Протоиерей Александр Салтыков: Расправа над памятниками говорит о страхе

|
На Украине продолжается снос памятников «главному революционеру ХХ века» – Ленину. Этот процесс объединяет Россию и Украину, убирая препятствия, мешающие нашему общему возрождению, и христиане должны приветствовать это, но главные усилия должны направить на борьбу с ложными идеями, а не статуями, уверен декан факультета церковных художеств ПСТГУ и настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр Салтыков.

Протест против советской власти

Отец Александр, на Украине продолжается снос памятников Ленину. Недавно снесен памятник в Харькове. Как христиане должны к этому относиться?

– Я с огромным сожалением узнаю новости об антирусских настроениях, которые активно пропагандируются и продвигаются на близкой и родной нам Украине. Но добро и зло в мире перемешаны со времени грехопадения. Снос памятников Ленину: что это такое? Это выражение протеста против того режима, который был установлен этим деятелем и назывался советской коммунистической властью.

Этот режим, созданный именно Лениным, обещал всем, как известно, устроение некоего особенного, идеального общества, в котором все люди будут иметь полное равенство и удовлетворение всех своих потребностей.

Создать такое общество, конечно, невозможно. Но идея имела успех, с одной стороны, у политических авантюристов, с другой – у людей наивных и романтиков, а также необразованных и малограмотных. Не думаю, что таких людей было очень много, но при поддержке насилия, быстро переросшего в неслыханный террор, она принудительно насаждалась в течение целых 75 лет на огромной территории бывшей императорской России.

Снос памятников главному инициатору этого предприятия можно считать выражением стихийного протеста населения против коммунистической идеологии и советского коммунистического режима. А также, разумеется, и лично против данного лица. Хотя, по всей видимости, это движение в значительной степени инспирировано.

Украинцы нам пример в этом смысле?

– Да, я думаю, пример, но не во всем. Биение кувалдой по голове кого бы то ни было, даже Ленина, хоть это и очень одиозный персонаж, конечно, показывает крайнюю степень ненависти. Мне кажется, нужно глубже понять христианскую позицию. А она, в любом случае, без ненависти. Слепая ненависть никогда не приносит по-настоящему положительных плодов.

Более того, такая расправа над мертвым говорит о страхе. Можно ведь и ликвидировать нечто крайне неприятное, но без чрезмерных, злобных эмоций. Мне кажется, что лучше было бы свезти коммунистические памятники в какой-нибудь один парк, а под ними написать список их деяний с надлежащей объективной оценкой.

Снос памятника Ленину в Харькове. Фото: aif.ua

Снос памятника Ленину в Харькове. Фото: aif.ua

Я позволю себе не согласиться с вашей оценкой и привести в пример слова Афанасия Александрийского, который говорит, что христиане пинают смерть, ранее страшную, а теперь мертвую, побежденную Христом: «Смерть стала подобно тирану, который был полностью побежден законным царем. Ранее скованные руки и ноги прохожих попирают его, толкая и ругая его, и больше не боятся его жестокости и гнева из-за царя, который победил его».

– Ваша цитата очень хороша, но сегодня другое время.

Киевляне после крещения Руси сносили идолов.

– Конечно, всюду в древности сносили статуи ложных богов. Ваша цитата говорит о борьбе с тираном, о насилии, а в древнем Киеве такого никогда не было. Гонений на христианство почти не было, поэтому от древнейшего периода нашей истории у нас почти нет мучеников за веру. Судя по летописным сведениям, отказ от язычества тогда в целом прошел спокойно, народ полностью доверял своему князю святому Владимиру. Это признано всеми исследователями.

К князю относились, как к отцу и верили, что он выбрал лучшую из всех религий. Все в целом было мирно, и именно это очень важно для нашего времени. Идолов уничтожали потому, что пришло и утверждалось христианство. Но сегодня у нас нет никаких доказательств, что киевские власти ныне собираются утверждать православную веру. Наоборот, очень многое свидетельствует об обратном. Так что сходство чисто формальное.

Против Ленина – значит против России?

Некоторые журналисты утверждают, что снос этих памятников нацелен на то, чтобы отдалить Украину и Россию.

– Такой мотив, очевидно, существует. Москву представляют как центр коммунистической идеологии, которая отравляет сознание людей. К сожалению, так было, хотя эта идеология пришла в Россию с Запада.

Но нам хорошо известно, что на самом деле Украину и Россию связывают не пустые коммунистические символы, вроде статуй Ленина и красных звезд. Нас связывают исконные духовные, церковные, культурные ценности, истоки, тысячелетняя общая история и судьба. Все знают исторические слова князя Олега: «Киев – мать городов русских». Святой князь Владимир в Х веке крестил Русь. А Владимир Ленин в ХХ веке начал страшное гонение на веру, принес на наши земли коммунизм со всеми его последствиями.

На самом деле, украинцы, свергающие эти статуи, отвергают не Россию, а страшного человека, принесшего огромное зло всем народам исторической России. Однако не надо забывать, что киевские власти в Донбассе разрушают православные храмы. Это о чем говорит? О намерениях, гораздо более страшных, чем борьба с мертвым Лениным.

Но парадоксальным образом многие люди на Украине цепляются за эти памятники, видят в них положительные символы. Однако нужно прямо сказать: нет ничего более неразумного и безнадежного, чем защищать эти памятники и под флагом коммунистов бороться с «западенским» нашествием. Это верный проигрыш.

Будьте уверены: снос статуй Ленина не разъединяет, а наоборот, больше объединяет Россию и Украину, убирая препятствия, мешающие нашему общему возрождению. Но все не просто, исторические пути сложны, необходима мудрость.

Сложилась своеобразная ситуация: с одной стороны, западенское меньшинство, составлявшее большинство на киевском «майдане», совершенно правильно поступает, стремясь порвать с коммунистическим прошлым, и для этого уничтожает коммунистические памятники. А Россия?

– Так происходит, потому что на Украине ситуацию активно подталкивают американцы. А в России остается немало людей, испытывающих ностальгию по недавнему прошлому, которые могущество этого прошлого связывают с коммунистической партией. Правительство не хочет раздражать этих людей.

Имеют ли право ли христиане уничтожать идолов?

Но даже православные люди иногда говорят, что «не надо сносить памятники Ленину», потому что «это наша история», и потому что это якобы «варварство». Разве можно ставить на одну доску христианские храмы и идолов?

– При чем здесь – «на одну доску»? Если вы говорите об идолах вообще, они давно попали в музеи и стоят там в разделах древностей. Что касается изображений Ленина, то их снос сегодня – собственное дело украинцев. Они имеют на это полное право. Только это не главное.

Как не главное? Это свержение тирана, за этим сносом наблюдает весь мир! Не зря ведь Порошенко сказал в Америке, что на Украине окончательно покончили с коммунизмом, и все ему горячо аплодировали…

– Ну, не тирана, а его образа. С коммунизмом покончили, но что идет на смену? Никакой идеологии там нет, кроме слов о том, что «Украина – цэ Европа». Многие думают: придаток Европы и еще более – Америки.

Но все же, свержение и образа тирана, это – правильно, этим очищается путь к свободе и возрождения христианской веры.

– Вовсе нет. Раз взрывают православные храмы, значит, никакого Православия там не возрождают. И кроме примитивной идеологии накопительства, они ничего другого противопоставить коммунизму не умеют, им нечего сказать. Так что здесь и варварство, и рабский страх, и бессилие, потому что они решают не сами, а поступают по чужой указке. В Харькове памятник советскому «вождю» убирали под охраной бронетехники! Если так, то они явно боятся населения!

Но к сожалению, коммунистическая идеология – это действительно наша история. И не надо от нее прятаться. Эти навязчивые «памятники» надо, конечно, подвинуть, убрать их с центральных площадей, свезти в отдельное место и пусть они там стоят, предоставленные дальнейшему суду истории. Их место, в полном смысле слова, на задворках истории.

Но главное – не надо ни забывать, ни фальсифицировать прошлое. Эти памятники напоминают нам о наших собственных тяжелых исторических ошибках. Глядя на них, люди должны вспоминать и держать в памяти страшные времена, кровавых демагогов, которые истребляли собственные народы, внушали людям безбожие.

Ложный пафос многих из этих памятников, их фальшивый героизм, их нравственная пустота, крикливость жестов, должны получить свое правдивое, настоящее объяснение. На советских памятниках, особенно это заметно групповых композициях, изображены какие-то одержимые фанатики, с безумными взглядами, с кулаками, которые куда-то бегут, кому-то угрожают… Там много прямой истерии, выдаваемой за вдохновение. Они – действительно символы веры, только ложной. Они должны показывать, какое зло приносят революции, как страшно слушать демагогов, вновь и вновь обещающих какой-то земной рай.

Бороться не с камнями, а с идеей

Как Вы предлагаете поступить с памятниками преступникам?

– Я предлагаю бороться не с тенью, которая меня не пугает, а с идеей. И я предлагаю бережно относиться к истории. Изображение – это еще только тень человека. Про Ленина – гораздо страшнее его деятельность и коммунистические идеи, о которых никто ничего не говорит, их уже забыли, но уже давно, с советских времен, существует миф о «добром дедушке» Ленине.

По этому мифу, он «заботлив и ласков был», он, конечно, любил маленьких детей и дал им счастье… И еще он уничтожил «страшное» царство «плохого и антинародного» царя Николая II и создал свое «замечательное царство», где все жили удивительно хорошо – у всех была колбаса и много чугуна и стали на душу населения. Но пришли злые, гадкие люди – капиталисты и разорили царство «доброго дедушки».

Вот примерно все, что знает современный человек, особенно молодой, о Ленине. Добро и зло здесь перевернуты. И чем больше вы будете его ругать и клеймить, запрещать и так далее, тем больше у этого мифологического персонажа будет сторонников.

Чтобы разрушить коммунистический миф, нужно действовать убеждением и разъяснением, а не кувалдой. А этот украинский подход удивительно похож не на древних киевлян, а на тот же советский «метод», определяемый лозунгом «булыжник – оружие пролетариата». Так, кстати, названа красноречивая статуя одного советского скульптора Шадра, замечательно передающая образ «майдана», хотя автор такого не мог и предполагать.

То есть, суть «майдана» – советская, только под другой, националистической вывеской. Неслучайно они свой переворот обозначают как «революцию».

Преступления Ленина замалчиваются

Все равно я с Вами не могу согласиться. Вы можете сказать, что, например, французы почитают Наполеона и гордятся им. Но Наполеон, посидев под арестом на острове святой Елены, задумался о Боге, а Ленин остался богоборцем, и он при жизни уже был наказан безумием: бегал на четвереньках и ел поганки, в чем-то напоминая Навуходоносора, пораженного безумием (Дан. 4:2022). Посмотрите, как почти во всех странах бывшего советского лагеря их народы снесли памятники одиозным коммунистическим деятелям – в Польше, Прибалтике, Румынии и Болгарии. И Бог помогает им устраивать свою жизнь. Исключения составляют только Молдавия, Белоруссия и Россия, и посмотрите, как мы живем. Дело не только в развале экономики, дело, прежде всего, в разрухе в головах, когда народ не может отличить добро от зла и правое от левого, подобно библейским ниневитянам. Но если последние покаялись от проповеди Ионы, и Бог пощадил Ниневию, то пощадит ли Бог современные Ниневию и Вавилон, в которые постепенно превращаются города по всему миру? Мы сегодня должны призывать друг друга к покаянию. Покаяние это действенное изменение ума. А так и Гитлеру можно памятник поставить, прикрываясь тем, что он ведь тоже наша история…

– Во-первых, не я возражаю против покаяния. Во-вторых, бывшие страны советского лагеря живут очень сложной, несвободной и достаточно бедной жизнью. То есть здесь Вы не правы. До Наполеона нам дела нет.

Теперь, обратите внимание, что Гитлера осудило мировое сообщество после страшнейшей из всех войн, когда все поняли, что он наделал. И при этом жизнь Гитлера хорошо известна: все знают, кем он был, где жил, что делал, даже в каких сидел кафе в Австрии и в Баварии, что он писал в «Майн кампф» и так далее. Все знают его расовую теорию.

А Ленин, повторяю, в общественном сознании сегодня существует, как мифологический герой, которому придаются самые привлекательные черты. Никто не говорит о нем как о предателе Отечества, о его крайней жестокости, о том, что он начал создавать концлагеря в России и проводил массовые расстрелы, что он организовал массовый красный террор, сочинил чудовищный псевдонравственный принцип, по которому «нравственно то, что выгодно пролетариату», провозгласил грабительский лозунг «экспроприации экспроприаторов», намеревался осуществить мировую революцию и предрекал «всемирную республику советов» через 15 лет. Коммунисты всюду пели песню: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем…»

Ленин, как послушный германский агент, после заключения позорного Брестского мирного договора покорно утвердил те границы советской Украины, какие продиктовал германский главный штаб. Он создал систему насилия, которая действовала три четверти века. И ни поклонники, ни противники Ленина сегодня уже понятия не имеют о его писаниях, которые превозносились в советское время как верх премудрости. А ведь это, как-никак, 55 томов писчей продукции! Что ж об этом все забыли?

В советское время всем студентам, например, внушалось как принцип «замечательное» утверждение: «Сначала в союзе с мелкой буржуазией уничтожить крупную буржуазию, а затем уничтожить мелкую буржуазию», то есть своего союзника (см. «Две тактики социал-демократии»). В таких принципах воспитывался народ.

О богоборчестве Ленина и о его соучастии в диком расстреле Царской семьи тоже мало известно. А когда-то, в 60-е годы прошлого века, в «Пионерской правде» с восторгом рассказывалось, как он, будучи еще подростком, сорвал с себя крест и растоптал его ногами. «Хороший» пример для детей! Вот – то и еще многое другое, о чем нужно говорить, дать надлежащую оценку и что нужно иметь, к сожалению, в народной памяти, как время больших ошибок. Это нужно помнить для того, чтобы не повторять подобного.

Но говорить всю эту правду до сих пор не приветствуется. Школьные программы этого периода – очень плохие, псевдообъективные, в большой степени – даже ложные. А на Украине все это так же по существу замалчивается. И такое умолчание может иметь страшные последствия.

Почему замалчивается?

– Потому что нет позитивной идеологии.

Что Вы называете «позитивной идеологией» и почему она необходима с Вашей точки зрения?

– Должны быть сформулированы всеобъемлющие принципы общенародной жизни, которые должны быть дороги каждому гражданину. Эти принципы нам можно найти только при участии Православной Церкви, потому что она тысячу лет жила и действовала у нас, с нашим православным народом. А если таких принципов нет, то государство существует по инерции, через некоторое время движение остановится, и такое государство перестанет существовать.

Да, это непросто, на это нужно время. Но, может быть, «отрицание отрицания» в форме сноса памятников негативным персонажам есть первый шаг к такой разработке?

– Для Украины – может быть, поскольку там такой процесс уже запущен, а ничего не делается без Промысла Божиего. Но у нас все сложнее. У нас очень слабая общественность, велика сила инерции, некому возвысить голос в пользу общих интересов. Я бы, например, предложил начать со сноса памятника Карла Маркса.

Что за памятник, где он стоит… что-то не помню… Карл Маркс кто он? Кажется, какой-то учитель все того же Ленина…

– Разумеется, зачем о нем помнить? Поясняю: в центре Москвы, против Большого театра стоит памятник Карлу Марксу. Его поставили в коммунистическое время, когда он был одним из коммунистических «святых».

Памятник Карлу Марксу в Москве. Фото turizm-lib.ru

Памятник Карлу Марксу в Москве. Фото turizm-lib.ru

Сейчас никто толком даже не знает, как он такой и почему он там стоит – на сквере напротив Большого театра: «Может быть, это великий театральный деятель? Композитор? Может быть, певец? Или, наконец, русский национальный герой»? – наверно думают обыватели. Ничего подобного! Это не деятель культуры, не герой, он даже не русский. Для современного человека – это неизвестно кто.

Маркс – экономист XIX века, и, кратко говоря, создатель атеистической «теории всеобщего благоденствия». Но благоденствия в ХХ веке не получилось, то есть он – типичный лжепророк. В Москве он вообще не бывал.

Давно пора поставить вопрос о замене господина Маркса, попавшего сюда, потому что так решила советская социалистическая пропаганда. Слепил его – не очень удачно – по партийному поручению, Кербель, давно забытый. Памятник Марксу в Москве, конечно, давно пора убрать, но сделать это законно – все же необязательно бить его молотком по голове.

Настанет ли время, когда земля русская очистится от статуй лениных, сталиных и их приспешников?

– Понимаю Ваши настроения, но не все нас с Вами хотят слушать. Так что давайте не слишком спешить и действовать больше рассуждением и убеждением, а главное – с молитвой.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность о семье и обществе.

Похожие статьи
О памятниках и памяти

Повесите ли вы у себя в гостиной по доброй воле портрет человека, который убил вашего отца,…

Снос Ленина – триумф большевизма

Сегодняшние толпы погромщиков мало чем отличаются от толп погромщиков образца 1917 и особенно 1918 года

Протоиерей Игорь Прекуп: Почему меня не вдохновляет ленинопад?

Когда задумываешься и немножечко почитаешь, что творится, становится понятно, что побудительные мотивы далеки от стремления к…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: