Протоиерей Александр Пономаренко: Я не дерзну отлучать прихожан от причастия

Разговор об отлучении от причастия продолжает протоиерей Александр Пономаренко, настоятель Свято-Троицкого храма в Желтых Водах Криворожской епархии, Украина.

Я не дерзну отлучать прихожан от причастия, так как считаю, что священник не наделен такими полномочиями. Он не имеет права судить людей, которые, по его мнению, почему-то не должны причащаться. Отлучать от причастия имеет право только епископ. У нас в епархии был случай, когда священник не допускал прихожан к причастию. Эту проблему мы уврачевали на епархиальном собрании.

Если человек совершил грех и понимает, что это плохо, он – христианин, он не отпал от Церкви. Допустим, один женатый человек завел роман на стороне с замужней женщиной. Если он пришел и кается в этом, и он понял, что разрушает семью и свою и чужую – он не отпал же от Церкви? Но если он скажет, что всё в порядке, что в Евангелии не написано, чтобы мужчины не ходили на сторону, а страницу, где написано, что если мужчина смотрит на женщину с вожделением – уже прелюбодействует в сердце своем, – вырвет и скажет, будто ее не было – он уже отпал от Церкви и причащаться не может. Он уже не христианин.

Вот Лев Толстой свое «евангелие» написал и по своей воле вышел из церковного общения. Мы ведь не можем причащать человека, который отпал от церковного общения? Ну, придет к нам адепт из организации «свидетели Иеговы», мы же не скажем ему: «Давай, с нами участвуй в Евхаристии». Верно?

Пьяница или блудник – кто «лучше»?

Если человек пытается бороться с грехом, а потом вновь его совершает, но понимая, что грешит и страдает от греха – он, слава Богу, духовно жив. Ведь он страдает от того, что просто не в силах преодолеть определенную страсть.

Как, например, пьяница. Вот он ходит полгода в церковь, исповедуется и причащается. Потом сорвался, но он не отпал ведь от Церкви. Он сорвался, как у больных бывают обострения. Привели его всем приходом в чувство. Опять он выглядит как «огурчик».

А если он считает, что пить не грех, то чем он лучше разбойника, например? Апостол Павел сказал: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 9–10). И чем вор лучше блудника? Хотя воры любят петь о золотых куполах, свечки ставить в храме…

Но, с другой стороны, все грешники могут побороть свою страсть и наследовать Царствие Божие. Чем отличается погибающий грешник от спасающегося? Решимостью. И мы знаем, что первым в Рай попал как раз разбойник, который осудил себя, свою жизнь.

Кого лечат в больнице? Каждого, кто обратился и кто признает, что в этой больнице действительно есть помощь, и готов довериться врачу. Господь – спаситель всех людей! И если грешник взывает к Нему: «Господи! Я хочу измениться, сам я ничего не могу сделать, но Тебе всё возможно!» – то какое право я имею не допустить этого человека до причастия?

Другое время

Да, у нас есть каноны, правила. Но они составлены не как догма, поскольку могут и меняться. Они нужны, чтобы дать встряску, объяснить, что мы делаем не так. Да, есть определенные правила, что за разные грехи отлучают от причастия. Но если мы сейчас будем исполнять эти правила, то не только прихожан будем отлучать от причастия, но и духовенство. Ну не распустить же приходы? Мир сейчас другой, изменился.

Вот пришла женщина, кается, что когда-то аборт сделала. Можно ей посоветовать: «Раз тебе больно за совершённое, иди, помогай одиноким мамам». Но не надо каждую неделю это исповедовать, беспрерывно укорять себя.

Вот если ребенок разбил чашку, родители его пожурили, а он берет и укоряет себя целыми днями и об стенку головой бьется, – родителям это нужно? Богу угодно, чтобы мы головой об стенку бились? Он – Спаситель, Он нас пришел спасти. Что Он сказал грешнице, которую хотели побить камнями? – «Иди и больше не греши» (Ин. 8:21). Заметьте, Он не сказал: «Бей себя по голове, живи и мучайся за свои грехи».

Если женщина, которая не ходила в церковь, сделала аборт и пришла с покаянием в храм, то вряд ли она будет требовать, чтобы ее тут же немедленно причастили. Она сама скорее повременит с причастием. Если останется в Церкви, то будет стараться уже свою жизнь строить по Евангелию.

Но те, кто не ходит в Церковь, вряд ли придут исповедоваться в грехе убийства нерожденного ребенка, поскольку они и убийством это не считают.

Фото: svolga.com

Фото: svolga.com

Неправильный кришнаит

Я слышал историю, как один молодой человек, кришнаит, пошел в ближайший храм посмотреть службу. Зашел в церковь и видит: очередь куда-то большая. Люди подходили к Чаше. И он тоже стал в очередь. Хотя утром – поел, покурил (поскольку был неправильным кришнаитом). Причастился.

И Господь дал ему такую радость после причастия, которой он никогда ранее не ощущал. А потом, когда он вернулся к своей обычной жизни, то почувствовал, что потерял эту радость. И он начал ходить в церковь, осознанно принял крещение. А потом еще и священником стал.

Я это не к тому рассказываю, что подготовкой к причастию можно пренебрегать. У верующих тут и вопросов не должно быть. Просто пример – как Господь по-разному призывает людей.

Как правило, человек, который впервые приходит в церковь, пытается разобраться, что-то понять, я таким обычно советую: «Присматривайся. Посещай воскресную службу, слушай проповедь». Я сам полгода ходил в церковь, прежде чем осознанно причаститься.

Только раз…

Я никогда не отлучал людей от причастия. Был случай, один раз не допустил (не отлучил) пожилую женщину, поскольку она не помирилась с дочкой и имела ненависть к людям. Я сказал: «Вы понимаете, что не можете в таком состоянии причащаться?» Она послушалась.

Главное, чтобы и у прихожан, и у священников, когда подходим к Чаше, как бы это сказать… чтобы коленки дрожали. Потому что если нет благоговения, то нет и веры. Мы ведь подходим к абсолютной Любви. «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16). «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. …Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром», – напоминает нам апостол Павел (1 Кор. 11, 27–32).

А если после причащения возникает паника: «Вдруг я причастился (причастилась) недостойно?», – стоит вспомнить, что даже если мы перед самой Чашей будем исповедоваться и все грехи от самого рождения перечислим батюшке, мы всё равно не станем от этого «стерильными»! Остается только молиться: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение пречистых Твоих Таин».

И если вдруг за недостоинство случилось «что-то такое», то для того и наказываемся, чтобы не быть осужденными с миром.

Записала Оксана Головко

Портал «Православие и мир» и независимая служба «Среда» проводят цикл дискуссий о приходской жизни. Каждую неделю – новая тема! Мы зададим все актуальные вопросы разным священникам. Если вы хотите рассказать о болевых точках православия, своем опыте или видении проблем – пишите в редакцию, по адресу discuss.pravmir@gmail.com.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Отлучили от причастия? И кому от этого стало лучше?

Один священник, недавно рукоположенный, запретил пожилой женщине причащаться до самой смерти.

Отлучить от причастия? Какой в этом смысл?

Нельзя от Церкви отлучить человека, который еще не в Церкви, еще не приобщен к церковному общению