Искушения в пост – это замена подвига

Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно

О том, как правильно провести пост, порталу «Православие и мир» протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.

Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста?

Существует три общеизвестных степени поста. Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая,  третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается.

Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский постРождественский пост и Петров пост.

Строгие посты – Великий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы. Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.

Строгость поста обычно распределяется на неделе так: из всех дней особо выделяются  пятница и среда, а к ним, если идет пост, присоединяется понедельник, потому что это день посвящен Бесплотным Небесным силам. В понедельник, среду и пятницу в посту мы вкушаем растительную пищу без растительного масла, а в остальные дни – с маслом. В субботу же и воскресение малых постов – Рождественского поста и Петрова поста – разрешается рыба. В праздники пост послабляется на одну ступеньку – к растительной пище добавляется масло, а если уже разрешено было масло, дозволяется рыба. Великие, Двунадесятые праздники (например, Преображение Господне в Успенском посту и Благовещение в Великом посту, если только оно не выпадает на Страстную седмицу) позволяют нам перескочить через одну ступеньку – от полной строгости к рыбе.

Так что все очень просто. В Великий и Успенский посты на неделе у нас пять дней без растительного масла, суббота и воскресенье – с растительным маслом. В Рождественский и Петров – три дня без масла, вторник и четверг – с маслом, а суббота и воскресение – с рыбой.

Но знаете, когда человек постится, то он ко всему привыкает. Это не сложно. Это просто привычка. Иногда начинают спрашивать и критиковать: «Ну не все ли равно, что есть?» Вот именно потому они и выступают против поста, что им «не все равно».

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Нескучный сад

Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: Нескучный сад

Пост есть самая простая тренировка в сдерживании себя, и уже этим он особенно полезен детям. Они ведь как увидят лакомый кусок – сразу же норовят схватить и в рот. Ан нет, нельзя. Пост для детей имеет большое воспитательное значение. Я сам вырос в православной семье, да и по своим детям знаю важность этого сдерживающего начала.

Говорят: «Пост придумала Церковь». Все эти идеи – просто от безграмотности. Первая заповедь, данная человеку в раю – это заповедь поста. Но пост для первых людей был установлен такой легкий! Все ешь, только от одного дерева, (даже не от одной породы деревьев, а от одного конкретного дерева!) не вкушай. Практически это был пост. А что такое пост? Послушание.

Почему родители запрещают ребенку есть всегда, когда ему хочется? Во-первых, аппетит испортится, а, во-вторых, если тебе захотелось что-то, и ты сразу это схватил, значит ты пошел на поводу своих сиюминутных желаний. А так нельзя жить. Мало ли что захотелось? Так люди начинают воровать, да все грехи начинаются с этого «захотелось».

Иногда, кстати, «нельзя» распространяется не на все: сейчас нельзя, а потом будет можно. Дождись обеда, и получишь свое.

Современный горожанин, привыкший к ресторанам и полуфабрикатам, может сказать, что ему сложнее поститься, потому что бегать по магазинам в поисках постной еды ему некогда, да и сложно сейчас найти хорошую, здоровую пищу.

Да нет, это отговорка. Дело в привычке. Можно приспособиться, если поставить себе такую задачу. Другое дело, что бывает, приходится что-то съедать, потому что так складываются обстоятельства. Ну что же. Проглотил, значит проглотил. Мы же и плохих слов не должны говорить, а все равно говорим. Попроси у Бога прощения. Нужно к этим вещам относиться проще.

Иногда, почитав святых отцов, люди в гостях перестают отказываться от скоромной еды, чтобы «не обидеть хозяев», «из смирения», потому что помнят, что «один старец» в гостях у другого съел что-то непозволительное, чтобы не смущать своего хозяина.

Когда я еще только начинал служить, и меня приглашали в гости, я в таких случаях совершенно спокойно говорил, что не ем этого, потому что пощусь.

Значит, можно всем сказать об этом?

Не только можно, но и нужно. Потому что люди могут просто об этом не знать. Другое дело, когда человек начинает сам себе говорить: «Ну не все ли равно?..» Так если тебе все равно – так ешь постное.

Один современный греческий подвижник говорит так: «Ты старайся поступать, как подобает, и не твоя забота, кто будет этим соблазняться». Говоришь, что борешься с тщеславием, а сам уплетаешь за обе щеки. Ну, хорошо, дали  тебе кусок мяса, съел ты его, так хоть второй не бери. А то оправдываются: «Ну, все равно уже оскоромился».

Да, я в свое время, когда был студентом, как и другие, ничего не готовил и питался в столовой. Ну а там, понятное дело, свое меню. Я брал один гарнир, и если уж попадалась какая-то капля масла, то уже не обращал на нее внимания.

Главное – стремление к этому, желание, а уж как ты справишься – Господь решит. Конечно, другое дело, если ты болеешь… хотя, сами понимаете, болезни очень часто служат нам еще одним оправданием.

Кроме воздержания в пище в посту полагается еще и усиленная молитва. Что делать, если времени читать Псалтырь и акафисты не находится?

Вообще есть одно замечательное правило, о котором почти никто не знает – это правило Иисусовой молитвы. У меня даже была идея раздавать листочек с этим правилом водителям, чтобы в пробках они не ругались, а читали бы Иисусову молитву. 300 молитв, скажем, это Вечерня, 500 – Утреня, 100 молитв – акафист…

Молитва, настоящая молитва – это благодатное состояние. По крайней мере, она утишает чувства. Да и помогает. Начнешь молиться – и ситуация меняется.

Недавно мне рассказали такой случай. Сотрудник ГИБДД остановил в городе машину, проверил документы, всё в порядке, можно ехать. Вдруг машина не заводится. Никто ничего понять не может, внешне неисправностей нет, а надо срочно уезжать – дело происходит возле какого-то административного здания, где даже останавливаться нельзя. Ну что делать? Начали читать акафист Архангелу Михаилу.  Вскоре подъезжает эвакуатор с надписью «Ангел». Водителя же эвакуатора звали Михаил. Так он их и выручил. Так что молитва помогает прямо конкретно, не говоря уже о том, что духовно утешает и укрепляет.

В обычное время в Церкви за неделю прочитывается вся Псалтирь. Великим постом за это же время Псалтирь прочитывается два раза, таким образом, молитва усиливается.

Великим же постом читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Нам же заповедано: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс., 5,17). Поэтому нужно не только в посту молиться, а всегда. Но в посту, когда усиленнее молишься, начинаешь чувствовать изменение состояния души. Пост утишает чувства. Это особенно заметно Великим постом. По всему строю молитвы и богослужения это особенно ярко видно, потому и действует этот пост более последовательно и сильно.

Люди часто говорят: «Начался пост, жди искушений». Начинаются ссоры с близкими и т.д.

Да, бывает. Это довольно закономерно. В начале, в середине или в конце поста случаются какие-нибудь искушения. Только что их ждать? Ну, придут и придут. А может и не придут.

Обычные искушения – это замена подвига, который должен усиливаться постом. Если ты принимаешь на себя подвиг поста, то и идешь этим путем, а если нет – тебе даются искушения.

Дело всё в том, что когда человек предает себя воле Божией, он это и воспринимает как естественный элемент поста. Он готов. Но тут есть такой момент. Враг старается застать человека врасплох. Поэтому не нужно особенно расслабляться и быть беспечным.

…и ждать от других мира и смирения.

Кто-то мудрый сказал: «Нам не завещано требовать от других любви, а завещано любить самим».

Одним из искушений поста традиционно являются споры о праздновании или не праздновании гражданских праздников в пост.

С гражданскими праздниками, конечно, интересная история. Есть ведь церковный календарь, а есть земной, гражданский, праздники которого зачастую очень странным образом как бы противостоят церковным. Новый год празднуют под мученика Вонифатия. Восьмое марта обычно выпадает или накануне, или в сам день обретения главы Иоанна Предтечи, который был казнен по прихоти распутной женщины, угодившей своим танцем царю. Назвать этот праздник женским днем – насмешка над женщинами, потому что это был день проституток. Сделать его женским днем – плевок в сторону женщин, да и справляют его часто Великим постом…

Батюшка, как вы посоветуете правильно провести пост?

В пост нужно постараться приблизится к тому, что полагается по уставу. Не получилось сейчас – попробуй  на следующий день. Нужно что-то делать в этом направлении.

Постящегося человека при разговении ждет двойная радость: духовная и телесная. Даже чередование этих ступеней: без масла – с маслом – с рыбой – это такая радость. Даже взрослые радуются. Когда человек начинает поститься, его жизнь становится разнообразнее. Так-то наша жизнь – серая, вот почему, в поисках какой-то остроты иные ударяются в наркоманию и другие крайности.

Еще. Почему люди часто надрываются? Потому что они сразу бросаются в крайности, и начинает у них голова кружиться и т.д. Нельзя так. Начинай постепенно, ищи подходящий для себя вариант. Нужно не спеша проходить поприще поста.

Когда будущий авва Досифей пришел к авве Дорофею, и сказал, что хочет быть монахом, тот ему возразил: «Ты же не сможешь». Досифей заспорил: «Смогу». Помолились они, пошли на трапезу. Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает:

– А есть-то будем?

– Так ведь уже поели.

– Как поели?! Это же только закуска была!

– Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй.

Через какое-то время, когда Досифей привык насыщаться 7/8 обычной порции, авва Дорофей сказал ему убрать еще 1/8. Так, со временем, он довел его порцию еды до 1/8. В этой истории даже не сказано, за какое время им удалось этого достичь. Поэтому в посте очень важна постепенность.

Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Полезность поста в том, что он… бесполезен

Для многих людей пост – это единственное дело, которое они в силах совершить полноценно

Успенский пост: питание, история, проповеди

Все, что нам нужно знать о предстоящем посте – о чем вспоминать и от каких продуктов…

Всё об Успенском посте в 2016 году

Праздник Успения – один из самых неожиданных для светского миропонимания праздников: что празднуется? Разве можно праздновать…