Епархия в Инстаграме

|
Глава пресс-службы Санкт-Петербургской епархии иерей Алексий Волчков – о том, какую пользу может извлечь Церковь из инстаграм-аккаунта.

Отец Алексий, расскажите, пожалуйста, как создавался инстаграм-аккаунт Санкт-Петербургской митрополии?

Иерей Алексий Волчков

Иерей Алексий Волчков

– Прежде всего, позвольте сказать несколько слов о предмете нашего разговора. Инстаграм (http://instagram.com) – это социальная сеть, которая обладает такими общими с другими социальными сетями функциями, как возможность общаться, делиться впечатлениями, рассказывать о событиях своей жизни.

Отличительное свойство инстаграма состоит в том, что основным (и единственным) его контентом являются фотографии, а не тексты или ссылки на внешние ресурсы, как в знакомых нам ВК или фейсбуке.

Инстаграм предлагает большую коллекцию фильтров, которые позволяет превращать даже заурядное фото во что-то стильное и оригинальное.

В настоящее время инстаграм является одной из самых динамично растущих социальных сетей – его совокупная аудитория составляет более 200 миллионов человек.

В июне 2014 года я завел инстаграм-аккаунт нашей епархии «Митрополия». Как правило, туда попадают фото с тех мероприятий, на которых мне удается присутствовать самому. Также самые удачные фото, сделанные нашими епархиальными фотографами, обрабатываются инстаграм-фильтрами и тоже попадают сюда.

За полгода развития аккаунта мы достигли численности фолловеров в 500 человек. Много это или мало? Конечно, это очень скромная аудитория. Но, отметим, очень небольшое количество епархий Русской Православной Церкви имеет инстаграм-аккаунт, из них лишь две обладают аудиторией больше, чем 100 фолловеров (СПб митрополия и коллеги из Татарстана).

Зачем нужны инстаграм-аккаунты приходам и епархиям? Ровно за тем же, зачем нужны разные фейсбуки и ВК. Для коммуникации, для рассказа о чем-то! Месседж, который передается в знакомых нам социальных сетях при помощи букв, в инстаграме сообщается в виде картинки, фото с какого-то церковного мероприятия.

Как делать инстаграм-аккаунт епархии и вообще есть ли смысл в инстаграме?

– Завести инстаграм-аккаунт очень просто. Для этого необходимо скачать приложение на свой смартфон или планшет и пройти очень несложную регистрацию. Сложности начинаются дальше. Как найти свою аудиторию? Как обрести свой фирменный стиль? Помимо специальных знаний и целеустремленности, необходима еще и дисциплина – аккаунт должен оставаться «живым», то есть регулярно радовать фолловеров (подписчиков аккаунта) интересным и новым фотоматериалом.

Я не могу сказать, что каждый приход или каждая епархия нуждается в подобном сервисе. Все зависит от местной специфики. Например, в нашей епархии к созданию такого аккаунта меня привели два момента. Прежде всего, мне показалось странным, что в нашем городе с высокой информационной культурой населения, где инстаграм-аккаунты есть у музеев и ВУЗов, нет какого-то интересного церковного аккаунта.

Также, работая в информационном отделе епархии, я с восхищением наблюдал за трудом наших штатных фотографов, снимающих для журнала «Вода живая» и епархиального сайта. Многие их фотоработы были настоящими шедеврами, однако, как мне показалось, потенциал их использования в информационных целях был незначительным. Публикация этих фотографий в инстаграме давала им вторую жизнь, открывала их для новой аудитории.

1001

Как вы обрабатываете фотографии?

– Для обработки фотографий, кроме встроенных фильтров, часто пользуюсь такими программами, как PixlrExpress+, Mextures, Litely, Afterlight (все с AppStore).

Как вы размещаете фотографии, какими принципами вы руководствуетесь при размещении той или иной фотографии? Какой критерий отбора: интересное фото, важное мероприятие…?

– Почему я люблю Инстаграм и рекомендую чаще его использовать? Прежде всего, мне нравится его визуальность. Мне кажется, больше всего люди любят изображения и истории. Так вот инстаграм позволяет познакомиться с какой-либо историей, сохраняет память о ней. Владелец аккаунта с помощью фотографий рассказывает окружающим о своей жизни. Мне кажется чудесным, когда интернет-сервис рассказывает о жизни церковного сообщества, прихода или епархии.

Поэтому для публикации подходит именно то фото, которое способно рассказать о какой-то истории. Это может быть история о каком-то человеке, о храме, о каком-то событии епархиальной жизни.

Многие православные инстаграм-акаунты прибегают к такому понятному ходу, как публикация икон или каких-то картинок с нравоучительной надписью, часто публикуются просто красивые православные храмы! При администрировании епархиального аккаунта я не прибегаю к этим ходам. Я всегда буду позиционировать @mitropolia как продукт исключительно региональный, ориентированный на местную аудиторию.

Но наших фото изображены петербургские храмы, знакомые священники, сюжеты из епархиальной жизни. Причем авторами фотоматериала являются тоже фотографы-петербуржцы. По сути, здесь я дублирую подход, который мы выработали в редакции журнала “Вода живая”. Мы не стремимся стать общепатриархийным, общенациональным СМИ. Мы пишем про православный (и просто культурный, интересный) Петербург для петербуржцев. В этом у нас нет конкурентов! Кстати, в СПб живет 5 миллионов человек, как в соседнем с нами государстве, Финляндии.

1003

Какие события лично вы считаете важными и наиболее подходящими для формата инстаграм?

– Прежде всего, сделаю очень важное заявление. Я не считаю богослужение, какие-то моменты в божественной литургии совершенно уместными для фотографирования с целью публикации в инстаграме. Снимать для инстаграма момент причащения, погруженные в молитву лица прихожан, – все это свидетельствует о дурном вкусе человека.

В нашем аккаунте кадров с божественной литургии – не более 10%. Прекрасный материал для публикации в инстаграме даёт архитектура, фотографии внешнего вида и внутреннего убранства храмов, ну и, конечно, внебогослужебная, насыщенная и яркая (а в Санкт-Петербурге она именно такая) жизнь епархии!

Что несет инстаграм-фото? Может ли стать фото-проповедью?

– Я искренне уверен, что православие – очень красивая и визуально богатая конфессия. При этом с логосностью, с умением внятно и по-евангельски выразить свою позицию, у нас очень большая беда. То есть мы часто говорим не то и не так! Но, если мы рассказываем о жизни православия при помощи визуального ряда, то мы даём возможность говорить уже не нам, людям недалеким и косным, а самому православию!

Инстаграм может обладать и определенным миссионерским потенциалом. В связи с этим следует упомянуть такую возможность инстаграма как «геотегинг» – возможность привязывать сделанное фото к какому-либо месту на карте или учреждению. Например, если в каком-то ВУЗе есть церковная община и какой-то прихожанин делает фото, привязывая их именно к этому учреждению, то все (!) студенты ВУЗа будут видеть картины жизни этой общины именно благодаря факту географической привязки!

Например, мне удалось познакомиться с некоторыми петербургскими журналистами, людьми верующими и воцерковленными, именно благодаря инстаграму. Я видел их фотографии с тех мероприятий, где я тоже присутствовал. В дальнейшем мне были очень полезны эти образовавшиеся благодаря инстаграму товарищеские отношения.

1006

Почему так мало православных инстаграм-аккаунтов?

– У нас мало православных инстаграм-аккаунтов по очень грустной причине – в наших храмах недостаточное количество молодежи, лиц от 15 до 30 лет. Те, кто составляет костяк наших общин, лишь в редких случаях знакомы с предметом нашего разговора.

Еще одна причина – часто, к сожалению, жизнь прихода исчерпывается богослужениями. В этом случае материала для инстаграм-контента, действительно, оказывается недостаточно. Интересный инстаграм-аккаунт может быть лишь у той епархии, у того прихода, где помимо богослужений имеется большое количество интересных и творчески реализованных мероприятий (концерты, выставки, паломничества, социальные инициативы и проч.).

При том, что православных инстаграм-аккаунтов, действительно, мало, все же нельзя не отметить и успешные проекты. Во-первых, лидером православного инстаграм-движения является аккаунт СПбДА (больше пяти тысяч фолловеров). Также нельзя не отметить Дениса Маханько с его десятью тысячами фолловеров.

Какие у вас есть советы для тех, кто решится последовать примеру митрополии?

– Многие советы я уже успел сформулировать в ходе нашего разговора. Сейчас я бы хотел поделиться одним предостережением. Я бы очень сильно предостерег от использования различных сервисов для искусственной накрутки посещаемости аккаунта. Пусть количество ваших фолловеров будет расти не очень быстрыми темпами, но зато это будет живая, ваша аудитория. В случае же обращения к специальным платным сервисам, которые помогают в накрутках, вы приобретете совершенно искусственную, состоящую из «ботов» аудиторию.

1007

Какая у вас целевая аудитория? Всегда ли фото попадает в цель? Или были интересные и неожиданные реакции от людей?

– Целевой аудиторией проекта являются люди в возрасте от 15 до 35 лет (хотя, безусловно, это очень общая оценка). Как правило, у этих людей есть необходимая техника (дивайсы, гаджеты) на которых установлено приложение Instagram. Как правило, это люди близкие к Церкви, прихожане петербургских храмов.

Мы определяем, что фото «попало в цель» по вполне объективным признакам – под фото образуется большая цепочка комментариев, также в случае большого количества лайков.

Иногда мы устраиваем викторины. Размещаем фото малоизвестного храма Санкт-Петербурга или Ленинградской области с просьбой указать, что это за храм.

Очень приятно, когда люди комментируют какое-либо фото и пишут – «Ура! Это же мой храм!». Или же нас радуют такие комментарии – «На фото изображен наш настоятель, отец N, мы его все очень любим». Радует, когда совершенно незнакомые люди начинают отмечать наш аккаунт на своих фото, которые они делают на каких-либо церковных мероприятиях. Это означает то, что появилась еще одна информационная сеть, еще одно сообщество, разделяющее общие ценности.

1008

Есть ли будущее у подобных проектов?

– На этот вопрос сложно ответить однозначно. Могу сказать, что у некоторых епархий, у отдельных приходов такие инициативы будут успешны, получат должное развитие, приобретут популярность. А у кого-то инстаграм-проект не состоится. Все зависит от контекста, от предпосылок, от востребованности подобных начинаний со стороны окружающего общества. Поэтому я хочу предупредить братьев и сестер от того, чтобы воспринимать наш опыт в качестве обязательного для подражания! Могу сказать одно. Информационное служение, приходское или епархиальное, не может не быть инновационным, не может не осваивать новых рубежей, не может не ставить амбициозных целей!

Да, скажу еще одну важную вещь. Если вы будете занудными и официозными, если для вас юмор и православие – несовместимые вещи, то ваш инстаграм-аккаунт не состоится.

Есть ли у вас любимый хэштег?

– Конечно, есть! Их у меня, это хэштеги моего прихода (#феособор) и нашего епархиального журнала (#водаживая).

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.
Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!