Притча
Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 4-15

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

В Евангелии не так много притч, которые истолкованы самим Спасителем. Это значительно облегчает нашу задачу понимания того, какой же смысл хотел донести Христос в этих притчах.

Притча о сеятеле рассказывает нам о том, что бывают разные пути принятия Слова Божьего. Мы видим четыре варианта. Первый – когда человек, услышав Слово Божие, проходит мимо. Ему кажется, что это Слово не имеет какого-то особого исключительного значения. В притче Спасителя это первый пример, где говорится о дьяволе, который тотчас приходит в душу человека и похищает это Слово, чтобы не дать ему не то что вырасти в большой полезный плод, но даже прорасти.

Второй образ, который предлагает нам Спаситель, – это семя, которое падает на землю. Этот образ вполне понятный для жителей Палесины. Оно быстро прорастает, поскольку земля неглубока и достаточно влажна и тепла. Но не имея глубокого корня, быстро увядает и погибает. Это образ тех людей, которые с легкостью принимают Слово Божие, но, не имея в своей душе глубокого корня, который есть самоотвержение, – готовность не жалея самого себя, следователь за Христом-Спасителем, на уровне эмоциональном следуют за Христом, но как только что-то происходит не по их воле, они тотчас отворачиваются и забывают о самом главном.

Третий образ, который предлагает нам Спаситель в этой притче, – это семя, упавшее в кустарник, в тернии. Оно прорастает, но в какой-то момент появляется конкуренция между окружающим тернием и молодым, еще не набравшим силы ростком. Под тернием Спаситель подразумевает различные житейские попечения, заботы – все то, что окружает каждого из нас и неминуемо вступает в определенную борьбу с нашими высокими духовными устремлениями. И тут, конечно же, все зависит от воли самого человека. Либо человек расставляет акценты в своей жизни таким образом, что сперва все житейское, а Божественное, духовное – по остаточному принципу, потом, – именно о таком случае и говорит Спаситель в этой притче, – либо, напротив, человек старается прежде всего заботиться о стяжании Царства Небесного, а житейские попечения оставляет на второй план.

И последний образ, о котором говорится в этой притче, – это образ семени, которое падает в добрую ухоженную землю, прорастает, укореняется и в итоге дает огромный плод.

Каждый из нас хотел бы услышать ответ: как сделать наше сердце подобным доброй плодоносной почве? Ответ нам дает сам Спаситель в притче. Он говорит, что эти люди, услышав Слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце. Что значит – доброе и чистое сердце? Это сердце, которое уже исполняет заповеди Божии, и поэтому с радостью, услышав это Слово, люди делают его делом всей своей жизни. От нас зависит, насколько Слово Божие будет живым и действенным в нашем сердце.

Святитель Феофан Затворник, говоря о правилах чтения для духовного назидания, подчеркивал, что надо взять себе за правило читать до тех пор, пока не согреется сердце. Но как только что-то нас зацепило, та или иная мысль, – необходимо прекратить чтение и постараться как можно дольше сохранить фокус внимания на этих словах Священного Писания. Таким образом мы создаем благоприятные условия для прорастания Слова Божьего внутрь нашего сердца. Мы переводим как бы формальное рациональное знание в область сердечного знания, откуда естественным путем оно потом начнет реализовывать себя в нашей жизни.

Да поможет нам Господь помнить об этой притче всякий раз, когда мы открываем страницы Священной Книги.

«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».

 

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.