Кофе с сестрой Вассой: О блудном сыне, о праздности и об унынии

|
О в очередном выпуске своей передачи инокиня Васса (Ларина) пытается понять, что стало причиной ухода блудного сына из дома отца, как уныние рождается из праздности, и как нам противостоять этому.

Здравствуйте. Меня зовут сестра Васса.

Дорогие, мы еще раз собрались с вами в нашей студии в Вене, в Австрии. И на сей раз, к сожалению, мне придется вас опечалить, потому что к нам поступило сообщение из Парижа. Вот мы Эйфелеву башню поставили тоже из-за этого. Вот из Парижа нам пишут:

«Дорогая сестра Васса, благодарим вас за начатый цикл бесед на русском языке, все в восторге». Вот видите, я вам говорила, вы мне не верили. Дальше читаем:

«Мы публикуем передачи на сайте Кафедрального Собора святого Александра Невского. Меня попросили Вам написать представители русской эмиграции старого поколения. Им очень нравится ваш проект, но смущают аплодисменты вначале. Я объяснил, что это для молодежи. Попросили Вам передать».

Так что, короче говоря, мои дорогие, вы ведёте себя некомильфотно. Да-да, вы ведете себя неподобающим образом, так что я прошу вас немножко успокоиться. В начале не будем аплодировать, хорошо? Ну ладно, теперь я вас расстроила… Не плачьте, не плачьте, это ничего, мы будем стараться посерьезней, всё-таки начинается скоро Великий пост. И вот сейчас мы поговорим еще раз об этой книге – о «Триоди постной».

Вы ничего не поняли? Ладно. Успокойтесь. На сей раз мы будем говорить о Неделе о блудном сыне, которая сейчас наступает. И мы прочитаем вместе в Евангелии от Луки из 15-й главы притчу о блудном сыне. Сейчас не уходите, потому что сейчас будет всё самое интересное.

Читаем из 15-й главы Евангелия от Луки. Господь сказал:

«У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, и тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, и я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему.

И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться».

И в этот момент старший сын, который был на поле, возвращается домой и спрашивает одного из слуг, почему вдруг все веселятся. И, узнав, что это его отец устроил целый пир, потому что вернулся младший сын, старший рассердился, что ничего подобного отец для него не устраивал.

И когда отец стал упрашивать старшего сына зайти, потому что тот вообще не хотел даже зайти в дом, старший сын на это сказал: я столько лет служил тебе, и никогда ты ничего подобного для меня не делал. Но отец на это сказал старшему: «Сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».

Возвращение блудного сына. Бартоломео Мурильо

Сейчас поговорим только немножко, а чего это младший сын вдруг решил бросить всё свое родное, где у него всё абсолютно было, и отправиться в чужую страну.

Ему вдруг стало скучно от своего и захотелось иного, пусть неизвестного, но нового. Им овладел, можно сказать, дух праздности, и затем – уныния. Это связанные между собой чувства неохоты и некоторой скуки по отношению именно к своему призванию, к тому, что именно ты на своем месте и с твоими способностями и данными призван или призвана, поставлена делать.

Это может быть и в браке, когда вдруг человеку наскучивает смотреть на одну и ту же собственную жену. Или в церковной жизни тоже, например, у тех из нас, кто с большим энтузиазмом крестился, может быть, в 90-е годы, а теперь уже потерял всякий интерес к церковной жизни.

Иоанн Лествичник пишет, что уныние заставляет смотреть в окно. Ну и у нас уныние может вызвать такое желание, так сказать, смотреть в лес. Как избавиться от такого охлаждения? Как ожить тому, кто уже мёртв?

В наше время, я думаю, что особенно трудно по отношению к праздности и к унынию, которые связаны, я вам напомню, потому что у нас постоянно доступны всевозможные развлечения, интересная информация, видеоигры, всё прямо тут, в собственном телефоне. Так что нас очень трудно чем-либо удивить, вдохновить, и у нас возникает связанное с такой праздностью такое уныние, такой ответ на всё, что нам ни покажешь: «А зачем?.. Зачем?»

Так что положительное во всем этом (сейчас перейдем к положительному), что мы не одни в этом положении. У нас есть, нам открыта Божия помощь, и определенные орудия, оружие Божие, то, что апостол Павел называет всеоружие Божие, в которое мы можем облечься.

И я замечу вам, что чем сильнее искушение или страсть, тем больше венцов, роста духовного нам предлагает борьба во Христе с этой страстью или слабостью. Тот же Иоанн Лествичник пишет, что ничто не доставляет столько венцов, как борьба с унынием. Так что уныние может быть и особым подарком от Бога, который, быть может, в начале нашего духовного пути нам подавал одни утешения, как ребёнку, а теперь уже хочет, чтоб мы взялись посерьезней, сознательнее за наше крестоношение, чтобы мы повзрослели и стали опытнее.

Так что давайте начнем активнее благодарить Бога, займемся активно благодарением, потому что в центре нашего древнего предания и церковной жизни стоит благодарение.

Евхаристия – это слово означает благодарение. И мы должны учиться в ежедневной жизни, не только по воскресеньям, а ежедневно расти в благодарности. В борьбе с унынием, когда я не замечаю, что тут и сейчас и именно мое окружение – это то, за что мне требуется взяться, то, за что я должна благодарить Бога…

У меня такой обычай, я это уже делаю, не знаю, год или два, я всегда покупаю такие тетрадки и в них записываю каждый вечер то, за что я благодарна за этот день, что также я сделала не так. Так сознательно записывать совершенно меняет перспективу. Кто мне что сделал доброе, даже иногда записываю, что кто-то мне мило улыбнулся, это бывает очень приятно. И если я что-то не так сделала, смутилась чужими грехами, такие вещи записываю.

И, вы знаете, я скажу, что потом молиться после этого легче, как-то яснее. Свет Божий в жизни яснее показывается после такого упражнения. И на это требуется всего лишь несколько минут, я вас уверяю.

Я просто делюсь с вами, как я стараюсь противопоставить унынию и духовной праздности, противопоставить этому благодарность ежедневную. И потом спокойнее засыпаешь и встаешь тоже охотнее и безо всякого уныния. И скажу о том, что потом, когда настает время ходить в церковь, тоже как-то сознательнее возвращаешься в отчий дом, понимаете? В отчий дом возвращаться мы призваны каждый день, потому что, может быть, мы склонны немножко удаляться, развлекаться, отвлекаться от родной стороны. Хорошо?

Так что я с вами поделилась, мне кажется, что блудный сын, младший сын, заблудший сын, что он смотрел в лес и поддался унынию. И потом, конечно, он понял свою ошибку и возвращается.

Тут еще очень много можно сказать, но вспомним, что Отец, то есть Бог, когда мы еще далеко, готов выбежать к нам навстречу и нас обратно принять. Так что я на этом сегодня закончу.

Вот и всё, дорогие. Спасибо, что вы еще раз зашли и пили кофе с сестрой Вассой. Так, теперь вы можете аплодировать. Спасибо.


Читайте также:

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Бегущий навстречу Богу

Доктор богословия протоиерей Владимир Хулап о евангельских притчах

Точка зрения Бога

Он молча позволяет мне падать в ад, если я этого хочу сам

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: