Игумен Адриан (Пашин): Конец света действительно будет

Как относиться к перспективе конца света и слухам о том, что произойдет это буквально завтра? Зачем монаху высшая математика, а ученому – видения Моисея? Об этом и не только – в беседе с Секретарем Учёного совета МДАиС игуменом Адрианом (Пашиным).

Игумен Адриан (Пашин) закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ, затем аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию. Будучи аспирантом, работал в институте прикладной математмики. Стал монахом Сретенского монастыря. “Московский университет — моя alma mater, которая сформировала меня как мыслителя, математика, дала мне дисциплину ума. И я очень признателен МГУ, всем своим преподавателям, своему научному руководителю. Дисциплина ума очень востребована и очень помогает мне в богословских научных изысканиях”.

Конец света: бояться или радоваться?

— Насчет конца света — обсудим сейчас или, может быть, поговорим после 21-го декабря? Надеюсь, все поймут, что очередной страх оказался не таким уж страшным.

— Священное Писание, в частности, Апокалипсис и другие места, говорят о том, что конец мира действительно будет. Более того, мы, христиане, должны с радостью ожидать этого конца света, вспоминая слова: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Мы не должны бояться событий, которые описаны в Апокалипсисе и связаны с пришествием антихриста. Нельзя забывать, что конец света — это Второе Пришествие Христа.

Мы должны ожидать пришествия Спасителя, Который изменит весь мир, воскресит мертвых, преобразит тела на тот момент живущих, прекратит страдания, которые существуют сейчас и будут умножаться в последние времена у людей. Который воздаст каждому по заслугам, по тому, к чему человек стремился-либо к Богу, к своему Спасителю, либо ко злу. Будем готовиться к этим событиям, ко Второму Пришествию Христа, именно в том направлении, чтобы оказаться одесную, по правую сторону Христа, среди праведников. Через покаяние, через укрепление в добре, отрицание зла.

“Души праведных в руце Божией”. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент. Источник: pravenc.ru

“Души праведных в руце Божией”. Икона “Страшный Суд” из Благовещенского собора Сольвычегодска. 2-я пол. XVI в. (СИХМ). Фрагмент. Источник: pravenc.ru

Все эти разговоры — ну, мы же видим, что никого они особо не страшат. Очередная тема для средств массовой информации, но реально никто не меняет свою жизнь. Никаких кардинальных изменений эта дата, приближающееся 21-е декабря, не вносит.

— Было бы лучше, если бы слышали и каялись?

— Конечно, да. Естественно, это было бы лучше. Но я рад, что не вижу и противоположного — чтобы люди решали, что жизнь скоро закончится, и стремились получить побольше наслаждений. Это просто очередная тема, которую нужно отработать в СМИ, в блогах, на страницах газет. Просто повод для стеба, в реальность же конца света 21-го декабря мало кто верит.

— Как Вы считаете, насколько сейчас вероятная техногенная катастрофа?

— Что касается перемены полюсов, то периодически полюса меняются, и ничего страшного не происходит. Что же касается катастрофы — полтора года назад произошла катастрофа в Японии, там было наложение двух факторов: природного — землетрясения на дне океана, от которого пошла большая волна, и антропологического — сама эта станция была построена в опасном месте, недостаточно защищена, не было продумано, что такая волна может пойти. От подобных катастроф мы, конечно, не застрахованы. Сочетания природных и техногенных факторов могут привести к катастрофе.

Фото: National Post

Фото: National Post

Монашеское любопытство

— Для монаха любознательность — хорошее качество?

— Хороший вопрос… Мы все призваны к богопознанию, монахи также. Есть разные пути богопознания, и один из путей — это познание Бога через познание Его творения. Об этом и Ломоносов говорил: Бог дал человеку две книги, через которые можно познавать Его — это Священное Писание, Библия, и окружающий нас мир. Искренний ученый и одновременно ученый-христианин должен ориентироваться не только на свое любопытство, но и, в первую очередь, на поиск истины. Поиск истины искреннего человека приводит к познанию Бога, Творца мира. Так что здесь я особо не вижу противоречия.

Смотря в чем любопытство, куда оно направлено. Если это любовь к поискам Бога, божественных идей, божественного замысла, то к этому человек призван.

Священное Писание — не учебник физики

— Существуют ли на самом деле люди, которым противоречия между верой и наукой мешали бы прийти к вере? Или у них на самом деле другие причины?

— Для меня сама эта проблематика не очень понятна. Непонятно противопоставление науки и религии. Я сам занимался наукой и для себя никаких противоречий между верой и знанием, между наукой и религией не вижу. То, что вы назвали — это, скорее, отговорки.

Человек приходит к вере, как правило, не потому, что ему докажут, что мир был сотворен или что всемирный потоп был. Человек приходит к вере потому, что открывает Бога в душе, через свою душу, может быть, через какие-то трудности. Человек может постепенно прийти к желанию верить, а может неожиданно. Разум может только помочь, дать какие-то необходимые аргументы либо для укрепления в своей вере, либо для укрепления в своем неверии.

— Есть ли польза от всевозможных религиозно-научных споров, например, от споров эволюционистов и креационистов? Или это просто гимнастика ума для обеих сторон?

— Это действительно может кому-то помочь найти ответы, укрепиться в вере. Может быть, это будет толчком для того, кто не задумывался о вопросах веры. Здесь, конечно, нельзя передергивать какие-то факты. Церковным людям нужно опираться на те данные, которые подтверждены.

Ученые призывают со здоровым скептицизмом относиться к научным гипотезам, к тем построениям, которые сейчас приняты наукой. История науки показывает, что научные данные могут измениться, что-то могут еще уточнить. В будущем может возобладать кардинально новая парадигма. Опыт святых отцов показывает, что они применяли и принимали те научные концепции, которые были на тот момент, объясняли с их помощью какие-то вещи.

В принципе, та же теория большого взрыва, которая сейчас считается общепринятой, хотя лично я не верю, что она действительно верна — с ее помощью можно объяснить, показать, что этим взрывом именно и был акт творения. Действительно, согласно ей мир в одно мгновение возникает, а дальше уже происходит его развитие — можно сказать, что это знак творения. Священное Писание — это не учебник физики или химии. Моисей описывает дни творения как наблюдатель, мы скорее видим их через какие-то видения.

 Читайте также:

20 концов света

Профессор Андрей Зубов: Что такое религия и что такое вера? (+ Видео)

Протоиерей Кирилл Копейкин: Какую боль не объясняет физика

 

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Археолог Сергей Белецкий: Надо меньше копать и больше думать

Как в Пушкинском заповеднике хотели вскрыть могилы тригорских помещиков

Историк Андрей Тесля: Мы без причины пугаемся слова «русский»

Культурную принадлежность нельзя определять по прописке

Аскольд Иванчик: Радость науки – прибавить новый элемент к картине мира

А главная проблема христиан – найти в этом меняющемся мире свое место

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!