Иеросхимонах Валентин (Гуревич): Россию спасет разбойничье покаяние

Духовник Донского монастыря иеросхимонах Валентин (Гуревич) в молодежном клубе «Донской» провел беседу о Рождественском посте как предпразднестве Рождества Христова.

Расширить возможности

Мы знаем, что великие, двунадесятые праздники в Православной Церкви наступают не сразу, а им предшествуют предпразднства. Кроме того, не бывает и резкого перехода от праздника к будням, потому что за праздниками бывают послепразднства. Это так же, как в природе: не сразу после ночи наступает день, сначала утренняя заря, так же после дня – вечерняя заря, так же и зима, и лето – не сразу наступает лето после зимы.

Так же и церковный устав сотворен с помощью Божией. Люди в сотрудничестве с Богом, в соработничестве с Богом создавали богослужения. И поэтому так же, как Господь Творец есть природы, так же он Творец есть и церковного богослужения, при посредстве человеческого творчества.

Если мы посмотрим на Рождественский пост, который предшествует Рождеству, мы можем тоже назвать его таким предпразднеством. Вообще, как мы знаем, есть четыре продолжительных поста в Церкви, и каждый из них предшествует особому торжеству. Великий пост предшествует крестным страданиям и Пасхе, Успенский пост предшествует Успению Божьей Матери, Рождественский пост предшествует Рождеству Христову, и еще есть Петров – апостольский пост, который предшествует празднику апостолов Петра и Павла.

Во время предпразднества уже начинают звучать песнопения и тексты богослужений, которые связаны с праздником. Так что верующие могут в течение предпразднества как-то приготовить себя, свой ум и сердце для того, чтобы наилучшим образом воспринять то духовное содержание, которое имеет отношение к этому празднику, к этому святому торжеству.

И вот мы знаем, что в тропаре Преображения Господня говорится о том, что апостолы видели этот фаворский свет «якоже можаху», то есть в меру своих возможностей. И вот именно предпразднество позволяет нам расширить возможности своего ума и сердца для того, чтобы воспринять в наибольшей полноте вот этот вот свет торжества. А что касается Рождественского поста, то пост и молитва как раз и помогают наилучшим образом расширить возможности нашего восприятия, возможности ума и сердца для того, чтобы воспринять этот свет, свет Рождества Христова.

И мы видим, что уже во время Рождественского поста в канонах на всенощном бдении присутствует катавасия, которая состоит из рождественских песнопений:

Христос раждается, славите!
Христос с небес, срящите!
Христос на земли, возноситеся!

Прежде век от Отца
рожденному нетленно Сыну,
и в последняя от Девы
воплощенному безсеменно,
Христу Богу возопиим…

Вот эти песнопения рождественские уже присутствуют в период Рождественского поста в Церкви. И пост, и молитва дают возможность подготовиться наилучшим образом человеку для того, чтобы восприять всё глубокое содержание, которое несет в себе праздник Рождества.

Сизифов труд богоборцев

Великое событие мировой истории – Рождество Христово. Его значение подчеркивается тем, что это точка отсчета нашего летоисчисления. И не только христиане, но даже и язычники, и иноверцы, и богоборцы, и атеисты – все вынуждены пользоваться этим календарем, который ведет свое начало от Рождества Христова.

И мы знаем, что были попытки изменить летоисчисление, чтобы забыть христианство, забыть Христа. Вспомним, как это делали французские революционеры. Когда во Франции победила революция, то они даже решили летоисчисление вести с этого дня, потому что они полагали, что сделали нечто более великое, чем Богочеловек. И месяцы назвали по-другому – брюмер, термидор. И отменили семидневные недели, и ввели декады – десятидневные недели – для того, чтобы не было возможности исполнить заповедь о седьмом дне, о дне покоя. Но мы знаем, что это не привилось во Франции, оказалось нежизнеспособным, и французы вернулись к христианскому летоисчислению.

Точно так же наши большевистские богоборцы, которые победили в 1917 году, уже не решились изменить начало летоисчисления, как это сделали французы. Хотя они считали, что это есть начало мировой революции, что это начало торжества коммунизма, но не решились. Может быть, из-за суеверного страха боялись повторить неудачу французов. Они не решились начать летоисчисление с этого дня, но они всё-таки попытались отменить 7 дней.

Французы ввели декады, то есть десятидневные недели, а у нас были пятидневки. У нас считали, что это будет более приемлемо для трудящихся, потому что будет больше выходных. То есть каждые 5 дней, в каждой пятидневке будет выходной. И вот у каждого работника был свой график этих пятидневок, который не совпадал с графиком других сотрудников. И часто бывало так, что в одной семье у мужа выходной в пятницу, а у жены – в четверг, например. И поэтому это тоже не привилось, в конце концов, это тоже пришлось отменить.

Еще ввели добровольно-принудительные субботники и воскресники для того, чтобы можно было нарушать субботу и воскресенье. То есть всякими способами пытались изменить положение с календарем. И потом, если раньше говорили «такой-то год от Рождества Христова» или «до Рождества Христова», то потом стали говорить при советской власти, что «такой-то год нашей эры» и «такой-то год до нашей эры». А какая «наша эра», – не уточнялось.

Протоиерей Димитрий Смирнов много крестил людей еще при советской власти, и у каждого спрашивал: «А когда родился Христос?» Никто не дал правильного ответа. Некоторые говорили, что «500 лет назад», другие говорили «не знаю»… Вот так поработали богоборцы. Они настолько стерильно искореняли веру из всех областей жизни общества, из образования тоже, что советский народ начисто забыл, что такое «наша эра» и откуда она ведется. Никто – даже люди, которые решили креститься, и те не знали этой простой вещи. Но, в конце концов, этот режим советский потерпел крах, закончился, и оправдалось песнопение Великого повечерия, которое из стихов пророка Исайи состоит:

С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог.
И иже аще совет совещаваете, разорит Господь: яко с нами Бог.
Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог.

То есть это Сизифов труд. Любая революция, которая пытается отменить христианство, обречена на провал. Потому что Господь сказал, что врата адовы не одолеют Церкви до конца времен.

Аще бо паки возможете, и паки побеждени будете: яко с нами Бог. Опять кто-то совещевает совет, чтобы это всё отменить. Но из этого не получится ничего.

Яко Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам: яко с нами Бог.
Бог крепок, Властитель, Начальник мира: яко с нами Бог.

Первые слова родившегося Господа

Господь родился в Вифлееме. Он пришел на землю, родился для того, чтобы опять вернуть Бога в сердце человека, чтобы свести на нет дело сатаны, который соблазнил прародителей. Господь создал человека, чтобы в его сердце жить, а сатана сделал так, что люди не послушались Бога, наплевали на своего Творца, и Господь оставил их сердца пустыми.

И человек стал несчастным. Он не может терпеть эту пустоту, заполняет эту пустоту всем, что находит на земле, – различными пристрастиями, страстями, от которых он становится зависим, становится их рабом, потому что ничто заменить Бога не может.

Господь пришел для того, чтобы вернуть Бога в сердце человека. Он сделал всё необходимое для этого. Он принес Благую весть о Царстве Небесном и сделал всё необходимое для того, чтобы она могла осуществиться. Он принес Себя в жертву на кресте, отдает людям всего Себя, Свою плоть и кровь для того, чтобы осуществился вот этот замысел Божий о человеке, чтобы опять вернулось первозданное состояние райское, когда человек наполнен Богом, когда полнота жизни наполняет человеческое сердце, и когда человек возвращается в это блаженство, которое было задумано Богом.

Вот он пришел на землю, чтобы сотворить и научить. Раньше в Писании сказано было «будете святы, потому что Я свят». А теперь, когда Господь воплотился на земле, Он не только словами мог учить людей, но и Сам, на Своем примере, мог показать, как достигать святости.

Во-первых, это смирение Христово. Он показал, «научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Это смирение начинается уже с момента Его рождения. Он рождается в яслях, не в человеческом жилье, а в яслях для скота, и повивается пеленами, то есть пеленкой связывают Его по рукам и ногам. Это то, что воспитывает смирение, потому что человеку приходится терпеть уже младенцу, это начинается с младенческого возраста. И смиряться.

И потом Господь всё время говорит о смирении, на протяжении всего Своего земного поприща. И о смирении говорится еще и в Ветхом Завете. Господь постоянно, многочастно, многообразно возвращается к этой теме. Потому что это основа. Если человек имеет смирение, то смирение привлекает благодать Божию спасительную, а если он имеет гордость, то он отталкивает благодать, не спасается и погибает.

Мы видим, это смирение начинается с момента Рождества, и потом продолжается на протяжении всей жизни Господа. Еще в Ветхом Завете говорится, что «прежде, нежели мне смиритися, я прегрешил». Пророк говорит: «смирихся, и спасе мя Господь» (Пс. 114:5). «Видех нечестиваго превозносящася и высящася яко кедры Ливанския, [и как он мятется и неистовствует против меня]; и мимоидох [воздержанием], и се не бе, [как прежде ярость его]; и взысках его, [смирив помысл мой], и не обретеся место его [во мне, или след его]» (Пс. 36:35).

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. И вот «научитеся от Меня, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11:29).

Он учил Своих апостолов, чтобы они занимали не первое место, а последнее. Что последние будут первыми, а первые – последними. И в конце, на Тайной Вечере, Он умывает ноги ученикам. Он, Господь и Учитель, умывает ноги. «Я пришел послужить, а не господствовать». И смирил Себя уже до смерти, смерти же крестной.

Любовь – это вторая, неотрывная от смирения тема, потому что ненависть, вражда – это яд, который отравляет наше сердце и который отгоняет спасительную благодать от человека. А любовь – смягчает сердце, воскрешает его и привлекает благодать Божию. И уже в сам момент рождения, в момент Рождества, первые слова Господа – это те слова, которые произнесли ангелы. Потому что ангелы не от себя говорят, они являются вестниками самого Бога, их устами говорит Господь. Сам Господь, хотя Он еще младенец, Он мог бы совершить это чудо, то есть устами младенца Он мог бы провещать эти слова. Но по своему смирению Он только плакал, как младенец. А ангелы сказали пастухам: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». То есть доброжелательство, благоволение – это уже любовь.

В течение Своей проповеди и поприща земного Он всё время говорил о любви и о том, что нет больше той любви, когда человек душу свою положит за други своя, и что любить нужно не только ближнего, но Он дал заповедь о любви к врагам. То есть ко всему творению. И сам Он тоже исполнил это.

И первое слово было о любви, и последнее слово о любви – на Тайной Вечере Он говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга. И по этому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». И Он исполнил эту заповедь о том, что нет больше той любви, когда кто положит душу свою за други своя.

Он даже превзошел эту заповедь в Своих поступках. Он положил душу Свою не только за друзей, но и за грешников, и за врагов – за всех, даже за тех, кто Его распинал. И о них молился на кресте, чтобы они тоже исправились, чтобы они покаялись, чтоб Господь их простил, потому что Он и за них тоже распинался. За всех.

Рождество как начало войны с сатаной

Мы видим, что сатана, который увидел угрозу со стороны Господа, почувствовал, что Его появление на свет, Его рождение – это угроза для его дела. Потому что он хотел погубить человека, который был создан Богом для того, чтобы восполнить число ангелов, отпавших от Царства Небесного. И сатана приложил свои старания для того, чтобы это не осуществилось и чтобы привлечь людей для строительства своего царства, которое он хочет построить на земле вопреки и в противовес Царству Небесному. Это его древняя мечта. «Престол мой на звездах поставлю, буду подобен Всевышнему».

Мы видим, что он сразу начал противоборствовать уже рожденному Господу. Во-первых, Господь родился в вертепе, в человеческом жилье Ему не нашлось места. Потом уже, только он родился, сатана начал преследовать его и руками Ирода умертвил 14 тысяч младенцев. Тут же, буквально. Это было начало войны сатаны против Бога, против Христа, против Его планов. Потому что была угроза делу самого сатаны, который пытался воспрепятствовать Божественным планам о роде человеческом. И вот мы видим, что 14 тысяч младенцев было уничтожено, что сатана стал гнать Господа уже Младенцем, и что этот Младенец вместе со святым семейством должен был бежать в Египет с самого начала.

Он преследовал Господа на протяжении всего Его земного поприща. Особенно после Крещения в Иордане. Он стал искушать Его. Потом возбуждал зависть фарисеев и, в конце концов, умертвил Его на кресте. Но всё, что делал сатана, не имело того результата, который он намечал.

И когда Господь был умерщвлен на кресте, и когда Он потом ниспослал Духа Святого на Свою Церковь, на апостолов, когда было рождество уже Церкви Христовой, то сатана продолжал уже свою борьбу, свою войну, которую начал при жизни Господа.

Эта война продолжается против Его Церкви. Мы видим на протяжении всей истории Церкви это противоборство, эти нападения, эту войну. Вначале диавол умертвил всех учеников и апостолов Христа, за исключением Иоанна Богослова, который тоже подвергался мукам и был, собственно, исповедником. И потом мы знаем, что мученики были умерщвлены.

Сатана хотел физически уничтожить Церковь, извести. Но получалось так, что на место каждого мученика, который благодаря своему мученичеству из Церкви воинствующей переходил в сонм Церкви торжествующей, на место этого человека вставали десятки, сотни, тысячи людей, которые были свидетелями подвига этого мученика. Потому что и апостолы, и мученики были исполнены Духом Святым. И этот Дух Святой давал им возможность реализовать заповедь незлобия и любви к врагам.

И поэтому, хотя Господь говорил, что посылает учеников «как овец среди волков» – и они действительно были окружены врагами – несмотря на это, благодаря тому, что в их сердцах был Святой Дух, они могли реализовать вот это незлобие, которое поражало людей, наблюдавших за их мучениями. Людей восхищало благородство учеников, их незлобие, чудеса, которые они творили. И непререкаемые слова Истины, которые устами апостолов вещал Святой Дух. И поэтому на их место вставало гораздо большее число людей, чем эти умерщвленные и замученные свидетели Христовы.

Мученичество: от кровного к бескровному

Потом, когда кончился этот трехвековой период мученичества, когда Константин Великий положил предел этому периоду, сделал Христову Церковь легальной, а потом начал ее поддерживать, так что она начинала становиться государственной религией, когда внешние мучения прекратились, то Церковь стали раздирать ереси и расколы. Сатана таким образом стал действовать. Его политика – «разделяй и властвуй».

Но снова его планы, его действия приводили к нежелательным для него результатам. Потому что апостол Павел говорил, что «и должно быть разномыслиям между вами, чтобы явились искусные». И вот явились такие искусные, как Григорий Богослов, Максим Исповедник и другие, которые напрягали свои дарования, которые им Господь даровал, и с помощью Божией они составили такие в этих прениях блестяще сформулированные догматы православия, и создали такие замечательные и блестящие произведения и труды богословские, которые укрепили Церковь и сообщили ей ту устойчивость, которая помогает ей осуществить пророчество Господа о том, что врата адовы не одолеют ее до самого конца.

Когда кончилось мученичество в собственном смысле этого слова, началось бескровное мученичество. Появились преподобные, против которых сатана тоже вооружился и повел с ними войну. На Антония Великого, на Макария Великого нападали толпы демонов. Антония Великого избивали физически. Они избивали его почти до смерти. Но эти нападения помогали им вырабатывать такое мастерство в молитве, в посте, в сосредоточенности на любви к Богу, что подвижники выработали такую тактику этой борьбы и такие способы, которые они потом передали своим ученикам.

И вот эта выработанная ими молитва, это умное делание, которое доставляет им Царство Небесное. Потому что если бы не было этих нападений со стороны демонов, то не было бы и вот этой школы молитвы, которая помогает людям достигать цели христианской жизни. Таким образом, сатана опять оказался проигравшим в этом.

Антихристианская коалиция

Мы знаем, что еще во времена апостолов, когда их заключали в темницы, когда были различные козни со стороны окружающих их иудеев и язычников, они воскликнули, что все собрались на Господа и на Христа его, и язычники, и Понтий Пилат, и народ иудейский. Эта коалиция – антихристианская, и иудеев, и язычников, которые, казалось бы, ненавидят друг друга, но они против Христа объединяются. И мы видим, что это повторяется, на протяжении истории Церкви подспудно существует эта коалиция. Потому что с одной стороны Ренессанс, возрождение язычества, реабилитация плоти, а с другой стороны – иудеи, жидовствующие, которые отрицают божественную природу Иисуса Христа как Сына Божьего. И эти две линии соединились.

Расцвет этих двух направлений был во времена Максима Грека. Он в Италии когда учился, застал Ренессанс, а в России – ересь жидовствующих. И он писал против того и другого направления свои произведения. И потом вот эти две линии, в конце концов, продолжают существовать, и они выработали богоборческую линию, которая была во времена французской революции, русской революции.

Мы знаем, что вот эти революции – собственно репетиции прихода Антихриста. Потому что Господь говорил о временах Антихриста, что им сопутствует, с одной стороны, оскудение любви, то есть от умножения беззаконий оскудевает любовь. Появляется много агрессии, много враждебности по разным поводам в обществе. И, с другой стороны, эта цивилизация Антихриста, цивилизация большого города, мегаполиса, которую мы сейчас наблюдаем, это мать блудницам и мерзостям земным, то есть разврат.

С одной стороны – агрессия, ненависть, вражда, злоба, с другой стороны – всякого рода любодеяния и тема блуда, которая наполняет пространство. Используются современные информационные технологии, которые эти две темы муссируют – и тему вражды, и тему разврата. И мы знаем, насколько агрессивно действуют лобби, которые защищают сексуальные извращения. Враг здесь эксплуатирует желательную и раздражительную стороны души. Раздражительная сторона души, неправильно направленная, приводит к агрессивности, вражде, ненависти, а желательная сторона души, когда она эксплуатируется и неверно направлена, приводит к сладострастию, разврату, различным сексуальным извращениям.

Зачем нужны соблазны

Мы знаем ретроспективно, как мы сейчас немного пытались рассмотреть, что все действия сатаны обречены на провал. Достигается в результате противоположное тому, к чему сатана стремится.

Когда мы смотрим на прошлое, то можно как-то рассуждать, как мы рассуждали. Но когда сейчас мы видим всё это ужасное – и агрессивность, и разврат; видим, что это настолько мощные и вооруженные всеми техническими средствами силы, причем это юные поколения, дети подвергаются всему этому, – нам кажется, что всё это совсем не спасительно, совсем никуда не годится. И как такое может быть?

Господь говорит такую вещь парадоксальную, что надобно прийти соблазнам. Вот как это так понимать? Это всё есть, действительно мы видим эти соблазны разрушительные для душ человеческих. И что Господь это попускает. Но тут можно посмотреть по-другому.

Если читать внимательно Евангелие, то мы видим, кто пошел за Господом. Не фарисеи, не праведники, которые старались соблюдать закон, а мытари, блудницы. Мытари – это коллаборационисты, это предатели, это налоговая полиция, которая обирала народ, и не только для римских оккупантов, но и в собственный карман клала. Из них Он сделал апостолов. Матфей, Закхей. Мытари и блудницы. То есть бандиты и проститутки. Вот кто пошел за Господом. Потому что порядочному человеку труднее покаяться, чем тому, кто дошел до дна в своем падении. Когда он увидит уже свое совершенное недостоинство, свое окаянство, ясно увидит, – то ему бывает покаяться легче, чем человеку порядочному, который не хуже других считает себя, фарисей. И Господь допускает такое падение для того, чтобы человек достиг Царства Небесного.

Мы видим, что разбойник первым вошел в рай, и что там были блудницы, мытари. И в житиях святых, мы знаем, – был разбойник Варвар, который ходил на четвереньках, ел траву и считал себя недостойным ходить на двух ногах. Или Мария Египетская. Кто больше всех провинился из апостолов? Петр и Павел. Больше всех виноваты были они перед Господом. И они стали самыми ревностными и первоверховными апостолами, чтобы искупить свою вину.

Потому что Господь говорит: кому больше простится, тот больше возлюбит. И в наши дни дети, говорят, что они видят и знают больше грехов, чем те, которые жили, допустим, в XIX веке. Но Паисий Святогорец говорит, что они могут спастись, если проявят особо горячее покаяние. И что те, которые падают и достигают даже дна, они способны на такое покаяние.

Мы знаем фильм «Остров», в котором человек сделал такое дело, за которое он всю жизнь потом считал себя недостойным жить в человеческом жилье, спал не на постели, а на груде угля в кочегарке. Когда в таком состоянии смирения человек взывает ко Господу, то Господь его слышит. Даже чудеса совершаются по его слову. Это духовная реальность. Действительно так и происходит.

И вот мы видим, что сейчас происходит. Серафим Вырицкий говорил, что в России будет страшное духовное падение. Что молодежь будет собираться в банды. Что она будет пьянствовать, воровать. Дойдут до крайности в этом, но потом тем горячей будут каяться. Вот это горячее покаяние.

Вот я хочу вам привести некоторые факты. На протяжении 70 лет искоренялась вера, искоренялось благочестие, люди в течение 70 лет не исповедовались, не давали отчета перед своей совестью и перед Богом – в своих грехах, в своих страстях, пороках. И постепенно совесть их излукавилась. И когда потом, в постсоветское время была вседозволенность, всё это вылезло наружу, всё звериное и скотское, которое накопили люди. И сейчас мы видим, что в результате наша социальная жизнь как бы беспросветна. У нас непобедимая коррупция, у нас непреодолимая наркоторговля и производство наркотиков, у нас неправда черная в судах, везде мздоимство. Казалось бы, совершенно невозможная картина. И вот слова о покаянии разбойников.

Мы знаем такие примеры покаяния, которые явили нам разбойник, Мария Египетская или Павел Постник, вы знаете, такой был подвижник и отшельник, который исцелял и лечил людей, а потом впал в страшный грех. Господь попустил это, потому что у него уже начинались мысли о том, что выше его нет уже. Сам царь Давид впал в страшные грехи – прелюбодеяние и убийство, послал мужа Вирсавии на верную смерть в бою. И тоже каялся. И потом, Ниневия – это всенародное покаяние.

Разбойничье покаяние путь спасения Руси

Серафим Вырицкий говорит, что будет на Руси, в России, такое вот именно покаяние разбойничье. Это покаяние – привычное явление в народном менталитете благочестивом, которое знает благоразумного разбойника. Кудеяр – разбойник, у которого Господь совесть пробудил. Поэма «Влас» Некрасова тоже этому посвящена. И вот врагу рода человеческого удалось на протяжении 70 лет богоборчества и постсоветской вседозволенности завладеть сердцами многих наших соотечественников во всех слоях общества. И, в общем, сегодня можно говорить о победе великой криминальной революции, сплошной криминализации общества. Но всем известен этот закон евангельский, что там, где умножается грех, там преизобилует благодать. Об этом говорится у Серафима Вырицкого.

Молодежь, которая дойдет до самой крайности, видя, что так дальше продолжаться не может, тем горячей будет каяться. То есть разбойничье покаяние, согласно этому пророчеству, как бы и должно стать характерным для России. И мы уже наблюдаем признаки этого явления. Нам известны 2 случая, когда криминальные авторитеты пережили клиническую смерть. Одного я лично знаю, а о другом снят документальный фильм. Так вот один из них в состоянии клинической смерти был в преисподней и там ему встретился благоразумный разбойник. И показал ему мучения его подельников, его родного отца, который наложил на себя руки. И когда он вернулся обратно в мир, то он стал совершенно другим человеком.

Если раньше он нигде не работал, даже на зоне (за него работали, потому что он был авторитетом), то потом он стал строить срубы, часовни, храмы. И вот не только они, но даже те, кто считали их авторитетами, из уголовного мира, тоже пошли за ними. И в частности они строили церковь одну, и люди, которые их поддерживали, из этого мира, они однажды даже украли грузовик кирпича с кирпичного завода для того, чтобы строить храм. Но когда он узнал, он был очень расстроен, что они так поступили, поехал объясняться с директором, и это объяснение привело к тому, что директор сам стал слать грузовики с кирпичом.

Открытие епископа

Епископ Митрофан (Баданин) защитил в Свято-Тихоновском институте диссертацию, посвященную Трифону Печенгскому. Было такое отношение к этому Трифону Печенгскому раньше – искусственно созданное житие, где были одни штампы. Что якобы с детства уклонялся от детских игр, что в младенчестве по средам и пятницам не брал грудь у матери… Был очень благочестивым, потом получил какое-то извещение и создал монастырь. А на самом деле всё не так было. На самом деле он был разбойником, атаманом.

И вот этот Баданин, который епископ, а раньше он был студентом этого Тихоновского института, а еще раньше – капитаном первого ранга в военно-морском флоте, разобрался в этом. Он нашел какой-то древний канон Трифону Печенгскому и по тропарям канона воссоздал его житие. Оказалось совсем по-другому. Согласно результатам исследования, святой оказался покаявшимся разбойником. Предводителем покаявшихся разбойников.

И он не только диссертацию написал, но и в своей архипастырской практике столкнулся с такими же явлениями в наше время. Потому что там, где Трифон Печенгский основал свой монастырь, сейчас рядом колония, зона. В ней приход есть во имя Царственных мучеников. И как раз вот эти разбойники покаявшиеся пополняют число братии монастыря, где был Трифон Печенгский. Вот такая же история происходит в наше время.

Я хочу зачитать публикации епископа Митрофана:

«По мере углубления в изучение исторического материала, всё более явно обозначалась проблема серьезного несоответствия сохранившихся редакций житий подвижников Севера XVI века историческим документам и свидетельствам современников. Наиболее ярко эта проблема «искусственных житий» коснулась именно истории жизни преподобного Трифона Печенгского.

В начале XVIII века, видимо, с самыми благочестивыми намерениями первоначальное житие Трифона, «записанное самовидцами», было приведено в соответствие с неким «каноном», согласно которому преподобный, основатель монастыря должен соответствовать ряду требований: с младенчества уклоняться от игр, первым приходить в церковь, затем услышать призыв идти основывать обитель, и так далее, в соответствии с так называемыми «житийными топосами».

Те же свидетельства современников и лопарские предания о разбойной юности преподобного, о его кровавом атаманском прошлом не вписывались в эти «нормы», потому в XVIII веке были признаны соблазнительными и «не служащими добрым примером».

Усилия Комиссии по воссозданию подлинного жития преподобного Трифона, истинного смысла подвига его жизни и истории непростых отношений святого с монастырской братией встретили очевидное неприятие у «ревнителей памяти» Трифона. В то время можно было услышать от иных «маститых протоиереев»: «Мы-то думали, Трифон святой, а он, оказывается, разбойник!» И то обстоятельство, что в Рай первым вошел покаявшийся разбойник, как-то не вразумляло и не снимало остроты противостояния.

Тем временем исследования углублялись и пополнялись новыми доказательствами правоты нашего подхода. Вскоре мною была подготовлена диссертация «Прп. Трифон Печенгский. Исторические материалы к написанию жития», где были подробно и на историческом фоне рассмотрены все эти острые проблемы. Это исследование было повергнуто пристальному анализу в ПСТГУ, и, как результат, мои аргументы и выводы были признаны обоснованными и диссертация была успешно защищена.

В результате этой работы и на основании обнаруженных исторических материалов владыкой Симоном была утверждена новая концепция возрождения Трифонов-Печенгского монастыря. Монастырь возвращался на свое исконное место – в пустынь, туда, где он и был основан прп. Трифоном в 1529 году, где и была им построена Свято-Троицкая церковь.

Трифон прожил очень долгую жизнь – 98 лет. Это был уникальный человек. Богатырь колоссальных физических и духовных сил.

Что касается братии монастыря на Печенге, то она всегда была «не простой», насельники в полной мере соответствовали страстным чертам юности своего отца-основателя. О том, что такова есть воля Божья о сем монастыре и таков крест дан Трифону от Господа, возвещал его друг прп. Варлаам Керетский: «Сподобился ты еси обитель воздвигнути и братию собрати, будут бо зде людие и села зле неукротимы, яко дивии звери, твоей ярости и острожелчию подобящася». По мере того, как возрастал в Духе преподобный Трифон, сокрушая свои «ярость и острожелчие», так же и умирялся дух его братии: «Аще и питаемые роптати не престают, но ты сих зверство на кротость в благоразумие приведе, молитвами непрестанными и пением и бдением».

Эти строки из тропаря канона раскрывают нам всё величие едва ли не самого главного жизненного подвига преподобного Трифона Печенгского. Это подвиг великих старцев древности, образец которого дал преподобный Иосиф Волоцкий в своем настоятельском служении братии, с его самоотверженной попыткой спасти высокие подлинные монашеские идеалы в наступивших принципиально новых российских условиях. Он взвалил на себя задачу, решение которой едва ли по силам смертному. Организационными мерами, жесткой дисциплинарной регламентацией, силой личного примера и молитвенного подвига постараться воспитать идущих в его монастырь новых людей в духе истинного монашества.

Точно так же и Трифон, несмотря на упомянутые «ярость» и «неукротимость» братии, с которыми ему вплотную довелось столкнуться, всё же сумел благодатной силой своей великой святости преобразовать «сих зверство на кротость» и привести в «благоразумие». Путь, которым вел братию Трифон, весьма не прост, но он единственно был возможен в той ситуации, и посвященные ему древние молитвенные тексты нам тот путь ясно раскрывают – «молитвами непрестанными, и пением, и бдением». Трифон в отношении своих чад выполнил долг духовного отца, и «их Христу чистыми представил».

Трифон скончался в декабре 1583 года. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча». Всё исполнилось ровно через шесть лет. В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они и приняли страшную смерть.

По молитвам Трифона они наследовали райские обители, ибо через мученическую кончину Трифон «их Христу чистыми представил». Полная мера понимания этого великого чуда, совершенного в XVI веке Печенгским старцем, раскрылась нам лишь недавно, когда осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием, была прославлена в лике преподобномучеников».

Так что из всего состава нашего Собора Кольских святых сто шестнадцать человек – это ученики и чада Трифона, преподобномученики Печенгские.

Мы видим, что монастырь сейчас активно восстанавливается (это интервью с ним проводят), но кто же сегодня трифоновские монахи, кем прирастает братия?

Преподобный Трифон, приняв наше покаяние, не только явил чудо бурного созидания монастырского комплекса зданий, но и озаботился пополнением братии. Я говорил о тех спорах и сопротивлении, которое оказывалось нашей работе по восстановлению подлинного образа Печенгского старца как покаявшегося разбойника. Так вот, Трифон сам разрешил этот спор самым явным образом. Наиболее реально и плодотворно братия монастыря прирастает бывшими разбойниками. Теми, кто искренне и решительно раскаялся в грехах и неправдах прошлой своей жизни и пожелал связать свою жизнь с монастырем, с Богом.

Несколько лет назад в поселке Ревда, в колонии строгого режима Божьим промыслом образовался удивительно крепкий и деятельный приход. Был построен храм Святых Царственных страстотерпцев. Начались регулярные службы, молебны, колокольный звон. Образовались церковные производства. Именно из этого прихода и приходит братия монастыря, направляясь по стопам Преподобного к свету и чистоте.

Глубина нашего противостояния в войнах в Чечне или в Афганистане проходила не на техническом уровне, а на духовном, на уровне веры. Я в этом убедился, посещая одну из колоний строгого режима на Кольском полуострове. Там отбывают срок совершившие особо тяжкие преступления. Там сидят и террористы, приговоренные за свои преступления не к пожизненному заключению, а годам, так, к двадцати пяти.

По рассказам заключенных, в подобных колониях была тяжелейшая обстановка, потому что под террористами-мусульманами, несмотря на их малое количество, была вся зона. Они русских давили духовно: «Вы – свиньи. Вы ни во что не верите. А у нас Аллах акбар, Бог велик, и мы ничего не боимся, потому что Он с нами». Наши на это ничего сказать не могли и замолкали, ведь не матом же доказывать духовную силу. Вот и всё, противостояние проиграно. Наши вынуждены были, нехотя, признавать их правоту и внутренне пасовали.

И вот в результате в колонии образовалось приходское движение. Сейчас там построен прекрасный храм, в честь Царственных Страстотерпцев. Начались регулярные службы. Звон колокольный на всю округу. Верующие организовали прекрасное церковное производство».

Вот у меня есть вещественное доказательство. Один освободившийся преступник раньше ничего не делал, у него была другая деятельность. А сейчас у него замечательное церковное производство, блестящие такие вот изделия, я с собой привез, могу потом вам показать.

«Верующие организовали прекрасное церковное производство. Всё радикально изменилось. Каждый раз, когда я приезжаю туда послужить, вижу, как на первую в своей жизни исповедь приходят несколько десятков человек. Они понимают, что без этого им там морально не выжить, они хотят получить духовную помощь. Когда на исповедь подходит человек, который получил двадцать пять лет, и ты чувствуешь, что у него за спиной ТАКОЕ – то начинаешь понимать, что сейчас происходит событие вселенского масштаба».

Главное чудо Господа – людей, в исправление которых никто не верил, он делал святыми. Вот сейчас происходит то же самое. Это больше, чем превратить воду в вино, умножить хлебы, рыбу. Это – изменить человека.

«Чудо спасения души вселенского масштаба. Вот он, весь в татуировках, на лице тяжесть страшная, весь потом обливается, но он принял решение, он подходит и перешагивает некий рубеж, за которым чудо вечной жизни, и он теперь – воин Христов. Ему больше не страшен этот, кричащий «Аллах акбар», да и не назовет его больше никто свиньей.

Если бы вы слышали, как во время Крестного хода на Пасху заключенные кричат «Христос воскресе! Воистину воскресе»! И когда при этом за оградой стоят те, кто в храм не пошел – в основном те, что «в законе», и, конечно, чеченцы. И для них всё происходящее – объект очень пристального внимания.

Реабилитация бездомных…»

Ну, и так далее. Тут есть еще другие, и они помогают и бомжам, и бездомным, вот эти люди, которые прошли через все эти испытания и падения.

«Да и вообще, кто сказал, что здесь, на Севере, простая жизнь? Северный менталитет складывался среди народа пришлого, в среде людей, оказавшихся на этих бесприютных берегах в поисках иной доли, людей «с прошлым», сильных и способных на поступок. Люди – личности, лишь они могут помочь тем, кто по той или иной причине потерял что-то важное.

И, конечно, первостепенное значение в этом процессе имеет мощная молитвенная поддержка, предстояние пред Господом за всех нас величественного Собора Кольских святых, в котором, поистине, что не святой, то потрясающая личность, подлинный «адамант веры» и титан духа».

Присутствие покаявшихся разбойников мы видим и в других местах и обителях, таких, как обитель близ Самары, возглавляемая архимандритом Георгием (Шестуном) (это в Жигулевских горах, там тоже есть покаявшиеся разбойники), Среднеуральский монастырь – “Спорительница хлебов”, и в Абхазии, и на старом Афоне.

Вот этот человек, о котором я говорил, что он клиническую смерть пережил, он сейчас на старом Афоне.

Истоки русского христианства

Профессор Свято-Тихоновского института Петрушко говорит о наших истоках христианских, что вот это разбойничье покаяние лежит в самых истоках христианства на Руси.

«Святослав Игоревич, князь Владимир и княгиня Ольга не отличались особой нравственностью до принятия христианства. Как мы помним, княгиня Ольга жестоко отомстила за своего мужа, а князь Владимир имел и большой гарем, и много воевал, и людей истреблял. Некоторых очень смущает, что мы поклоняемся святым, которые отличаются такой безнравственностью и жестокостью. Почему нас не смущает в таком случае апостол Павел, который был гонителем христиан, а потом обратился в ревностного учителя языков, который как никто потрудился для распространения христианства? Знаете, среди нас столько людей, которые успели в жизни наделать ошибок, прежде чем обратились к вере, стали христианами. И вспомните: Сам Спаситель из кого призывал Своих апостолов? Там и мытари – самая презренная категория людей в народе израильском, и блудницы…»

Вот он говорит о княгине Ольге:

«Я думаю, что и Ольга, конечно, раскаивалась в той жестокости, которую она совершила в отношении древлян. И, на мой взгляд, это даже могло стать отправной точкой для ее обращения в христианство. Я не думаю, чтобы Ольга была по природе такой жестокой, скорее дело в том, что она обязана была мстить за гибель мужа, это языческий закон кровной мести, неписаный закон. И понимание того, что она сделала зло, которое от нее требовала языческая традиция, но зло это противно ее существу, – может, это и подтолкнуло ее к тому, чтобы какой-то духовный подвиг начать и прийти в итоге к христианству. Ольгу ведь мы канонизировали не за ее жестокость, а за то, что она первой среди русских князей приняла крещение.

Выбор Владимира во многом связан с выбором Ольги. Сам Владимир был, видимо, натурой очень максималистской. Он отдавался весь тому, что исповедовал. Будучи язычником, он был таким же страстным максималистом, который и жертвы приносил человеческие, и совершал какие-то иные деяния, которые присущи язычникам. Но как только стал христианином, он точно так же весь отдался христианской вере, настолько ее глубоко воспринял, что, видимо, это первый, совершенно уникальный, наверное, в мировой истории случай, когда правитель огромной державы запрещает смертную казнь. Он действительно преображается внутренне. Тот гарем, о котором мы говорили, уходит в прошлое, у него одна законная христианская супруга. И в этом, собственно, подвиг. Он стал совершенно другим человеком, он смог это всё в себе преодолеть.

Хочу привести пример, может быть, из другой эпохи и не совсем близкий к этой теме, но показательный. У нас ведь были святые в истории русской Церкви, которые тоже к святости пришли очень сложным, кружным путем. И здесь можно вспомнить преподобного Трифона Печенгского. Если обратиться к его житию, которое появилось очень поздно, мы увидим традиционный набор клише, что он чуть не смолоду готовил себя к монашеству, в среду и пятницу молока материнского не пил младенцем, и так далее. Это то, что, к сожалению, как штампы часто заимствовалось при составлении житий. Но вот у нас был студент, потом он защитил у нас диссертацию, а сейчас стал епископом, владыка Митрофан (Баданин). Возглавляет новообразованную епархию на территории Мурманской области. Он занялся очень интересным делом – реконструкцией древних житий. И попытался восстановить Трифона Печенгского житие, и понял, почему оно не сохранилось. В прошлом был разбойником, убийцей, который свою сожительницу убил. И произошло глубочайшее покаяние, раскаяние, уход в далекие леса, на Кольский полуостров…

Вот посчитали – ну как же так? Бывший разбойник не может быть монахом. Но в этом, собственно, суть подвига. В этом и величие подвига человека, который пал ниже некуда, тем не менее, нашел с помощью Божией в себе силы. С Владимиром то же самое произошло».

Господь сказал фарисеям: «Кому больше прощается, тот больше возлюбит. Поэтому мытари и блудницы вперед вас и пойдут в Царствие Небесное». И среди тех, кому много прощено и кто стал поэтому особенно ревностным в благочестии, – покаявшиеся разбойники.

По словам Серафима Вырицкого, после беспрецедентного погружения во тьму горячее покаяние в России приведет к воспламенению духовной жизни. Будет расцвет благочестия, и Восток, войдя в соприкосновение с живой христианской верой, обратится в православие.

Преподобный говорил, что сегодня весь небесный мир молится о просвещении Востока. То есть – о китайцах и мусульманах. Вот такое оптимистическое пророчество. Сейчас трудно поверить в это, но в защиту оптимизма говорит то, что когда мы рассматриваем историю Церкви и общества в ретроспективе, то мы, как уже было сказано, можем наблюдать, что все усилия сатаны, в конце концов, приводили к результатам, прямо противоположным его целям.

Христос родился на земле, чтобы спасти грешников, имеющих нужду в покаянии.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
«Пост похож на археологические раскопки»

Настоятель Свято-Никольского Кафедрального собора города Калач Воронежской области о Рождественском посте

Пост, война и путешествие в трюме

Протоиерей Константин Островский о Рождественском посте, когда вокруг война и страх

Разбойник в раю

Не так уж и плохо, что Он за нас все-таки умер. Если за нас умер, то…