Подражая Богородице

Чему учит нас праздник Благовещения, как и в чем нам стоит подражать Богоматери, рассуждает протоиерей Андрей Ткачев.

В факте почитания должен быть скрыт факт научения и стремления к подражанию. Зачем, скажите, почитать, к примеру, воинов минувших столетий, если не из желания подражать их храбрости и жертвенному порыву?

Само стремление быть творцом неких добродетелей превращает людей в невольных почитателей тех, кто преуспел в делах, нами пока лишь только желаемых. Умрет желание совершенствоваться – умрет неизбежно и почитание тех, кто достиг совершенства. Так трусливый народ отречется от храбрости предков и будет чтить лишь тех, кто шьет удобные пиджаки.
*
Почитание Богоматери – о каком подражании хочет нам сказать? О самом разнообразном. И о тихой жизни, наполненной изнутри великими событиями. И о девстве, хранимом достойно. И о Материнстве, в высшей степени жертвенном. Ее хождение за Сыном учит нас «слагать все глаголы Его в сердце своем» (Лук. 2:51) Ее стояние под Крестом выше человеческих слов и по степени перенесенной боли, и по степени отдачи себя в руки Божии.

Но это все – потом. А вначале было Благовещение.

*
Известно, что Ангел вступил в беседу с Марией по повелению Бога, и было это наяву. Значит, Мария была духом выше праведного Иосифа, с которым Ангел общался часто.

Ангел велел Иосифу принять Марию-обручницу без смущения, затем – бежать в Египет, затем – возвратиться в землю Израиля. Но все явления и беседы были только во сне, когда ощущения тела замирают, а душа входит в сродную ей область более, нежели при бодрствовании.

Мария же и, бодрствуя, жила более духом, чем плотью, потому и не надо было Ей засыпать, чтобы услышать голос небесного гостя.

Явился Ангел за шесть месяцев до того и Захарии – отцу Предтечи. Старец, всю жизнь прослуживший в Храме, «смутился и страх напал на него» (Лук. 1:12). Мария же смутилась, но без страха. Молча встретила Она пришедшего и размышляла в Себе о том, что бы значило это посещение.

Не видно ли из сказанного, что Мария имела некий опыт духовный, опыт внутренней аскезы, как скажут после, и опыт немалый? Беседовать с Ангелом, не боясь; не сразу вступать в беседу, как некогда опрометчивая Ева, но рассуждать в себе и напрягать внутренний слух – не есть ли то самое, к чему стремятся все подвижники? Да. Это – признаки духовной зрелости, к которой стремятся христиане мужественные и внимательные, и Мария – их Предводительница в подвиге.
*
Недаром называет Церковь Богородицу «сладкой собеседницей молчальников», «глубиной неудобозримой и для ангельских очей» и проч. Все это так. Глубже моря душа Марии и чище детской слезы. Иначе бы и не совершилось Боговоплощение.

Сказано, «в лукавую душу не войдет премудрость и не будет обитать в теле, порабощенном греху» (Прем. 1:4) Тем более ипостасная Премудрость Отца не вселилась бы ни в какую утробу, кроме чистейшей и смиреннейшей.

Об этой славе Богоматери пророчески говорит псалом: «вся слава дщери Царя внутри» (Пс. 44:14). Эти слова взяты из того самого псалма, откуда Церковь берет Богородичный прокимен: «Слыши, Дщи, и виждь и приклони ухо Твое». Говоря о славе, которая «внутри», Писание имеет в виду чистоту помыслов, тишину ума и покорность сердца, которые не видны постороннему глазу, но открыты Богу, видящему все.

Памятный ковчег, в котором хранились ветхозаветные святыни, был обложен «со всех сторон золотом, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета» (Евр. 9:4) Золотой была и внешность того ковчега и внутренность. Пророчество о Богоматери усматривает Церковь во всех названных святых предметах, почему и говорит, обращаясь к Деве: «Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище жизни неистощимое».
*
Итак, Дева безупречна снаружи, но еще более чиста и благолепна внутри. Внутреннее Ее достоинство позволяет Богу избрать Деву для высшего служения – не для хранения вещественных святынь, но для воплощения Возлюбленного и Единородного Сына.

Все это мы почитаем и празднуем. Но, милостью Бога начав это слово, нами было сказано, что почитание влечет к подражанию. Отсутствие научения и подражания либо уничтожает почитание, либо превращает его в почитание поверхностное и лицемерное.

Стремясь отойти от краев этих обеих пропастей, скажем, что достойный почитатель Благовещения должен стремиться к тому, чтобы узнать цену молчанию, и не только уст, но по временам – и ума.

Достойный почитатель Благовещения должен по временам погружаться в чтение Слова Божия и сосредотачиваться на прочитанном, как имела обыкновение поступать и Благословенная в женах.

Одной из целей почитателя Богоматери должно быть стремление к жизни тихой и от суеты удаленной, но при этом внутренне насыщенной и глубокой.

Условности существования могут не дать человеку такого подарка, да он и сам может быть неспособен на продолжительное сосредоточенное жительство. Но стремиться к тишине и молитве, вздыхать по временам об их отсутствии обязан всякий человек, возводящий глаза к небу и повторяющий Гавриловы слова: «Радуйся, благодатная, Господь с Тобою».
*
В этом деле, думается мне, нет ни монахов, ни мирян, но есть одни лишь христиане, одни лишь дети Церкви Апостольской. И великая доля страданий и томлений наших происходит не от чего иного, как только от вошедшего в привычку рассеяния ума, от суетности и постоянного внутреннего шума.

Стоит начать поучаться в собирании помыслов. Собравшись некогда, как лучи в линзе, они произведут то действие, о котором говорит Давид: «Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь» (Пс. 38:4). И тогда издали и отчасти будет понятна сосредоточенному человеку та собранность духа Богоматери и та сила молитвенного огня в Ней, когда явился в Ее Назаретский дом Архангел и сказал со страхом: «Радуйся, Благодатная. Господь с Тобою».

Читайте также:

Благовещение: картины и иконы

Благовещенские страхи

Благовещенский молитвенный домик

Благовещение. Допелись!

Храм святого архангела Гавриила у источника — место Благовещения

Великий дар свободы

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Церковь – это не отдел по улучшению морально-нравственного облика страны

Церковь – не собрание светильников. Это врачебница гнилых, парализованных, слепых и хромых, которые чают прощения своего…

Человек солнечного дара

О Фазиле Искандере рассказывает его биограф Наталья Борисовна Иванова

Будь верующим… Но не до такой же степени!

Я гулял, пил, буянил, ходил по ночным клубам, гонял на мотоциклах, у меня было множество подружек...