Отцы и командиры

|

25 февраля — 2 марта в Екатеринбурге состоялся учебно-методический сбор штатного военного духовенства. Участники обсудили вопросы, связанные с методической и практической деятельностью военных священнослужителей, межрелигиозного взаимодействия, отношений внутри воинского коллектива. Мероприятие комментирует заместитель председателя Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Сергий Привалов.

– Сбор военного духовенства — это, с одной стороны, подведение итогов, а, с другой — актуализация наиболее острых вопросов и проблем, которые сегодня волнуют военных священников. Начнем с первого. Что было сделано за прошедший период, что изменилось?

– Сбор ознаменовал собой очередной этап взаимодействия традиционных религиозных объединений России и Вооруженных сил. На нем выступили практически все штатные священники. Мы соборно обсудили ряд руководящих документов, разработанных Управлением по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны и нашим Отделом, которые станут основой работы священнослужителей в войсках. Хочу отметить, что с приходом в армию священнослужителей, работающих на штатной основе, постоянно находящихся в воинской части, живущих бок о бок с военнослужащими, изменилось отношение к ним со стороны командования. Сегодня к ним относятся уже не как к людям в странной одежде, которые эпизодически, в свободное от основного служения время приходят в часть, совершают богослужение и проводят редкие беседы с личным составом, а как к полноправным членам воинских коллективов. Тем более, что большая часть православных военных священников в прошлом — кадровые офицеры.

– Сколько священнослужителей работают сегодня в войсках на штатной основе?

– На сегодняшний день должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими занимают 40 священнослужителей Русской Православной Церкви и два представителя мусульманской уммы. Священники окормляют личный состав практически всех видов и родов войск. В Минобороны находятся представления еще на 150 кандидатов.

– Учитывая присутствие в Вооруженных силах представителей разных религий, как бы вы оценили состояние межрелигиозного диалога в армии?

– Наш диалог носит конструктивный и творческий характер. Нынешний сбор помог нам лучше понять роль и функции православного священника в работе с военнослужащими иных традиционных религий. На сборе штатного военного духовенства присутствовали духовные лидеры буддистской сангхи и представители мусульман. Они участвовали во всех мероприятиях и получили соответствующие свидетельства.

Искренне надеемся, что в ближайшее время последует их назначение в войска. Повышенное внимание уделялось вопросам взаимодействия с представителями радикального ислама. В частности священник Роман Чебоненко, окормляющий 201 российскую военную базу в Таджикистане, рекомендовал всем православным священнослужителям ознакомиться с разработанной имам-хатыбом И.К. Синдикаевым методическим пособием, в которой даны четкие рекомендации по взаимодействию с верующими мусульманами. Через управление по работе с верующими военнослужащими она будет разослана военным священникам, которые в затруднительных ситуациях могут использовать имеющиеся там советы.

– Какие вопросы, связанные с повседневной работой священника в армии, обсуждались на сборах?

– В центре нашего внимания стояли проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются военные священники: регламентация рабочего времени, обустройство храмов и молитвенных комнат, возможности военнослужащих посещать богослужения. Ряд поднимавшихся вопросов касался взаимодействия штатных священников с представителями епархиальных управлений, внештатными сотрудниками военных отделов, с командованием воинских частей и соединений. Также обсуждались вопросы, имеющие отношение к воинской дисциплине, дедовщине, проблемам с обеспечением военнослужащих всеми видами довольствия.

Отрадно, что на сегодняшний день сформировалась правильная оценка места, роли и вовлеченности священников в дела воинских коллективов. Практически все выступавшие отмечали положительное влияние священнослужителей на морально-психологический климат и духовно-нравственную атмосферу в подразделениях. Наши пастыри, работающие на зарубежных военных базах Минобороны, свидетельствовали, что священник в боевом соединении является центром духовно-нравственной и воспитательной работы, которая крайне необходима военнослужащим для выполнения поставленных перед ними боевых задач. В сложных полевых условиях священник становится подлинным духовным отцом и добрым помощником военнослужащих.

Примечательно, что хотя главная цель нахождения священника в войсках — обеспечение конституционного права верующих военнослужащих на свободу вероисповедания (предоставление возможности в первую очередь военнослужащим срочной службы участвовать в богослужениях) — нахождение священника в армии в целом изменяет и обстановку в воинском коллективе. Например, как сообщил один из выступавших, в полку РХБЗ Центрального военного округа через год после прихода священника количество правонарушений уменьшилось на 60%. Повторюсь, наша цель — помочь военнослужащим в реализации их конституционного права на свободу вероисповедания, совершать богослужения, оказывать людям прежде всего духовную помощь и поддержку. Но естественно, что при этом священник не может пройти мимо грубого нарушения дисциплины, не обратив на него внимания, и не предприняв попытки урегулировать ситуацию. И именно это неравнодушное отношение к жизни воинского коллектива в конечном итоге способствует решению вопросов дисциплины, межличностных отношений, порядка в части. Надеемся, что все имеющиеся на сегодняшний день позитивные тенденции будут развиваться и в будущем.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
В Русской Церкви растет количество капелланов

Об этом сообщил Патриарх Кирилл на Архиерейском Соборе

Протоиерей Олег Тэор: Священник нужен в армии как отец

За что священника награждают Георгиевским облачением

Военное духовенство намерено защитить армию от радикальных течений

В вооруженных силах России продолжается активное формирование института военного духовенства

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: