Проект Федерального закона о добровольчестве (11.01.2013)

 Комитет Совета Федерации по социальной политике опубликовал на своей странице для общественного обсуждения проект федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)», подготовленный в рамках реализации права законодательной инициативы.

Законопроект направлен на повышение эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, содействие развитию гражданского общества в России, совершенствование законодательных основ, обеспечивающих  функционирование добровольческой (волонтерской) деятельности.

 Предложения и замечания к законопроекту просьба направлять в Комитет Совета Федерации по социальной политике до 11 февраля 2013 года.

О добровольчестве (волонтерстве)

Глава 1.  Общие положения

Статья 1.  Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Предметом регулирования настоящего Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности.  Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы добровольчества (волонтерства), включая основные принципы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности, ее цели и задачи, основные формы, виды и порядок ее осуществления, а также меры по поддержке добровольчества (волонтерства).

2. Отдельные добровольческие (волонтерские) акции, осуществляемые на основе семейных, дружеских или добрососедских отношений, не являются предметом регулирования настоящего Федерального закона.

3. Особенности осуществления отдельных видов добровольческой (волонтерской) деятельности могут устанавливаться иными федеральными законами.

Статья 2. Основные понятия

В настоящем Федеральном  законе используются следующие основные понятия:

добровольчество (волонтерство) – совокупность общественных отношений, связанных с осуществлением физическими лицами добровольно в свободное от работы (учебы) время деятельности в интересах получателей помощи добровольца (волонтера);

добровольческая (волонтерская) деятельность – добровольная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая путем выполнения работ, оказания услуг в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

доброволец (волонтер) – физическое лицо, осуществляющее в свободное от работы (учебы) время добровольную социально направленную, общественно полезную деятельность в формах и видах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат);

получатель помощи добровольца (волонтера)– физическое лицо, юридическое лицо, социальная группа, общество в целом, которые нуждаются в помощи добровольцев (волонтеров) и в интересах которых осуществляется добровольческая (волонтерская) деятельность;

добровольческая (волонтерская) организация – социально ориентированная некоммерческая организация, осуществляющая добровольческие (волонтерские) программы и проекты, привлекающая к своей деятельности добровольцев (волонтеров), от имени и по поручению которой действует доброволец (волонтер);

добровольческое (волонтерское) объединение – объединение граждан, созданное для решения определенных социальных задач посредством осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

координатор добровольцев (волонтеров) – ответственное лицо в добровольческой (волонтерской) организации, отвечающее за привлечение добровольцев (волонтеров), организацию их работы и координацию их деятельности;

добровольческая (волонтерская) программа – комплекс мероприятий, направленных на решение социально значимых задач, реализуемый с использованием труда добровольцев (волонтеров);

добровольческая (волонтерская) акция – разовое мероприятие, направленное на решение социально значимых задач, участниками которого являются добровольцы (волонтеры);

личная книжка добровольца (волонтера) – документ установленной формы, которым подтверждается деятельность физического лица в качестве добровольца (волонтера);

информационная сеть добровольчества (волонтерства) – открытый информационный ресурс, созданный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и включающий в себя возможности ведения электронных дневников и создания виртуальных сообществ, а также механизмы продвижения общих ценностей для содействия добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 3.  Основные принципы добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Добровольческая (волонтерская) деятельность осуществляется в соответствии с принципами:

1) безвозмездности, добровольности, равноправия и законности деятельности добровольцев (волонтеров);

2) свободы в определении целей, форм, видов и методов в выборе добровольческой (волонтерской) деятельности;

3) гласности и общедоступности информации о добровольческой (волонтерской) деятельности;

4) гуманности, соблюдения прав и свобод человека при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) равенства всех независимо от пола, вероисповедания, национальности, языка, социального статуса, возраста в праве на осуществление добровольческой (волонтерской) деятельности;

6) солидарности, добросовестности и сотрудничества участников добровольческой (волонтерской) деятельности;

7) безопасности для своей жизни и жизни окружающих;

8) равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества в этой сфере.

2. Добровольческая (волонтерская) деятельность не может быть направлена на поддержку определенных политических партий,  других общественных объединений и ассоциаций, а также на продвижение товаров, работ, услуг.

3. Добровольческая (волонтерская) деятельность не подменяет деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по осуществлению их полномочий.

Статья 4.  Цели и задачи добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Целями добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание безвозмездной помощи людям, нуждающимся в ней;

2) безвозмездное участие в общественно значимых мероприятиях с согласия их организаторов;

3) формирование гражданской позиции, самоорганизации, чувства социальной ответственности, солидарности, взаимопомощи и милосердия в обществе.

2. К задачам добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1)  помощь государству в решении его социальных задач;

2)  помощь гражданам в овладении навыками оказания первой помощи, основами безопасности  жизнедеятельности, экозащиты, социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, стимулирование профессиональной ориентации;

3)  получение гражданами навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач;

4)  подготовка кадрового резерва добровольцев (волонтеров);

5)  формирование механизмов вовлечения граждан в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни населения;

6)  развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого (волонтерского) труда молодежи.

Статья 5.  Основные формы и виды добровольческой (волонтерской) деятельности

1.  Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться в  форме:

1)  индивидуальной добровольческой (волонтерской) деятельности;

2)  добровольческой (волонтерской) деятельности в составе незарегистрированного объединения или группы;

3)  добровольческой (волонтерской) деятельности через добровольческую (волонтерскую) организацию.

2. Основными видами добровольческой (волонтерской) деятельности являются:

1) оказание помощи лицам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных и других катастроф, в результате социальных конфликтов, несчастных случаев, жертвам преступлений, беженцам и вынужденным переселенцам, а также иным категориям и группам лиц, нуждающимся в посторонней помощи и поддержке, в том числе в учреждениях сферы здравоохранения, образования и социальной защиты;

2) участие в предупреждении населения о стихийных бедствиях, экологических, техногенных и других катастрофах, в преодолении их последствий;

3) участие в защите и охране окружающей среды, благоустройстве территорий;

4) участие в создании возможностей для творческого самовыражения и раскрытия творческого потенциала каждого, сохранении культурного наследия и историко-культурной среды, памятников истории и культуры;

5) участие в развитии образования, науки, популяризации знаний, развитии инноваций;

6) участие в развитии и популяризации физической культуры,  спорта и активного досуга;

7) ведение работы по пропаганде здорового образа жизни, организация и проведение профилактической работы по противодействию распространению социально значимых заболеваний;

8) участие в организации и проведении массовых культурных, физкультурных, спортивных и других зрелищных и общественных мероприятий;

9) участие в организации и проведении иных муниципальных, региональных, межрегиональных, общественных и международных физкультурных и спортивных мероприятий и соревнований;

10) иная добровольческая (волонтерская) деятельность.

Глава 2.  Организация добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 6.  Уполномоченный орган

1. Уполномоченный орган – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий поддержку и стимулирование добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации и иные полномочия в области добровольческой (волонтерской) деятельности, установленные статьей 7 настоящего Федерального закона. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 7.  Полномочия уполномоченного органа

1.  К полномочиям уполномоченного органа относятся:

1)  формирование и реализация государственной политики в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности;

2)  разработка программ развития и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности в Российской Федерации;

3)  оказание имущественной, организационной, информационной, методической и консультационной поддержки добровольцам (волонтерам) и добровольческим (волонтерским) организациям;

4)  регистрация добровольцев (волонтеров), выпуск личных книжек добровольцев (волонтеров) и ведение общероссийского реестра добровольцев (волонтеров);

5)  организация электронной упрощенной регистрации добровольцев (волонтеров);

6)  ведение реестра добровольческих (волонтерских) вакансий;

7)  организация информационной сети добровольчества (волонтерства).

2.  В целях реализации своих полномочий уполномоченный орган проводит заседания, рабочие совещания, конференции, обучающие семинары, «круглые столы» и другие мероприятия, информация о которых размещается на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

3.  Уполномоченный орган размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, а также краткую информацию о добровольцах (волонтерах) (фамилия, имя, отчество и присвоенный добровольцу (волонтеру) персональный идентификационный номер).

4.  По представлению добровольческих (волонтерских) организаций уполномоченный орган может проводить награждение наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

Статья 8.  Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности

1. Организатором добровольческой (волонтерской) деятельности могут выступать органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организационные комитеты и другие организации, привлекающие для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) самостоятельно либо через добровольческие (волонтерские) организации.

2. Организатор добровольческой (волонтерской) деятельности:

1)  участвует в реализации добровольческих (волонтерских) программ;

2)  размещает в информационной сети добровольчества (волонтерства) сведения о добровольческих (волонтерских) вакансиях, имеющихся у организатора добровольческой (волонтерской) деятельности;

3)  создает добровольцам (волонтерам) необходимые условия для выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности;

4)  в случае самостоятельного привлечения добровольцев (волонтеров) осуществляет записи в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке  добровольцев (волонтеров).

3. Привлекать добровольцев (волонтеров) к выполнению опасных видов работ имеет право только организатор добровольческой (волонтерской) деятельности, являющийся органом государственной власти. В этом случае организатор добровольческой (волонтерской) деятельности обязан застраховать  жизнь и здоровье добровольцев (волонтеров) в порядке и на условиях, установленных законодательством для обязательного страхования жизни и здоровья военнослужащих.

Статья 9.  Добровольческая (волонтерская) организация

1.  Добровольческая (волонтерская) организация реализует добровольческие (волонтерские)  программы и проекты совместно с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, другими добровольческими (волонтерскими) организациями или самостоятельно.

2.  Добровольческая (волонтерская) организация разрабатывает и проводит добровольческие (волонтерские) акции.

3.  Добровольческая (волонтерская) организация привлекает добровольцев (волонтеров) из общероссийского реестра добровольцев (волонтеров) или ведет свой реестр добровольцев (волонтеров).

4.  Добровольческая (волонтерская) организация проводит инструктаж добровольцев (волонтеров), назначает координатора добровольцев (волонтеров), который осуществляет деятельность в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона.

5.  В случае привлечения для реализации своих функций добровольцев (волонтеров) добровольческая (волонтерская) организация делает записи в личных книжках добровольцев (волонтеров) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке  добровольцев (волонтеров).

6.  Добровольческая (волонтерская) организация для более квалифицированного выполнения добровольческой (волонтерской) деятельности имеет право привлекать организации, осуществляющие образовательную деятельность, для проведения обучения добровольцев (волонтеров), проводить специальные семинары, слушания, рабочие встречи, слеты добровольцев (волонтеров).

7.  Добровольческая (волонтерская) организация представляет кандидатуры для награждения наиболее отличившихся добровольцев (волонтеров).

8.  Добровольческая (волонтерская) организация выдает спецодежду и возмещает расходы добровольца (волонтера)  на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочие затраты в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором.

Статья 10.  Координатор добровольцев (волонтеров)

1.  Координатор добровольцев (волонтеров) назначается добровольческой (волонтерской) организацией, ответственной за реализацию добровольческой (волонтерской) программы, проекта или акции, из числа членов добровольческой (волонтерской) организации.

2.  В случае работы в зонах чрезвычайных ситуаций координатор добровольцев (волонтеров) руководствуется законодательством Российской Федерации, включая нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3.  Координатор добровольцев (волонтеров) инструктирует добровольцев (волонтеров), распределяет работу между ними, определяет место и объем работ каждого добровольца (волонтера), контролирует выполнение ими работы.

4.  Координатор добровольцев (волонтеров) взаимодействует непосредственно с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и с иными добровольческими (волонтерскими) организациями.

Статья 11.  Права и обязанности добровольца (волонтера)

1. Доброволец (волонтер) имеет право на:

1) свободный выбор своего участия в осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности;

2) свободное прекращение добровольческой (волонтерской) деятельности в любое время, если иное не предусмотрено гражданско-правовым договором, заключенным между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией;

3) получение достоверной информации о целях, задачах  и содержании добровольческой (волонтерской) деятельности, об организаторе добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческой (волонтерской) организации, об их руководстве, принципах деятельности и организационном устройстве;

4) участие в информационных и образовательных программах и иных мероприятиях, организуемых, инициируемых или рекомендуемых для качественного осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) получение спецодежды и возмещение расходов на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат в случае, если это предусмотрено заключенным с добровольцем (волонтером) в письменной форме гражданско-правовым договором;

6) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организации рекомендательных писем, а также на внесение  записей в личную книжку добровольца (волонтера) об общественно полезной деятельности, о месте работы, количестве отработанных часов, поощрениях, а также о дополнительной подготовке  добровольцев (волонтеров);

7) сохранение конфиденциальности  персональных данных и иных сведений, переданных организатору добровольческой (волонтерской) деятельности;

8) замену производственной (ознакомительной) практики добровольческой (волонтерской) деятельностью при условии подтверждения выполнения работ записью в личной книжке добровольца (волонтера)  либо иным документом;

9) обязательное страхование в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях;

10) получение от организатора добровольческой (волонтерской) деятельности подарков в натуральной форме, стоимость которых не должна превышать установленный законодательством Российской Федерации о налогах и сборах размер.

2. Доброволец (волонтер) обязан:

1) добросовестно выполнять задания, полученные от координатора  добровольцев (волонтеров), а по завершении работы уведомить координатора добровольцев (волонтеров) о ее выполнении;

2) при осуществлении добровольческой (волонтерской) деятельности соблюдать требования, установленные настоящим Федеральным законом, а также нормы, регулирующие осуществление определенного вида добровольческой (волонтерской) деятельности, с которыми доброволец (волонтер) должен быть ознакомлен координатором добровольцев (волонтеров);

3) соблюдать требования охраны труда, не причинять своей деятельностью вреда третьим лицам и окружающей среде;

4) соблюдать конфиденциальность информации, к которой доброволец (волонтер) имеет доступ в процессе добровольческой (волонтерской) деятельности;

5) не передавать исполнение своих обязанностей по осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности иным лицам без согласия координатора добровольцев (волонтеров);

6) бережно относиться к материальным ресурсам и оборудованию, переданным ему в процессе осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности, и возвратить их по окончании работы.

Статья 12.  Правовые условия осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности

1.  Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться физическими лицами, как зарегистрированными, так и не зарегистрированными в качестве добровольцев (волонтеров).

2.  Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется на добровольной основе уполномоченным органом в соответствии с установленными им правилами.

3.  Добровольческая (волонтерская) деятельность может осуществляться как на основе гражданско-правового договора, заключаемого между добровольцем (волонтером) и добровольческой (волонтерской) организацией, так и без заключения такового.

4.  Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор должен быть заключен в письменной форме в случае, если организатором добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческой (волонтерской) организацией предусмотрена выдача добровольцам (волонтерам) спецодежды и/или возмещение расходов добровольца (волонтера) на проезд, проживание, питание, приобретение необходимых средств индивидуальной защиты, инструментов и прочих затрат.

5.  Указанный в части 3 настоящей статьи гражданско-правовой договор заключается с лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет и объявленными полностью дееспособными в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей.

6.   Права и обязанности добровольца (волонтера) в его отношениях с третьими лицами могут быть определены в доверенности, выдаваемой организатором добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 13.  Добровольческая (волонтерская) деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства

1. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять добровольческую (волонтерскую) деятельность наравне с гражданами Российской Федерации. Такого рода деятельность на территории Российской Федерации не регулируется трудовым законодательством Российской Федерации, не подлежит квотированию и не требует получения разрешения на работу.

2. Для иностранных граждан, вновь прибывающих на территорию Российской Федерации в качестве добровольцев (волонтеров), Федеральным законом  может быть установлен особый, упрощенный порядок получения визы.

Статья 14.  Порядок регистрации добровольцев (волонтеров) уполномоченным органом

1. Регистрация добровольцев (волонтеров) осуществляется путем заполнения электронной заявки на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»(далее – заявка).

2. По итогам заполнения заявки добровольцу (волонтеру) автоматически присваивается идентификационный номер добровольца (волонтера).

3. Форма заявки разрабатывается уполномоченным органом.

4. На основании полученной информации уполномоченный орган ведет общероссийский реестр добровольцев (волонтеров).

5. Все сведения, содержащиеся в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров), являются персональными данными и не могут быть переданы третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

6. Обработка сведений, включенных в общероссийский реестр добровольцев (волонтеров), в том числе хранение, уточнение (обновление, изменение), распространение, уничтожение, осуществляются уполномоченным органом на основании заявления добровольца (волонтера), подаваемого в электронной форме, в соответствии с законодательством Российской Федерации о персональных данных.

Статья 15. Личная книжка добровольца (волонтера)

1. Личная книжка добровольца (волонтера), наряду с общероссийским реестром добровольцев (волонтеров), предназначена для учета добровольцев (волонтеров) и содержит сведения о деятельности добровольца (волонтера), его поощрениях и дополнительной подготовке.

2.  Форма личной книжки добровольца (волонтера) утверждается уполномоченным органом.

3. Личная книжка добровольца (волонтера) выдается  органом, определенным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, на основании письменного заявления и идентификационного номера добровольца (волонтера), содержащегося в общероссийском реестре добровольцев (волонтеров).

4. Личная книжка добровольца (волонтера) оформляется на русском языке. В случае установления республикой, находящейся в составе Российской Федерации, своего государственного языка (государственных языков) за счет средств бюджета этой республики может быть изготовлена и включена в личную книжку добровольца (волонтера) дополнительная страница, на которой сведения о личности добровольца (волонтера) дублируются на государственном языке (государственных языках) этой республики.

5. Личная книжка добровольца (волонтера) должна иметь идентификационную серию и номер, а также систему защиты от несанкционированного изготовления и подделки.

Статья 16.  Поддержка добровольческой (волонтерской) деятельности

При разработке и реализации в соответствии с настоящим Федеральным законом программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности могут быть предусмотрены  следующие меры:

1)  материально-техническое обеспечение и субсидирование добровольческих (волонтерских) организаций и организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями;

2)  полное или частичное освобождение добровольцев (волонтеров) от оплаты государственных или муниципальных услуг в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

3)  полное или частичное освобождение организаторов добровольческой (волонтерской) деятельности, не являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, и добровольческих (волонтерских) организаций от оплаты использования государственного или муниципального имущества;

4)  финансирование на конкурсной основе добровольческих (волонтерских) программ, добровольческих (волонтерских) мероприятий и добровольческих (волонтерских) акций;

5)  предоставление первоочередного права покупки билетов на все виды транспорта при отправлении к месту осуществления добровольческой (волонтерской) деятельности;

6)  иные виды поддержки, не противоречащие законодательству.

Глава 3.  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

Статья 17.  Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1)  формирование и осуществление государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

2)  разработка и реализация федеральных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

3)   мониторинг и анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей добровольческой (волонтерской) деятельности, корпоративных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности и результатов реализации таких программ;

4)  формирование механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтерства) в обществе;

5)  содействие развитию международного сотрудничества и обмена опытом в сфере добровольчества (волонтерства);

6)  разработка рекомендаций для учреждений сферы здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры, искусства и спорта по порядку привлечения добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров) к участию в осуществлении деятельности этих учреждений;

7)  иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 18.  Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1)  участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности;

2)  разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на региональном уровне;

3)  разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций;

4)  выдача личной книжки добровольца (волонтера);

5)  иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Статья 19.  Полномочия органов местного самоуправления в области добровольческой (волонтерской) деятельности

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в области добровольческой (волонтерской) деятельности относятся:

1)  участие в осуществлении государственной политики в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;

2)  разработка механизмов поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности на муниципальном уровне;

3)  разработка и реализация муниципальных программ поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, включая осуществление поддержки массовых молодежных добровольческих (волонтерских) акций на территории соответствующего муниципального образования;

4)  создание экономических (финансовых) условий обеспечения поддержки и развития добровольчества (волонтерства) на муниципальном уровне;

5)  иные полномочия, определенные законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в области поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Глава 4.  Заключительные положения

Статья 21.  Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

 Президент Российской Федерации

Пояснительная записка по проекту федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)»

Принятие проекта федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» будет способствовать определению системы общественных отношений, возникающих в сфере добровольческой (волонтерской) деятельности, повышению эффективности деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций, содействовать развитию гражданского общества в России, совершенствованию законодательных основ, обеспечивающих эффективное функционирование и развитие добровольческой (волонтерской) деятельности в современных условиях.

Актуальность и своевременность создания законодательства о добровольчестве (волонтерстве) обусловлена, с одной стороны, динамичным развитием института добровольчества (волонтерства), а с другой – недостаточным нормативно-правовым регулированием добровольческой (волонтерской) деятельности.

Предметом регулирования проекта федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением физическими лицами добровольной общественно полезной деятельности в форме безвозмездных выполнения работ, оказания услуг.

Цель законопроекта заключается в создании правовой основы функционирования в России целостной системы добровольческой (волонтерской) деятельности, структуры, механизмов функционирования институтов и организаций, осуществляющих добровольческую (волонтерскую) деятельность, определении основных принципов добровольчества (волонтерства), целей и задач добровольческой (волонтерской) деятельности, форм и видов добровольческой (волонтерской) деятельности, прав и обязанностей участников добровольческой (волонтерской) деятельности, отношений между ними, системы мер по стимулированию добровольчества (волонтерства), полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления в данной области.

Принятие федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» позволит решить следующие задачи:

1) сформировать единый понятийный аппарат для законодательства о добровольчестве (волонтерстве); 2) установить единый комплекс принципов деятельности добровольцев (волонтеров);

3) создать не только юридические, но и фактические предпосылки для активизации и объединения общественных усилий в развитии добровольчества (волонтерства);

4) определить общественные отношения в добровольческой (волонтерской) деятельности между институтами гражданского общества, с одной стороны, и органами государственной власти и органами местного самоуправления – с другой;

5) установить неэкономические способы стимулирования и поощрения добровольческой (волонтерской) деятельности, механизмы материально-технической поддержки добровольцев (волонтеров), льгот по налогам для организаций, реализующих эффективные добровольческие (волонтерские) программы и проекты в области социального добровольчества (волонтерства). Законопроектом устанавливаются следующие понятия «добровольчество (волонтерство)», «доброволец (волонтер)», «благополучатель», «уполномоченный орган», «добровольческая (волонтерская) организация», «координатор добровольцев (волонтеров)», «добровольческое (волонтерское) объединение», «добровольческая (волонтерская) программа», «добровольческая (волонтерская) акция», «личная книжка добровольца (волонтера)», «информационная сеть добровольчества (волонтерства)». Проектом федерального закона определяется упрощенный порядок регистрации добровольцев (волонтеров), а также порядок оформления и выдачи личных книжек добровольца (волонтера), являющихся персональными документами, подтверждающими личность добровольца (волонтера) и его статус. Законопроектом предусматривается определение уполномоченного органа, который будет разрабатывать государственную политику в области поддержки и стимулирования добровольческой (волонтерской) деятельности, вести реестр добровольческих (волонтерских) вакансий, размещать информацию о государственных добровольческих (волонтерских) программах, имеющих международное значение. Уполномоченный орган определяется Правительством Российской Федерации из числа действующих в настоящее время исполнительных органов государственной власти путем наделения их дополнительными полномочиями.

Уполномоченный орган будет оказывать содействие в реализации государственных добровольческих (волонтерских) программ и стимулировать на территории Российской Федерации добровольческую (волонтерскую) деятельность.

Законопроект распространяет свое действие на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц, негосударственные (немуниципальные) коммерческие и социально ориентированные некоммерческие организации, общественные объединения, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства. В процессе работы общественные и некоммерческие организации сталкиваются с множеством проблем, и так или иначе все 4 они связаны с неясностью правового статуса добровольца, лишь частично определяемого в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», что говорит о необходимости совершенствования законодательства в этой сфере. Необходимость принятия самостоятельного федерального закона определена необходимостью разведения понятий «благотворитель», «доброволец (волонтер)». По своему существу это разные виды деятельности, разные виды помощи. Благотворительность – это деятельность граждан или юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстным выполнению работ, оказанию услуг, оказание иной поддержки.

Добровольчество – это добровольная бескорыстная социально направленная, общественно полезная деятельность, осуществляемая в форме выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения, кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтерской) деятельности затрат.

В отличие от благотворительности добровольчество (волонтерство) помогает нуждающимся не денежными средствами или иным имуществом, а оказывает помощь своим трудом. Добровольчество (волонтерство) основывается на добровольном, не требующем оплаты труде. Следовательно, мотивами добровольчества (волонтерства) являются не материальное поощрение, а социальные и духовные интересы. Труд добровольцев (волонтеров) обычно сводится к различным общественным работам (строительство дорог, уборка территорий), организации общественно полезных мероприятий (благотворительных концертов, сбора средств в поддержку нуждающимся), 5 индивидуальной нематериальной помощи отдельным лицам или организациям (инвалидам, детям-сиротам, ветеранам войны, некоммерческим организациям) и т.д., а благотворительность направлена только на сбор средств и пожертвований нуждающимся. Кроме того, добровольчество (волонтерство) сопряжено с определенным уровнем ответственности за свой труд. Основное и принципиальное отличие добровольчества (волонтерства) от благотворительности – это неденежные отношения, которые не могут регулироваться тем же законом, что и отношения в сфере благотворительной деятельности.

Государство заинтересовано в развитии добровольческой (волонтерской) деятельности, причем как с точки зрения решения социальных проблем и получения «обратной связи» о наиболее острых проблемах, так и с точки зрения повышения экономического эффекта от добровольческого (волонтерского) труда и включения его оценки в валовой внутренний продукт. Соответственно, это оправдывает выделение государственных ресурсов на создание благоприятных условий для развития (добровольчества) волонтерства как самостоятельной сферы деятельности человека. Принятие федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)» потребует внесения соответствующих изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» и ряд других федеральных законов.

Финансовоэкономическое обоснование к проекту федерального закона «О добровольчестве (волонтерстве)»

Законопроектом установлены следующие инструменты государственного управления в добровольческой (волонтерской) деятельности, которые потребуют дополнительных бюджетных ассигнований из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

1. Обеспечение функционирования уполномоченного органа в области добровольчества (волонтерства).

Исполнение указанных в законопроекте полномочий будет возложено на федеральные органы исполнительной власти из числа действующих в настоящее время, путем наделения их дополнительными полномочиями.

К полномочиям уполномоченного органа будут отнесены формирование и ведение государственного реестра добровольцев (волонтеров), создание и поддержка официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», администрирование добровольческой (волонтерской) деятельности, выдача личных книжек добровольца (волонтера).

Дополнительные потребности в ассигнованиях из федерального бюджета на осуществление функций уполномоченного органа оцениваются в 80 млн. рублей, которые могут быть предусмотрены в федеральном бюджете на 2014 год.

2. Реализация государственных добровольческих (волонтерских) программ.

Размер средств федерального бюджета, необходимых для реализации государственных добровольческих (волонтерских) программ, будет рассчитан в этих программах, утвержден Правительством Российской Федерации дополнительно и включен в федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

3. Объем поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Законопроектом определены механизмы и виды поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности. Окончательное решение о мерах и объемах поддержки принимает соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. После принятия соответствующего решения ими будет сделана соответствующая количественная оценка таких расходов, что будет предусмотрено в соответствующих статьях расходов региональных или местных бюджетов.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Когда мы начнем уважать себя?

Чтобы люди сами себя уважали, надо их уважать. Если власти заинтересованы в энергичном, инициативном, обладающем достоинством…

Законопроект о волонтерстве: чиновники – за, Церковь и волонтеры – против

Очень ярко прозвучала реплика, что якобы мотив закона - поддержка и развитие волонтерских организаций, но этой…

Епископ Пантелеимон (Шатов) направил в Госдуму критический отзыв на законопроект о волонтерстве

Резюмируя, епископ Пантелеимон отметил, что необходимости в этом законопроекте нет, он практически не содержит никаких новых…