«Что тебе до того? Ты за Мной иди»

11-е воскресное евангелие на утрене – Ин 21:15–25 (зач. 67):

В те дни явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых, и говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси агнцев Моих.

Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих.

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною.

Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?» Его увидев, Петр говорит Иисусу: Господи! А он что? Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? Ты иди за Мною.

И пронеслось это слово между братьями, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал ему, что не умрет, но: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того?

Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал это; и знаем, что истинно свидетельство его.

Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг.

Аминь.

Сегодня мы читаем последнее из одиннадцати евангелий на воскресной утрене. Одновременно это конец Евангелия от Иоанна и всего Четвероевангелия. Нынешний фрагмент мы слышим не только на всенощном бдении под воскресенье несколько раз в году: он также читается в качестве рядового чтения на литургии Троицкой родительской субботы, на утрене в дни памяти апостола Иоанна Богослова (8/21 мая и 26 сентября / 9 октября) и на литургии в день поклонения веригам апостола Петра (16/29 января).

Последние два стиха Евангелия от Иоанна входят в состав литургийного чтения в дни памяти этого евангелиста.

Основное содержание финальной сцены четвертого Евангелия – диалог Иисуса с Петром, восстановление старшего из учеников в его апостольстве и – сразу же! – новые поручения, новые обязательства, возлагаемые на Петра. А кроме того – и предсказание о судьбе Петра, о его мученической смерти. Но Петр не может не поинтересоваться судьбой своего соученика – «ученика, которого любил Иисус», т. е. Иоанна: «Господи! А он что?»

В ответ Христос произносит фразу, которая стала предметом размышлений и споров для многих поколений христиан. И недоумение, которое породил ответ Иисуса, зафиксировано уже в самом Евангелии (ст. 23).

В качестве одного из вариантов разгадки я хотел бы процитировать Н.Т. Райта: «Ничего конкретного о судьбе Иоанна Иисус никогда не говорил. Он хотел сказать и сказал одно: что бы ни произошло с Иоанном, к Петру это отношения не имеет. Предположим, я позвал девочку: “Приходи, помоги мне в саду”. Девочка медлит, оглядывается на своего брата: “А он что будет делать?” А я отвечу: “Допустим, я попрошу его слетать на Луну, тебе-то что?” Это же не означает, что я в самом деле пошлю ее брата на Луну. Иисус не говорил, что Иоанн будет жить до Его возвращения. Он сказал просто и ясно: Петра это не касается» (Н. Т. Райт. Иоанн. Евангелие. Популярный комментарий. М.: ББИ, 2009. – С. 278).

Догадка остроумна, а разгадка, согласитесь, довольно прозаична. Не настаиваю именно на таком объяснении, но предлагаю пока что не пускаться в дальнейшие исследования. Так или иначе, суть ответа именно в этом – в его концовке: «…что тебе до того? Ты иди за Мною».

В афористической форме этот ответ неоднократно воспроизведен в «Хрониках Нарнии» К. С. Льюиса: «Я рассказываю каждому только его собственную историю», – говорит Аслан, когда тот или иной персонаж пытается спросить его о своем друге: «А он что?»

Такой ответ, конечно, разочаровывает. И ведь нельзя сказать, что вопрос задавался из одного лишь праздного любопытства: Иоанн – друг Петра, Шаста (герой повести «Конь и его мальчик») – друг Аравиты.

Вполне естественно интересоваться судьбой друзей, их прошлым и будущим. Однако в ответ – отказ. Но, проглотив горечь этого отказа, по некотором размышлении ты понимаешь, что покров тайны, скрывающий жизнь даже самых близких людей, – это по-своему правильно. Это даже хорошо, это просто прекрасно! Это значит, что Бог выстраивает личные отношения с каждым человеком. Это значит, что Он тактично признает за нами право не выставлять свою жизнь на всеобщее обозрение, побуждая нас, с другой стороны, глубже вникать в эту самую свою собственную – а не чужую – жизнь.

Это значит, что Бог, хотя Он и неизмеримо выше, лучше, добрее, мудрее нас, – тем не менее, готов стать помощником и другом для любого, кто этого захочет. Именно другом, а не повелителем, который с высоты своего престола осматривает массы подвластных ему людей, не давая себе труда вглядеться в лицо и в душу отдельного человека. Но дружба – обоюдна; и потому Бог ожидает и от нас содействия, ожидает следования за Собой – следования не среди толпы, но по нашему личному, осознанному выбору, по дружбе, по любви к Нему.

Когда я читаю эти строки Евангелия (вопрос Петра и ответ Иисуса), мне почему-то всегда представляется устремленная вдаль дорога, не имеющая конца. По дороге идет Иисус, чуть позади – Петр, неподалёку от них Иоанн. Они идут – одновременно вместе и по отдельности. У каждого своя судьба: Иисус через несколько недель или дней взойдет к Отцу; Петр спустя три десятка лет будет распят на кресте; Иоанн переживет друга лет на тридцать-сорок.

И всё же у этой дороги нет конца: путь к Богу, как и путь к самому себе – бесконечен. Но у нас нет недостатка во времени, ведь мы рождены для вечной жизни. И пусть Господь и Спаситель наш Иисус Христос сподобит нас этой жизни в Царстве Отца – молитвами апостолов Петра и Иоанна и всех святых. Аминь.

*   *   *

В качестве приложения приводим песнопения, соотносящиеся с евангельским чтением на утрене: воскресный ексапостиларий, его богородичен и евангельскую стихиру – в церковнославянском переводе и в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота). Оригинал этих песнопений, а также сегодняшнего евангелия можно увидеть здесь.

Ексапостиларий:

По Божественнем востании,

трижды Петра, любиши ли Мя, вопрошая Господь,

Своих овец предлагает пастыреначальника:

иже видя, егоже любляше Иисус, во след грядуща,

вопрошаше Владыку: сей же что?

Аще хощу, рече, пребывати сему,

дондеже и паки прииду,

что к тебе, друже Петре?

Перевод:

После Своего Божественного воскресения

Господь, трижды вопросив Петра: «Любишь ли ты Меня?»,

назначает его Своих овец пастыреначальником.

Он, увидев того, кого Иисус любил, во след идущим,

спросил Владыку: «А он что?» –

«Если Я и хочу, – сказал Господь, –

чтобы он пребывал, доколе Я вновь не приду,

что тебе до того, друг Петр?»

Богородичен:

О страшное таинство, о преславное чудо!

Смертию смерть всеконечне погублена бысть.

Кто убо не воспоет; и кто не поклонится Твоему воскресению, Слове,

и чисто рождшей Тя плотию Богородице?

Еяже молитвами, всех геенны избави.

Перевод:

О страшное таинство!

О необычайное чудо!

Смертью совершенно уничтожена смерть.

Кто же не воспоет Тебя,

и кто не поклонится Твоему воскресению, Слово,

и непорочно по плоти родившей Тебя Богородице?

Ее ходатайствами избавь всех от геенны.

Утренняя стихира:

Являя Себе учеником Твоим, Спасе,

по воскресении Симону дал еси овец паству,

за любве воздаяние,

яже о пастве попечения ищя.

Темже и глаголал еси:

аще любиши Мя, Петре,

паси агнцы Моя, паси овцы Моя.

Он же абие показуя друголюбное,

о друзем ученице вопрошаше.

Ихже молитвами, Христе, стадо Твое сохраняй,

от волков губящих е.

Перевод:

Являя Себя ученикам Своим по воскресении, Спаситель,

Ты Симону, в воздаяние за его любовь,

стадо овец вручил, с заботою пасти их требуя.

Потому Ты и говорил:

«Если любишь Меня, Петр,

паси агнцев Моих, паси овец Моих».

Он же, тотчас показывая горячую любовь,

о другом ученике спрашивал.

По их ходатайствам, Христе, паству Твою сохраняй

от волков, расхищающих ее.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«Господь мой и Бог мой!»

Как может уверовать человек, не видевший Христа? Расспросите своих знакомых – каждый расскажет свою историю.

«Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему»

«Не прикасайся ко Мне!», – говорит Иисус. Можно подумать, что Он отталкивает свою преданную ученицу. Нет,…

«Унесли Господа из гроба»

А что же они делают? Они – по крайней мере, так это описано у Иоанна –…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: