«Почему вы считаете, что человек, который отрекся от Христа — хуже?»

|
В неделю Торжества Православия богослов и публицист Сергей Худиев размышляет над смыслом и значением праздника.
Сергей Худиев

Сергей Худиев

Торжество Православия — праздник победы Церкви над ересями.  Церковь отстояла свою веру в то, что в Иисусе Христе мы встречаем не просто кого-то Великого, Пророка или Учителя — мы встречаем Бога. Защитить эту веру от различных попыток ее исказить стоило огромных  усилий — духовных, интеллектуальных, проповеднических, организационных.

Современному человеку это может показаться чем-то непостижимым, даже отталкивающим. Иисус, вроде бы, учил любви и терпению, к чему были все эти бесконечные, и, местами, довольно раздраженные споры  о том, две природы во Христе или нет, можно ли именовать Марию Богородицей, и обладает ли Христос полнотой божественной природы?  Почему Церковь отказывается считать своими всех, кто по каким-то причинам не хочет принимать ее догматические формулировки? К чему все эти торжественно объявляемые анафемы? Все это звучит не очень-то любвеобильно.

Эти недоумения связаны с тем, что мы живем в качественно ином мире — и наш мир гораздо беднее. Я попробую привести аналогию. Представьте себе, что где-то в будущем из мира почти исчезла влюбленность. Мужчина и женщина, которые полюбили друг друга — большая редкость и странность. Большинство людей обходятся без этого и отлично себя чувствуют. У них нет такого опыта.  Со стороны мы бы сказали, что они несчастны и лишены одной из очень важных сторон жизни; но сами они отнюдь не испытывают никакой потери. Когда люди читают литературу прошедших веков, где влюбленность занимает огромное место, они  просто не понимают, о чем идет речь. Впрочем, вероятно, они ее и не читают — поскольку она не вызывает у них ничего, кроме скуки. То, что столетия назад считалось чуть ли не самым важным в жизни, теперь редкая и слегка пугающая эксцентричность.

Мы живем в цивилизации, в которой произошло нечто подобное — но на более глубоком и трагическом уровне. Мы находимся в мире, из которого ушла страсть к истине. Не полностью, конечно. Но до уровня, который делает проявления этой страсти редкой эксцентричностью. И святые Отцы, и еретики, которых они обличали, и абсолютное большинство людей той эпохи разделяли убеждение, что существует истина, и долг и предназначение человека — в том, чтобы искать ее, и найдя, быть ей верным. Истина — это самое важное, что может быть, и лучше умереть, чем изменить ей.

В современном мире это звучит дико и непонятно — как в мире без влюбленности был бы совершенно непонятен сюжет «Ромео и Джульетты».  Почему лучше умереть, чем вступить в брак с тем, кого не любишь? Что за странное безумие? О чем это все вообще?

Или — возвращаясь к разговору об Истине — как написал один комментатор в сети, «а почему вы считаете, что человек, который отрекся от Христа — хуже?» В чем проблема, в самом деле?

Неудивительно, что споры Отцов с еретиками кажутся проявлением неприятной сварливости. И охота им было копья ломать? Но это недоумение может побудить нас сделать жизненно важный шаг — постараться понять. В жизни этих людей была страсть, любовь, горячее стремление, по сравнению с которым все, что мы переживали в нашей жизни — как бледная тень. Истина была для них не столько предметом интеллектуального рассмотрения, сколько предметом глубочайшей любви. Разум на то и дан человеку, чтобы искать истину, и, найдя, служить ей.

Мы рождаемся и растем в мире, который утратил эту любовь. Как это произошло? Постепенно — где-то начиная с эпохи Просвещения — в сознание людей стала просачиваться мысль, что истины не существует и искать ее бессмысленно. Как сказал великий шотландский мыслитель Дэвид Юм, «Разум является и должен быть рабом страстей, и никогда не должен притворяться, что может не только подчиняться и служить им». В мире, где нет истины, разум годится только на то, чтобы отыскивать пути к удовлетворению наших желаний.

То есть, конечно, могут существовать фактические истины — как, например, точное расстояние от земли до луны или формула этилового спирта — но не существует Истины в традиционном смысле. Истины о подлинном благе и предназначении человека, о Боге, о вечном спасении. Мир и человек лишены смысла;  как сказал Ричард Докинз,  «Мы живем во вселенной, которая не имеет ни замысла, ни цели, ни зла, ни добра — ничего, кроме слепого безжалостного безразличия»

Мало кто провозглашает этот символ веры современного мира в такой уродливой наготе; но, увы, он присутствует в нашей культуре как «установка по умолчанию». Мы отравлены, опустошены и обворованы этим неверием в истину, как и все остальные;  детоксикация требует осознанных усилий.

«Торжество Православия» – день, когда мы стряхиваем с себя оцепенение и торжественно провозглашаем:  существует спасительная Истина, ее провозглашает Церковь. Существуют заблуждения, и Церковь их отвергает. Самое важное, самое достойное, и самое радостное, что может быть в жизни — это обрести Истину и хранить ей верность. И полюбить ее так, как любили ее Отцы Вселенских Соборов.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
Торжество Православия – разве только в иконах?

Православие торжествовало бы даже тогда, когда никаких икон бы не было вовсе

Торжество православия, или Что же произошло под смоковницей?

Иконы никак не Торжество Православия. Это только один из последних камней в здании Церкви. Торжество ее…

Первая неделя Великого Поста. Торжество Православия

Мы празднуем сегодня день Торжества Православия; но мы должны помнить, что мы празднуем Божию победу, победу…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: