Как подражать Петру и Павлу?

Очередь теперь за Интернетом. Как помочь читателю, в основном неопытному (каких огромное большинство) отличить надежный православный источник от свободно-текущей говорильни или от хорошо финансируемого антицерковного проекта? – Надо думать, надо действовать. Время не ждет: это наша миссионерская задача.

Мой старший брат в последнее время задает мне огромное количество вопросов о вере и Церкви, на которые я стараюсь давать ответы. Но сомневаюсь: можно ли мне заниматься учительством, будто я апостол… Духовный опыт мой уж слишком скуден, чтоб кого-то учить.

Иеромонах Макарий Маркиш

Иеромонах Макарий Маркиш

Начиная Петровский пост, подготовку к празднику памяти святых Апостолов, есть прямой смысл задуматься над этим письмом – одним из десятков и сотен подобных вопросов, которые ежедневно приносит почта (в основном электронная) духовенству нашей Церкви.

«Миссионерство… сегодня удел не только талантливых одиночек, а одно из главных направлений в современном Православии. Это веление времени – апостольская проповедь христианства – является нашим ответом на духовные искания российского общества», – так говорил приснопамятный Патриарх Алексий II, обращаясь к участникам II (VII) Всецерковного съезда епархиальных миссионеров.

В последующие годы мы видели попытки со стороны известных лже-церковных авторов и изданий оспорить эти слова Патриарха, замедлить, остановить и повернуть вспять наш апостольский путь. Зачем и почему – сегодня не столь уж важно.

Принятая Церковью «Концепция миссионерской деятельности» возводит сказанное в каноническую норму:

«За последние 800 лет Русская Православная Церковь никогда еще не оказывалась перед необходимостью совершения апостольской проповеди в таких масштабах… Все члены Церкви, как Тела Христова, призваны быть миссионерами в широком смысле слова и нести общецерковное апостольское служение Воплощение в жизнь… миссионерских целей и задач возможно лишь тогда, когда каждый член Церкви Христовой осознает свою личную миссионерскую ответственность».

Если Церковь сегодня так определяет свою миссию, предписывая ей во-первых, всеобщность (дело миссии – дело каждого), и во-вторых, разнообразие (у каждого – своя миссионерская задача), то возникает вопрос о ее границах: каковы характерные черты миссии, отличающие ее от жизни вообще? В чем разница для христианина между миссией и не-миссией? И т.п. Без ответа на подобные вопросы мы не сможем двинуться дальше.

Подходы к решению можно найти в этимологии самого слова «миссия» и в его военных значениях – движение к цели, бросок, рейд. Миссия выводит нас из дома, из дружественной, защищенной среды.

«Особенно важны примеры стойкой веры и открытого исповедания для молодежи… Для такого юноши найти опору для борьбы с окружающей религиозной холодностью в примере сознательно верующего человека – великое счастье. Некоторые, хотя, к сожалению, немногие верующие, понимают это и не скрывают своих религиозных убеждений. “Перед молодежью, – говорил как-то известный профессор философ Астафьев, – я не скрываю, но сознательно подчеркиваю свои религиозные верования. Если под вечер, в холодную погоду случится проехать мимо Иверской, когда там пустынно, то случается – перекрещусь маленьким крестом, не снимая шапки. Но если я вижу студента-ученика, то, невзирая ни на какую погоду, снимаю шапку и крещусь широким крестом”»

Эти строки из «Бесед на Евангелие от Марка» святителя Василия Кинешемского написаны около 100 лет назад, накануне Русской Катастрофы: будущий епископ-исповедник, а в те годы еще скаутмастер, один из возглавителей русского скаутского движения, ясно видит задачу христианской миссии и личную ответственность каждого за ее выполнение. Но задолго до того, в начале позапрошлого века, когда жизнь текла спокойно и мирно, не предвещая никаких катастроф, мы находим прямо противоположный опыт в стихотворении кн. Петра Вяземского:

Хотел бы до того дойти я, чтоб свободно,
И тайно, про себя, и явно, всенародно,
Сняв шляпу и крестом трикратно осенясь,
Пред каждой церковью, прохожих не стыдясь,
Оказывал и я почтение святыне,
Как делали отцы, как делают и ныне
В сердечной простоте смиренные сыны
Все боле с каждым днем нам чуждой старины…

Внимательный взгляд, конечно же, обнаружит в этих строках грозное предвестие той самой Катастрофы… И недаром, сколь многое бы не переменилось с тех пор, сегодня они близки и понятны читателю едва ли не в большей мере, чем призывы святителя Василия Кинешмского и Миссионерской концепции к апостольскому служению.

Почему так? Что сегодня может помешать свободному русскому человеку «и тайно, про себя, и явно, всенародно» оказать почтение святыне, исповедать Христа, идти за Ним и поддерживать ближних в движении? Откуда робость, неуверенность, сомнения – «Можно ли мне?...», откуда конфликты на этой почве – личные, семейные, социальные, политические?…

Богословские знания, здравый смысл и наш повседневный опыт в один голос подсказывают ведущую причину: неосведомленность, невежество, заблуждения. Это последнее слово особенно богато смысловыми и этимологическими связями (заблуждение = ложь). Люди блуждают во мгле, не способные видеть многогранный простор бытия за пределами своих узких, искаженных стереотипов.

Эта мгла – не вакуум, а туман, дым, вполне осязаемая, дымовая завеса обмана: у нее есть личный источник, «отец лжи». Двигаться сквозь такую дымовую завесу по миссионерскому полю приходится в той или иной мере каждому из нас, пользуясь единственным надежным «навигационным прибором» – словом Церкви.

И вот здесь-то и возникает проблема, вроде бы чисто техническая, а на самом деле глубокая и острая. Проблема в том, что сигналы этого «прибора» постоянно искажаются и глушатся посторонним шумом, так что массы неподготовленных людей уже не могут их воспринимать.

Мы сегодня живем в условиях информационной избыточности, пресыщенности информацией, поступающей к нам по всем возможным каналам. Казалось бы, старинная установка на «доверие всему, что напечатано (услышано, увидено)» давно должна быть забыта – ан нет: не выработан навык к критическому восприятию внешних воздействий, к самостоятельной фильтрации шума, к выделению из него полезного сигнала.

Да и весьма непросто выработать такой навык, коль скоро «генераторы шума» лезут из кожи вон, маскируясь под Православие. Сколько раз всем нам приходилось разубеждать читателей, ссылающихся на цитаты из якобы «православных изданий» и «православных сайтов», а на самом деле – из гнусных сектантских и подрывных фальшивок! И всех ли удалось разубедить?…

Решающий шаг в нужном направлении уже сделан в сфере книгоиздательства и печатных СМИ: введены грифы «Рекомендовано» ИздатСовета и СИнфо. Много было (да и остается) в этой связи обиженных воплей по поводу «цензуры»: но есть принципиальная разница между цензурой и рекомендацией.

Разница, по существу, та же, что между тюрьмой и гостиницей: в первой вас запирают и держат насильно, вторая предлагает вам гарантию безопасного ночлега. Цензура диктует нам, что читать, а что нет; рекомендация предлагает надежный совет от тех, кому у нас есть основания доверять, никак не ограничивая при этом нашу свободу. – Осталось только наладить быструю и квалифицированную экспертизу книг на предмет выдачи грифа…

А очередь теперь за Интернетом. Как помочь читателю, в основном неопытному (каких огромное большинство) отличить надежный православный источник от свободно-текущей говорильни или от хорошо финансируемого антицерковного проекта? – Надо думать, надо действовать. Время не ждет: это наша миссионерская задача.

Вернувшись к исходному вопросу, дадим на него такой ответ: надо ясно понять, что вы понимаете под словом «учительство». Если это придирки, обвинения и обличения, настоенные на суевериях и невежестве, как практикуют у нас иные около-церковные «активисты», – то, конечно, избави Бог! Если же это ваше апостольское служение, ответственность за которое возложена на каждого верующего, как о том говорит «Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви» – то ни в коем случае не отступайте от него!

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
«Господи, ради Тебя откажусь от Оливье!»

Какие посты бывают? Милицейские, пограничные, медицинские. И христианские посты.

Если мы своим постом смущаем ближних – 5 советов от епископа Ионы

Какой прок от нашего поста, если этим мы вызываем смущение, нарушаем заповедь о любви к ближнему?…

Апостольский пост и наше «как бы христианство»

Называя этот пост «апостольским», помним ли мы, что все мы призваны продолжать дело Петра и Павла?

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!