Как Троица Рублева оказалась на католическом облачении

|

В Музее современной истории России открылась выставка католических и православных облачений. Исторические реликвии соседствуют с современным шитьем, блестят богослужебные сосуды, с портретов смотрят на собственные одежды патриархи и папы.

Необычный вариант ризницы расположился в Музее современной истории России. Католические и православные богослужебные облачения выставили вперемежку. Витрины чередуются: рядом со священнической ризой и казулой из ризницы храма святого Людовика Французского — облачение Святейшего Патриарха Алексия I из церковно-археологического кабинета Московской духовной академии, и куколь соседствует с тиарой.

Восточные и западные облачения настолько разнообразны, что при небольшом количестве экспонатов впечатления «двух не смешивающихся жидкостей» не возникает. Идею выставки можно назвать «экуменической»: кураторы хотели показать, что православная и католическая традиция — две части единого целого, две стороны одного Креста.

Католическая риза

Католическая риза

Крест, изображенный в обратной перспективе, сделали эмблемой выставки: у него видны все грани. Так будет видна с обеих сторон ладонь, если приставить ее ребром к носу. «Если присматриваться к христианской традиции с очень близкого расстояния, – считает художник экспозиции Алексей Лобанов, то станет видно их единство и общий источник — Христос».

— На выставке показана разность католических и православных облачений с одной стороны, а с другой стороны каждый профессиональный литургист знает, что они имеют общий источник и совершенно одинаково используются на богослужении. Интересно, как одно и то же начало дало разные результаты на Востоке и на Западе, — рассуждал на открытии выставки иеромонах Иоанн (Гуайта), сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. — Трудно говорить об отношениях двух Церквей на основе только облачений и сосудов, но даже здесь видно, что точек соприкосновения и даже взаимопроникновения двух традиций гораздо больше, чем иногда кажется.

Например, в славянском языке сохраняется латинское название главного элемента диаконского облачения: «орарь» — это от orare, «молиться». Иногда на католических и православных ризах можно увидеть похожие орнаменты.

Конечно, это связано с общим источником вдохновения — Евангелием: христианам всех конфессий естественно изображать, например, виноградные лозы, ведь с лозой сравнивал Себя Христос.

«Две конфессии едины в красоте, а настоящий образ Красоты — это образ Иисуса», — отмечали на выставке зрители-католики.

9

Сегодня, заходя в католические храмы, будь то в Москве или в Риме, православные нередко встречают среди чтимых святынь русские или византийские иконы. Обнаружились они и на католических облачениях: здесь вышиты «Троица» преподобного Андрея Рублева и «Спас Вседержитель» в традиционной для Востока иконографии.

— В последнее время Западная Европа все чаще и чаще обращается к наследию Византии, — отметил иеромонах Иоанн (Гуайта). — Эта выставка позволяет убедиться, что того, что нас объединяет, больше, чем того, что разделяет. Это касается не только изобразительной культуры. На днях Московский Синодальный хор будет выступать в одном из католических храмов Рима — Санта Мария Маджоре. Затем будет большая совместная православно-католическая конференция по проблемам семьи. Церкви много сотрудничают по культурным и этическим поводам.

Сотрудник Апостольской нунциатуры в Российской федерации отец Игорь Чабанов напомнил, что богослужебные облачения напоминают о единстве Церкви как Тела Христова. Святые, в том числе мученики Русской и Католической церквей ХХ века, участвуют в Литургии на небесах уже в новых, белых одеждах. Они могут напомнить нам о том, что мы плохо пользуемся богатством и разнообразием, которое есть у нас на земле. Когда Церковь в России была истерзана — при том что сильнее пострадала Русская Православная Церковь, — в Соловецком лагере особого назначения православные и католические священнослужители помогали друг другу организовать служение Пасхальной Литургии, напомнил священник.

На выставке оказались исторические реликвии: например, сохраненный верующими в годы гонений саккос, в котором был на своей интронизации священноисповедник патриарх Тихон (теперь этот саккос хранится в церковно-археологическом кабинете МДА).

Облачение патриарха Московского Тихона

Облачение патриарха Московского Тихона

Из Исторического музея на выставку переданы также куколь и посох патриарха Тихона и принадлежавший ему в годы служения в Ярославле напрестольный крест. Здесь же мантия патриарха Пимена, саккосы, омофоры и палицы патриархов Алексия I и Сергия, облачения патриарха Алексия II.

Мантия патриарха Пимена

Мантия патриарха Пимена

Конечно, не вполне понятно, насколько представленные католические облачения — «штучные» произведения церковного искусства, а насколько — товары «поточного» производства.

Православная Церковь ХХ века на выставке представлена облачениями первоиерархов — отнюдь не тиражными фелонями и митрами предприятия «Софрино», без которых немыслимо возрождение церковной жизни последних лет. Католические фелони и ризы на фоне православных выглядят лаконичными и простыми, но кажется, что это и не «ватиканский аналог» софринской продукции, и не единственные в своем роде облачения работы лучших мастеров.

В обшитый деревом зал имеет смысл зайти хотя бы просто для того, чтобы порадоваться трудолюбию рук человеческих. Сделать это можно до 8 декабря.

Облачения Патриарха Сергия

Облачения Патриарха Сергия

Католическая риза

Католическая риза




15 католическая риза -R_B_z8fPIPPF0sfJ0SAtIMbSwcfNxc7UIM_Nz8bP0sEuanBn_= 22 19 католическое облачение

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
В Церкви предложили называть православными только религиозные организации

Для этого в федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» могут быть внесены поправки

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: