Школьники России вошли в число мировых лидеров по образованию

|

Во вторник состоялось оглашение  итогов Международных исследований читательской грамотности и подготовки по математике и естествознанию среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011. Обозреватель РИА Новости Анна Курская комментирует положение учеников российских школ на мировом уровне.

Глобальные исследования и рейтинги в системе образования в последнее  время стали очень популярны. Сегодня всякий знает, что российские вузы никак не могут войти в первую сотню мировых рейтингов. И это так сильно волнует высшее руководство страны, что в одном из своих первых указов после инаугурации наш президент повелел лучшим отечественным университетам достичь заветной сотни.

Ничего удивительного, что приближающееся подведение итогов международных исследований знаний у школьников PIRLS и TIMSS (http://timss.bc.edu/) вызвало у многих родителей вопрос: «Ну что, наши-то как всегда в хвосте?».

Мало кому приходит в голову, что слова «как всегда» и «в хвосте» здесь, мягко говоря, не совсем уместны.

Да, мы давно живем с ощущением того, что мир вокруг рушится, а среднее образование приходит в упадок. И у нас есть действительные основания для тревоги: малокомплектные школы закрываются, более крупные сливаются друг с другом, из них исчезают психологи и коррекционные педагоги, учителя конкурируют друг с другом за надбавки к зарплате…

Но несмотря на все это, наш «больной»  пока скорее жив чем мертв. И иногда демонстрирует удивительные успехи, которые нельзя даже списать на наследие советской школы – ведь результаты наших учеников не снижаются год от года, а наоборот, растут.

Что же это за успехи?

Во вторник 11 декабря были объявлены результаты Международных исследований читательской грамотности, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011.

Эти исследования проводятся один раз  в несколько лет примерно в 50 странах мира, чтобы показать национальным системам образования их сильные и слабые стороны. Критерии оценки вырабатываются совместно исследователями из разных стран.

В этом году российские четвероклассники показали высшие (2 место из 49) результаты по читательской грамотности. Они практически повторили свой успех на предыдущем исследовании 2006 года, когда Россия занимала первое место, но в этот раз нас чуть-чуть опередил Гонконг.

Инфографика РИА НОВОСТИ

По естествознанию российские четвероклассники находятся на 4 месте в мире (из 50). Нас обошли Южная Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами – Япония и Тайвань. Восьмиклассники по знанию естественных наук оказались на седьмом месте, уступив названным выше странам (http://ria.ru/infografika/20121211/914277939.html). Надо отметить, что результаты наших школьников за последние несколько лет улучшились.

Исследования по математике принесли российским четвероклассникам 10 место в мире (из 50), оставшись на прежнем уровне. А вот восьмиклассники в этот раз показали свой прогресс в знаниях: они заработали 6 место, уступив лишь бесспорным лидерам в математической подготовке – Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу и Японии.

В начальной школе  важнее всего поддержка семьи

Конечно, самое яркое наше достижение – второй результат в мире по читательской грамотности среди четвероклассников. Специалистов это не удивляет – российские ученики начальной школы были и остаются мировыми лидерами в области чтения и понимания текстов.

С чем это может быть связано? Здесь есть комплекс разных причин, но две основные из них – влияние семьи и системы подготовки детей в школу, причем семья из них влияет больше, пояснила руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО  Галина Ковалева, которая отвечает за проведение международных исследований среди школьников в нашей стране.

«Читательская грамотность зависит  от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие  книжки читают, – рассказала она. – У нас есть данные о том, что наши родители по сравнению с родителями других стран больше всего занимаются с детьми до школы дома».

А что же школа? Неужели все самое  важное в плане обучения в начальной  школе происходит дома?

Если речь идет о чтении – да. Но школьная подготовка в большей степени влияет на знание  математики. Хотя на успехи в естествознании у школьника все равно большое влияние оказывает его окружение.

«Математика больше замкнута школьным пространством. Кроме первичного счета, все математические действия дети познают в школе. А для того, чтобы успешно учиться по естествознанию, школьникам еще нужен богатый опыт общения с природой, проведения наблюдений. И если семья способствует этому – с детьми ходят в походы, выезжают за город, наблюдают, обсуждают, – то это также очень влияет на их знания», – рассказала Галина Ковалева.

Выходит, что система начального образования так или иначе  держится на родителях. Может быть, это происходит и не от хорошей  жизни, от того, что семьи стремятся  дать своим детям как можно  больше знаний, не имея возможности  оплатить им образование в будущем.

Но здесь еще, конечно, влияют отечественные  культурные традиции. Все-таки в России всегда было принято учить детей  с раннего возраста, заниматься с  ними.

ЕГЭ заставляет восьмиклассников учиться серьезнее

Российские восьмиклассники не намного уступают своим младшим товарищам по учебе. При этом их достижения и по естественным наукам и по математике за последние годы заметно выросли. Поскольку за это время в учебном процессе ровно ничего, кроме введения новых видов экзаменов, не изменилось, специалисты делают однозначный вывод: восьмиклассники стали лучше учиться из-за ЕГЭ и ГИА (экзамена для девятиклассников).

«Почему мы думаем, что ЕГЭ – доминирующий фактор? Если сравнить результаты по математике и естествознанию, то мы увидим, что результаты по математике увеличились значительнее. Все дело в том, что экзамен по математике обязательный, а по естествознанию – нет», – пояснила Галина Ковалева.

Правда, для успешного изучения естественных наук – физики, химии, биологии, географии – подросткам нужны знания не только из учебников, но и из повседневной жизни. Результаты TIMSS-2011 показали, что по этим предметам российские мальчики знают больше, чем девочки. У мальчиков богаче жизненный опыт, больше интереса к естественнонаучным сторонам жизни, объясняют этот факт ученые.

Но при всем богатстве жизненного опыта, российским школьникам – и  мальчикам и девочкам – трудно решать задачи, выходящие за рамки  заученных алгоритмов и фактических  знаний. Большинству наших учеников не хватает умения рассуждать, применять нестандартные подходы, применять школьные знания для реальных жизненных ситуаций.

И нельзя сказать, чтобы эти навыки зависели только от природных способностей. Им вполне можно научить. Этим целенаправленно  занимаются в тех странах, которые  опередили нас по математике и естественным наукам – в Юго-Восточной Азии. И дело здесь даже не в каких-то немыслимых деньгах от государства, а в особом подходе к составлению учебных программ и в подготовке учителей.

«Если азиатские страны набирают очки именно в когнитивной области, за счет способности творчески мыслить, решать нестандартные задачи, то российские школьники набирают очки в задачах на применение алгоритмов, знание компонентов программы, потому что наши экзамены ЕГЭ и ГИА такие», – отметила Галина Ковалева.

Сегодня наша проблема именно в том, как перестроить учебный процесс, говорят эксперты. Его надо разгружать от части формальных сведений и переориентировать на творческие, нестандартные и «жизненные» задания.

Но для этого придется снова перерабатывать ЕГЭ и ГИА. Если исследователи правы, эти экзамены помогли нашим школьникам достичь высокого уровня подготовки даже на фоне большинства развитых стран. Но если ЕГЭ и ГИА не будут меняться, они станут тормозить обучение школьников. А нам вряд ли бы этого хотелось.

Анна Курская, РИА Новости специально для Правмира

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: