Лик Спасителя собирали по кусочкам… (+Фото)

Уникальные экспонаты из собора Василия Блаженного вернули к жизни.

Реставрация

«Реставрация напоминала хирургическую операцию. Это было экстремально, потому что над предметами потрудилось не только время, но и история», — Ирина Чугреева, руководитель реставрации живописи Покровского Собора МНРХУ, подводит итог работе, которая длилась более трех лет.

Отреставрированные предметы из собрания собора Василия Блаженного (он же Покровский собор) представили в Государственном историческом музее (ГИМ). Речь идет о двух экспонатах — иконе «Спас Нерукотворный» работы XVII века и хоругви с изображением Василия Блаженного. Оба пережили не лучшие времена.

Икону неудачно реставрировали в советское время, а потом ее едва не убила жара 2010 года. Хоругвь еще в начале XX века замазали сажей и отправили с глаз долой в запасники — только так ее удалось спасти от большевиков. О том, как восстанавливали уникальные экспонаты, «Правмиру» рассказали специалисты ГИМ.

Спас

Широко раскрытые глаза, тонкие черты лица и сведенные брови — так выглядит лик Спасителя в представлении неизвестного мастера 17 века. Состояние масштабного полотна еще недавно было критическим. И сегодня, когда реставрацию уже завершили, специалисты отмечают: икона вся состоит из швов.

Икона Спас Нерукотворный, конец 17 века

Икона Спас Нерукотворный, конец 17 века

«У икон, как и у людей, бывают драматичные судьбы», — говорит Татьяна Сарычева, заведующая музеем «Покровский собор». «Спас Нерукотоворный» был написан в конце 17 века. Автор писал лик Спасителя поверх другого изображения: необходимая подготовка поверхности для нового слоя краски, по словам Сарычевой, сделана им не была.

Татьяна Сарычева, заведующая музеем «Покровский собор»

Татьяна Сарычева, заведующая музеем «Покровский собор»

В семидесятые годы предприняли очередную попытку реставрации иконы. Современные специалисты оценивают ее как «крайне неудачную». «Тогда в реставрации с энтузиазмом использовали, как тогда казалось, прогрессивные методы. А именно — восстанавливали изображения с помощью полимерных материалов, которые не пропускают воду», — говорит Ирина Чугреева.

Все вместе это привело к тому, что икона не смогла перенести аномальную московскую жару 2010 года и начала рассыпаться. «Красочный слой — в особенности в тех местах, где был изображен лик Спасителя — оторвался почти полностью», — говорит Татьяна Сарычева. «Нос, уста Спасителя — частицы краски лежали на листах бумаги, и для реставраторов это была настоящая флорентийская мозаика, — говорит Ирина Чугреева. — Нужно было разобрать частицы краски, порой самые мельчайшие, и установить на прежние места». Более крупные части, по ее словам, ставили на клей, мелкие и совсем мелкие — на новый грунт.

Ирина Чугреева, руководитель реставрации живописи Покровского Собора МНРХУ

Ирина Чугреева, руководитель реставрации живописи Покровского Собора МНРХУ

Называя неудачной реставрацию семидесятых годов, Чугреева с уважением отзывается о более ранних реставраторах — тех, которые работали с иконой еще до 1941 года. Благодаря им стало известно, что под ликом Спасителя есть другое, более древнее изображение. Современные реставраторы сделали так, что зрителю одновременно видно два этих слоя. Нимб вокруг главы Спаса, который мастер 17 века покрыл позолотой, сегодня обнаруживает изображения трех фигур. Этот рисунок специалисты датируют концом 16 — началом 17 века.

Реставратор иконы показывает те фрагменты, где была проведена реставрация

Реставратор иконы показывает те фрагменты, где была проведена реставрация

«Благодаря этим фигурам, видно, что первоначальная композиция была другой», — говорит Татьяна Сарычева. Реставраторы подвели очертания фигур акварелью, сделали более видимыми. «Мы должны были показать второй слой, чтобы объяснить зрителю — это не простое изображение Лика Спасителя», — говорит Ирина Чугреева.

Возможно, древний слой мог остаться еще на том месте, где изображены власы Спасителя: они от времени пострадали меньше.

Святой Василий

Двустороннюю хоругвь с изображением святого Василия Блаженного публике представили впервые за последние девяносто лет. Начиная с 20-х годов хоругвь хранилась в запасниках музея, и мало кто подозревал, что под слоем сажи скрывается позолоченный ажурный металл тончайшей работы и орнамент из эмалевых накладок.

Хоругвь

Хоругвь

«Все, что блестело, изымалось большевиками сразу же. Покровский Собор тоже пережил время гонений на Церковь, хотя и в более щадящем режиме. Чтобы сохранить хоругвь святого Василия музейщики 20-х годов на свой страх и риск замазали ее блеск смесью олифы с газовой сажей и отправили в запасники музея», — говорит Ирина Чугреева.

Хоругвь с изображением Василия Блаженного была сделана в 1905 году к 350-летию закладки храма. Стиль ее исполнения специалисты определяют как «русский модерн». Спрятанная от экспроприаторов, долгие десятилетия хоругвь провела в лежачем положении. «Началась деформация, роскошная эмаль повредилась, а живописный слой стал осыпаться, — говорит Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея. Чтобы исправить это положение, над хоругвью трудились сразу две группы реставраторов — одна занималась живописью, другая — восстановлением металла.

Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея

Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея

Результат превзошел самые смелые ожидания, говорит Ирина Чугреева: «Я бывалый человек, но даже я, увидев то, что получилось, была изумлена».

Отреставрированные экспонаты перенесут в Собор Василия Блаженного не раньше следующего года. Хоругвь поместят в один из приделов, где сегодня ведут реставрацию. Лик Спаса окажется в храме летом: сегодня для него там слишком низкая температура.

Богослужения в церкви святого Василия Блаженного проводятся с 1997 года. Этим летом в храме впервые состоялось богослужение с воссозданными по канону Царскими вратами иконостаса. В 1929 году с них исчезли пять икон. В 2013 году, одновременно с реставрацией исторических предметов, мастера воссоздали эти иконы, написав их заново.

Реставрация

Василия Блаженного, чье имя получил храм в центре Москвы, называют еще Василий Нагой. Он жил на рубеже 15–16 веков, согласно житию, имел дар прозрения и всю свою жизнь посвятил подвигу юродства. Подвергая себя лишениям, он круглый год ходил без одежды и беспрестанно молился. Василий прославился многочисленными чудесами. По легенде, он был единственным человеком, которого боялся царь Иван Грозный. Канонизирован в 1588 году.

01

Реставраторы выносят хоругвь с изображением блаженного Василия

Реставраторы выносят хоругвь с изображением блаженного Василия

Людмила Тарасенко, заведующая отделом древнерусской живописи Исторического музея

Реставрация

Реставрация

Официальное представление отреставрированных вещей

Официальное представление отреставрированных вещей

Директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин и представитель Новикомбанка

Директор Государственного исторического музея (ГИМ) Алексей Левыкин и представитель Новикомбанка

Журналистов пригласили в Покровский собор, чтобы показать отреставрированные царские врата

Журналистов пригласили в Покровский собор, чтобы показать отреставрированные царские врата

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Реставрация

Михаил Боков

Фото Анны Гальпериной

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб

Старший научный сотрудник Третьяковской галереи и специалист по древнерусскому искусству – о взаимоотношениях Церкви и музеев,…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: