавеющую чистоту золота” – красоту, сокрытую в недрах душ наших: постоянным подвигом, настойчивым, неослабевающим терпением, крупица за крупицей, извлечем её из таинственных глубин; принесем Христу и чистую молитву от правдивого сердца и нелживых уст; и мужественную праведность, и смелую, бесстрашную веру; доверимся Ему каждый в меру сил своих, но изо всех сил своих, без остатка, без оглядки, сердцем недвоящимся, целомудренным. Но раньше всего принесем Ему дар любви нашей. Станем с Ним едиными через любовь и в любви, – и любовию Христовой, которую ничто не могло сломить, возлюбим тот мир, за который Он жизнь отдал Свою, – возлюбим каждого, как Он научил нас любить. Воинами Христовыми выйдем в жизнь с новой надеждой и с новой силой, принесем в холодный мир огненную, победоносную радость нашу, чтобы заликовала всякая душа, чтоб у всех рассеялся страх, чтоб свет Христов озарил всех, чтоб едиными устами и единым сердцем всем, всем без остатка воскликнуть: “Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение.”

Аминь.

1953г.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Рождество с владыкой Антонием

В лондонском соборе служили по старому стилю – чтобы совпадать с Москвой