Остальное Я сделаю Сам

|
«У нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф, 14, 17): над текстом Евангелия от Матфея размышляет Марина Филоник.

Народ пошел за Ним пешком

Этот удивительный отрывок об очередном чуде – простом, земном, «телесном» (чтобы люди ели и насытились), которое творит Бог с участием сопротивляющихся учеников – возникает в моей жизни не первый раз в моменты сомнений. Смогу ли я, справлюсь ли, у меня вряд ли получится и стоит ли вообще браться? Господи, у меня только пять хлебов и две рыбы, а Ты хочешь от меня такого, что мне кажется невозможным…

Ученики рассуждали примерно так же. Но с чего все начиналось?

13 И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один; а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

За Ним часто ходила толпа. Не знаю, как вы, а я от долгого пребывания среди людей устаю и тоже потом хочу побыть одна. А если представить, что это не просто толпа, как у нас в метро, а толпа, которая от тебя чего-то хочет, ходит за тобой с огромным количеством просьб и проблем… Возможно, отчасти поэтому Иисус нередко уходил на гору или, как здесь, «в пустынное место», один.

Но уединиться толком не получилось. Народ «пошел за Ним… пешком». Сказано, что пошел из городов. То есть городов было несколько. Значит, расстояния были не малые. То есть у людей была высокая мотивация, хотя мы не знаем, какая именно. Что именно заставляло их ходить за Ним или преодолевать большие расстояния пешком? Конечно, легко сказать, что многие хотели чуда, исцеления, что двигала ими не вера в то, что Он – Спаситель, Сын Божий, то есть у многих, может быть, была, как бы мы сегодня сказали, языческая мотивация.

А есть ли у меня мотивация пойти за Ним пешком в другой город? Если бы я узнала, что Иисус приехал в соседнюю страну, соседний город или даже соседний район, что бы со мной было? Какие бы пришли чувства, мысли, желания? Что я стала бы делать? Оставила бы все свои дела и побежала, как некоторые из апостолов когда-то, за Ним? И даже если бы побежала, то с какой целью, с какой мотивацией? Вот тут может быть стоит остановиться и немного подумать, прежде чем двигаться дальше.

Я ловлю себя на том, что, конечно, захотела бы прийти туда, где Он. Но я забываю, что Он теперь намного ближе, чем соседний район. И мне не надо, как самарянке, искать правильное место для встречи с Ним.

56

Бог жалеет человека

14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Сжалился. Нередко в Евангелии говорится, что Иисусу стало жаль кого-то, что Он сжалился над кем-то и после этого, например, исцелил. Сам Бог испытывает чувство жалости, подходит к человеку с его проблемами и жалеет его.

Мы нередко считаем жалость проявлением слабости и вообще чем-то связанным с унижением. Кто-то не любит, чтобы его жалели, а кто-то сам не может или не хочет жалеть. Неоднократно мне приходилось слышать от клиентов: «только не надо меня жалеть, лучше скажите, что делать». А кто-то, наоборот, капризно требует к себе жалости по поводу и без и хочет получать от психолога (родителя, друга, коллеги) только сочувствие.

Бог смотрит на человека. Жалеет. И исцеляет. Наш Бог не равнодушный праведный судия, не безличная инстанция, которая записывает списки добрых и злых дел, чтобы потом тыкать этот список в нос, показывая, что мы из себя ничего не представляем. Бог – не бесчувственен, как нам иногда кажется. Ему удивительным образом есть до каждого дело. Он сопереживает и сочувствует. И не только когда-то две тысячи лет назад, а сегодня, в моих конкретных обстоятельствах здесь и сейчас, хотя в это может быть трудно поверить.

Прямой разговор с Богом

15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

Ученики, как нормальные люди, рассуждают логично, исходя из обстоятельств, в которых оказались (место и время). И они указывают Ему, что надо делать. Указывают довольно директивно («отпусти» – глагол в повелительном наклонении). И аргументируют свою позицию. Это не единственное место в Евангелии, иллюстрирующее, в каких отношениях Христос находится со своими учениками – простых, прямых, со спорами и несогласиями, которые прямо высказываются. Решаюсь ли я так же прямо говорить с Богом?

Нередко можно встретить ситуацию, когда человек, например, имеет немало претензий, обид на Бога, но делает вид, что их нет, а также считает, что молиться надо благочестиво – читает слова благодарности, а в сердце протест – не выходит на прямые и честные отношения с Богом. Во многом из-за страха. Но Иисус почему-то не отчитывает учеников, не ругает их за маловерие или неподобающее поведение, Он переводит разговор на иной уровень.

Еще интересно, что по предложению учеников люди должны были бы купить «себе» поесть, то есть, похоже, каждый сам себе. Либо люди могли объединиться в группки и от каждой послать кого-то в селения. Но Христос сотворит из этой ситуации общую трапезу. Такую же общую, какая потом состоится на Тайной Вечере. Вспоминается здесь: «Да будут все едино» (Ин, 17, 21).

16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.

17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

Итак, в ответ на просьбу учеников, исходящую из логики обстоятельств, Иисус предлагает им сделать что-то немыслимое, что-то совершенно невозможное: «Вы дайте им есть». Они отвечают довольно деликатно, я бы на их месте возмутилась, испугалась и в недоумении подумала, что Он не в себе. Их ответ в прежней логике совершенно понятен.

И опять они спорят с Ним. Они не спрашивают покорно: «хорошо, Господи, как Ты скажешь, что нам для этого сделать?» Они своим ответом как бы дают Ему понять, что то, что Он им повелевает сделать, невозможно. И еще они констатируют свое бессилие: у нас ничего нет, только пять хлебов и две рыбы, мы ничего сделать не можем. И за этим читается: мы не можем сделать то, что Ты хочешь. Как это узнаваемо!..

Наумов Валерий. Пять хлебов две рыбы

Наумов Валерий. Пять хлебов две рыбы

Остальное Я сделаю Сам

18 Он сказал: принесите их Мне сюда.

И в этот момент Он берет ситуацию на Себя. И теперь уже просит их сделать что-то вполне понятное и посильное. Он как бы говорит: «Принесите Мне то малое, что у вас есть, а все остальное Я сделаю Сам».

Как важно бывает прийти к Богу в своей нищете и слабости и отдать Ему даже то, что, казалось бы, мы можем сделать сами, чтобы Он это преобразил и преумножил так, как Он Сам считает нужным. Как важен и одновременно безумно труден и прост этот акт доверия. Как сложно отказаться от своих представлений, от своей правильной логики в этом времени и пространстве. Как трудно не цепляться за свои страхи и бессилие: признать свою нищету, отказаться от «мании величия», что от меня тут все зависит, принять свою слабость и немощь и таким, какой есть, прийти к Тому, Кто сделает все гораздо лучше тебя. Но для этого надо отдать Ему то, что у тебя есть. Отдать свои несчастные пять хлебов и две рыбы, отдать свое бессилие, непонимание, протест и т.д. – в Его руки.

19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

Ученики раздают то, что Он им дал, раздают не от себя. Своего у них ничего нет. Они отдали ему пять хлебов и две рыбы, хотя сопротивлялись, не верили, не понимали. Как часто мы тоже многое не понимаем и как важно бывает решиться на этот малый шаг в доверии Богу, и тогда Он сделает все Сам через нас. Все таки ученики принесли Ему то, что Он просил, не заартачились до конца.

«Чудесное умножение хлебов» Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя

«Чудесное умножение хлебов». Патриаршая трапезная Храма Христа Спасителя.

Он дал хлеб ученикам, а ученики – народу. Можно было бы сотворить чудо «до конца», чтобы еда оказалась сразу у всех «на столе». Если Он может умножить пищу, то зачем уже такие мелочи, чтобы ученики раздавали эту пищу людям? Но для чего-то это важно, что раздают эту пищу руки учеников, а не Бога. Почему-то Бог хочет действовать через людей, хочет, чтобы мы были как бы Его руками в этом мире.

А хочу ли я быть Его проводником, быть «карандашиком в руках Бога», как мать Тереза Калькутская? Как часто я спорю, не соглашаюсь, не слышу, не верю, вместо того, чтобы сказать: да, Господи, действуй через меня, как Ты хочешь, в том числе потому что я сам не могу ничего, у меня только пять хлебов и две рыбы, и их я отдаю Тебе.

20И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;

21а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.


Читайте также:

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
«С кем я на самом деле встречаюсь, когда вижу в Небе кулак?»

Может быть, и кризиса веры никакого нет, потому что веры не было?

Великая Среда. В портрете Иуды узнаю себя

Вглядимся в личность Иуды. Так ли сильно мы непохожи на него, как нам хотелось бы думать?

Объятия Отча: рискнуть встать и пойти, и позволить Отцу себя любить

Нередко мы недоумеваем, почему Бог не вмешивается в тут или иную ситуацию, неужели Он не видит,…