Где та школа, что учит мыслить?

|
Безусловно, очень многое зависит от учителя и от программы – если мы говорим о стандартных детях из пособия по возрастной психологии. Но совершенно неважно, по какой программе работает учитель, если половина класса не способна воспринимать даже наглядно поданную информацию, и умение следить за устной речью встречается хорошо, если через одного.

Очередной июнь я наблюдаю, как дружно некоторые знакомые – работники вузов – впадают в мизантропию: значит у их студентов начались экзамены и защиты. Если мизантропия в той фазе, когда человек еще способен говорить о работе, можно услышать примерно следующее:

Елена Фетисова

Елена Фетисова

– Пришел ко мне дипломник, мычит: «Помогите написать актуальность» – обосновать, то есть, для чего он сто страниц писал (или «гуглил»). Я ему высказал пару общих соображений для разгону – угукает, вроде все понял. Приходит снова – читаю: он записал общие мысли и рекомендации слово в слово, без единой связки, умудрившись в процессе перепутать штук пять отдаленно созвучных слов. И все! Всё-оо! Уверен, что пора нести диплом брошюровать. Защита – на носу. Он сидит и хлопает глазами – мол, чем же этот препод, хмырь такой, недоволен? И что сказать ему, что?!!

Можно, конечно, заключить что-нибудь уже привычное типа «в школе не учат мыслить, а натаскивают на ЕГЭ». Только это очень наивно – думать, что ребенок в школу приходит с тем, чтоб научиться мыслить. Даже в то счастливое «наше время», которое у каждого свое, в школе учили не столько мыслить, сколько формулировать мысли о новых знаниях, полученных в процессе учебы. В школе развивали логическое мышление. Но не с нуля!

Возраст, в котором у ребенка уже заметны начатки логического мышления – 4 года. К школе мышление должно быть базово сформировано – чтобы учителю было, что развивать. Должны до определенного уровня быть развиты и прочие познавательные процессы – восприятие, внимание, память…

Безусловно, очень многое зависит от учителя и от программы – если мы говорим о стандартных детях из пособия по возрастной психологии. Но совершенно неважно, по какой программе работает учитель, если половина класса не способна воспринимать даже наглядно поданную информацию, и умение следить за устной речью встречается хорошо, если через одного.

Предполагается, что первоклассник способен строить простейшие умозаключения, отличать часть от целого, сравнивать, сопоставлять, а также сохранять внимание определенный промежуток времени. Задавать вопросы, в конце концов. А если нет?! Учитель преподносит материал, адресуясь к некоторым базовым навыкам ребенка – но этих навыков все чаще не обретается в том возрасте, в котором их обещает таблица, изученная педагогом в свое время. А строить «базу» времени нет (программа не ждет), и нет методики, ведь теоретически у школьного учителя не должно возникнуть такой «примитивной» задачи.

Увы, ребенок учится мыслить еще до школы, а ежели не научился, то потом хочешь – на ЕГЭ пеняй, хочешь – на цвет стен в классе, но это мало что изменит. Проходные баллы будут снижаться, и вполне приличные вузы будут вынуждены принимать в свои стены абитуриентов, не готовых к построению простейших силлогизмов, а выпускать бакалавров, не способных не только решить элементарные учебные задачи, но и просто понять: а чё не так? И не будет, ну не будет виновата в этом только «слабая школа» или «плохой вуз».

Кто еще виноват? Да мы, родители. Ну, телевизор, компьютер и телефон, конечно, тоже «виноваты»: они «нарушают коммуникативную функцию», грубо нарушают восприятие, влияют на память, невротизируют… Но дает-то их ребенку кто? Родители.

Ребенок двух с половиной лет, который практически совсем не говорит – это больше не белая ворона в современной песочнице. «Сейчас сдвинулись возрастные нормы» – авторитетно утешают друг друга молодые мамы.

Лет до полутора дитя ходит с «кляпом» во рту. Плюнул соску и что-то замычал? Скорее заталкивают обратно – вдруг разорется! Он, может, за знаниями тянется об окружающем мире, за разъяснением, что там и что вон там, но с кляпом – оно проще и надежнее.

Мне можно возразить, что как раз сейчас соска «выходит из моды», а входит в моду естественное родительство: рожают и нянчат дитя «природосообразно», носят в слинге, кормят по требованию и рот не затыкают. Что ж, наверное именно это подросшее «естественное» поколение немного утешит тех преподавателей, которые доживут до светлого дня «естественного студенчества».

Хотя – и тут бывает по-разному. Иногда в парке можно встретить слингомаму, до зубов укомплектованную слингобусами, и наблюдать, как мастерски она подсовывает ребенку все эти «цацки», чтобы подольше не мешал «сидеть» через телефон на форуме о естественном родительстве…

Когда соска больше не помогает – чадо плюет ее все чаще и мычит все активнее – маме на помощь приходит телефон или планшет. Дивные современные гаджеты позволяют быстренько «выключить» ребенка, сунув ему в руки экранчик с каким-нибудь роликом или примитивной игрушкой. Звуки раздаются, огоньки мигают, картинка движется – красота! Можно все женские вопросы обсудить с подругой, пока он там по кнопкам как завороженный тыкает.

Особенно абсурдные сценки можно наблюдать в дошкольных детских центрах. Приводят мамы ребенка на развивающее занятие, он там 20 минут интенсивно «развивается», потом выходит: «Мам…» – «Подожди, я с тетей Катей разговариваю. На, посмотри пока картинки».

А года эдак через три-четыре та же мама напишет в соцсети гневное воззвание в стиле: «Девчонки, никогда и ни за что не ходите в развивайку такую-то! Она вообще ничего не дает! Только время потратите и деньги!!!». Что говорить, я и сама временами с «тетей Катей» забалтываюсь… Правда, пока «держусь» – телефон не подсовываю, в крайних случаях включаю советские мультфильмы. Надеюсь, что не слишком злоупотребляю…

Мультфильмы – это вообще отдельная боль. Часто бывая в обществе бабушек и мам, я слышу одни и те же жалобы: «Что сейчас детям показывают – просто кошмар! Даже не поймешь, про кого он там сидит смотрит: синее что-то, хвостатое, не пойми что говорит… Но ведь не оторвешь от телевизора!».

Бывает, самым несмиренным образом хочется спросить: неужели же это кто-то злой и страшный ворвался в квартиру с пистолетом, связал бабушку и маму и коварно посадил ребенка перед «ящиком»? Ящик, впрочем, уже давно не ящик, а изящная панель в пол-стены, и бабушка с мамой, бедные женщины, отчего-то не могут с ней сладить – выключить, когда там нет ничего подходящего для ребенка.

Как-то в песочнице мы встретили мальчика чуть младше двух лет. На протяжении получаса он самозабвенно и хаотично размахивал палкой, издавая забавное утробное урчание. Забава, впрочем, довольно грустная. Его мама проронила, улыбаясь: «Вот, насмотрится мультиков, и ходит потом, воюет!».

Случается, что уж у чада энурез разовьется и боязнь темноты, а его все будут оставлять часами перед экраном, не забывая при этом таскать по врачам. Если состояние дитя усугубится, кто будет виноват? Конечно, кто-то те, кто «показывают», и сам ребенок, которого «не оторвешь». Но ведь если собраться с духом и «оторвать» – это значит, что придется книжку дитю читать! И рисовать («фу, обои испачкает»). И отвечать на сто вопросов в сорок пять секунд, усердно развивая то самое логическое мышление, внимание и восприятие устной речи. И самой не подходить к экрану, чтоб не провоцировать…

А еще придется слушать все эти звуки свободной детской активности, которые нам так непривычны. Когда ты уже почитала детям книжку, покормила и собралась сделать какие-то дела, в которых отпрыски не могут участвовать, нужно готовиться к тому, что в квартире все будет, как в стишке: «Мы рычали и мычали, по-собачьи лаяли…». Но очень многие современные родители и бабушки довольно тяжело переносят такие проявления детства в чистом виде. Только то поколение, что значительно старше нас, еще может смотреть с каким-то особым восхищенным умилением на шумную детскую возню.

Видно, современной маме как-то трудно «поделиться детством». Она еще сама «вся такая» в стиле наив. Арт-наив покорил моду, книжную иллюстрацию и рекламные баннеры, потому что это нам очень близко. Ведь так романтично – быть немного ребенком, правда, немного не в том, в чем «быть как дети» призывал Спаситель. Так романтично… А тут под боком расшалившиеся собственные «ребенки» демонстрируют детство во всей красе, не лакированное стилистами. Нет-нет, уберите, выключите звук!

Чего-то такого хочется более чинного, благообразного и «взрослого». В крайнем случае – тишины у голубого во всех смыслах экрана. «Де-ти, идемте, я вам мультик включу…» – и жизнь наладилась, а что там потом будет в школе … Так то будет еще не скоро. И виноватых в лице учителей под рукой будет пруд пруди.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Песталоцци ХХI, или Школьная каторга

Когда родители отдают своего ребенка в школу – им искренне кажется, будто они отдают его учиться.…

Почему ЕГЭ надо отменить

Все мобильные устройства выключить, сложить в коробку, ноги на ширине плеч, руки за голову, лицом к…

Учитель: Уберите оценки из начальной школы

О самом главном в начальном образовании