Про исповедь и стерильность

Как бороться с грехами, если они повторяются и приходится каяться в них от исповеди к исповеди? Размышляет протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии (Украина).
Про исповедь и стерильность
Протоиерей Александр Пономаренко. Фото: pravlife.org

Протоиерей Александр Пономаренко. Фото: pravlife.org

Я скажу не как философ или богослов, а как обыкновенный  провинциальный приходской священник. Служу на одном приходе уже 25 лет, прихожане мне уже стали как родственники, поэтому некоторым опытом могу поделиться.  

Например,  если я имею предрасположенность к  простудным заболеваниям, то  врач посоветует меньше бывать на сквозняках. Так и у всех нас, в том числе и у меня, есть предрасположенность к определенным страстям. Вроде бы я человек неболтливый, не осуждаю никого, а вот попал в определенную среду болтливых людей, где и сам не заметил, что попал под дурное влияние. Значит мне, пока духовно не окрепну, следует избегать подобных компаний, своего рода – духовных сквозняков.

«Тяжело, но он старается»

Если грех, от которого мы не можем избавиться и в котором постоянно исповедуемся, нас мучает, заставляет страдать, значит, мы еще духовно живы. Поскольку, если у меня состоялась встреча с Господом, я буду рассматривать грех содеянный мною, как предательство. Ведь если у меня произошла встреча с Христом, то я буду ощущать радость от этой встречи, и вдруг, впадая снова в грех, почувствую некую разлуку и стыд.

Господь же всем нам сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас… и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30). И вдруг покой в душе нарушен. Вот что важно чувствовать.

Мы должны помнить, что Господь видит даже наши маленькие шажки в борьбе с грехом, даже если мы чуть-чуть что-то пытаемся делать в этом направлении. Помните, как евангельский расслабленный 38 лет находился возле купели? На что он надеялся? У него была надежда сверх всякой надежды. Если его спросили бы, на что он надеется, он бы и не знал, что ответить.  Но, он понимал, что надо быть ближе к тому месту, где действует сила Божия.

Мы должны постоянно трудиться над собой. Вот как в школе?  Пришли родители на собрание, а учительница говорит: «Может, но лентяй». Или говорит: «Вы знаете, тяжело дается ему наука, но видно, что старается». Какой вариант лучше?

Так и в духовной жизни. Да, нам тяжело подниматься в гору, но мы стараемся, падаем и снова встаем. Ведь апостол Павел нам сказал в утешение, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда…

Не заткнуть себе рот

Хороший способ в борьбе с грехами  –  создать дружную и здоровую общину при храме. Там, где люди сияют добротой, любовью, теплотой по отношению друг к другу, человеку легче бороться со страстями.  Если община в целом здорова, заболевший в ней быстрее выздоровеет, как сказано у апостола Павла – «…дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге» 1Кор.12:25.

В общине со временем люди меняются. Когда я только пришел на свой первый приход, там  и сплетничали, и грубили. А теперь, спустя 25 лет, заходишь в храм, все улыбаются, сияют, родные, каждого хочется обнять! Все изменились.

Еще очень важный момент – ответственность. Если мы будем постоянно поддаваться страстям, мы заткнем себе рот, мы не сможем проповедовать. Не только священник, но и каждый прихожанин, призван тоже свидетельствовать о Христе. И если мы будет подвержены страстям, то не сможет свидетельствовать о вере. И поэтому на всех нас лежит ответственность – показать присутствие Божие на земле. Стать, по слову апостола Павла, соработниками Божьими.

Сказать перед всеми

Бывает, что человек исповедует одно и то же, а внутренне ничего не чувствует. Помню эпизод из книги митрополита Антония Сурожского, когда один человек сказал: «Я грешу, но этот грех мне не доставляет страданий. Я ничего не чувствую». И владыка Антоний попросил этот грех исповедовать перед всем церковным народом. Думаю, что такая практика нам всем не помешает.

Но самое главное, что мы все участвуем в самом главном таинстве Церкви – причащаемся Тела и Крови Спасителя нашего во исцеление души и тела. Это самое максимальное соединение человека с Господом нашим, которое возможно на земле. Мы соединяемся с Ним духовно и телесно. Наше тело и кровь становится частью Его Тела и Крови. Таким образом мы теперь себя вручаем Господу, и Он нас лечит.

Встать, подобно евангельскому расслабленному, мы обязательно сможем. В духовной жизни самое главное – усердие и постоянство. И главное – не отчаиваться. Может быть, нам Господь попускает какие-то искушение, чтобы мы научились с ними бороться, научились строить отношения с людьми.

Так что уборку надо делать постоянно. Согрешил – опять исповедуй. Ну, как мы пыль вытираем дома. Она у нас, кстати, постоянно одна и та же, не синяя и не зеленая, а серая. Но мы ее вытираем и вытираем…  А если нас постоянно одолевает уныние, то это признак лени, которая вносит в душу пустоту.

Но невозможно быть стерильными. Понимаете? Сколько бы мы не перечисляли грехов, стерильными мы не будем. Мы можем только стать «святым сатаной». Вспомним, как Господь не упрекнул ни в чем Фому при встрече после воскресения. Это говорит, что Господь принимает нас такими, какие мы есть. Одного Он не принимает – лицемерия и фарисейства.

Записала Оксана Головко

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Мы ушли от закона, но не пришли к любви

«Прошел день без доброго дела, да и что такого? Сами концы с концами едва сводим!»

Папа Франциск дал священникам постоянное право отпускать грех аборта

Конец Года милосердия не означает конца самого милосердия, сказа понтифик