Школьники России вошли в число мировых лидеров по образованию

|

Во вторник состоялось оглашение  итогов Международных исследований читательской грамотности и подготовки по математике и естествознанию среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011. Обозреватель РИА Новости Анна Курская комментирует положение учеников российских школ на мировом уровне.

Глобальные исследования и рейтинги в системе образования в последнее  время стали очень популярны. Сегодня всякий знает, что российские вузы никак не могут войти в первую сотню мировых рейтингов. И это так сильно волнует высшее руководство страны, что в одном из своих первых указов после инаугурации наш президент повелел лучшим отечественным университетам достичь заветной сотни.

Ничего удивительного, что приближающееся подведение итогов международных исследований знаний у школьников PIRLS и TIMSS (http://timss.bc.edu/) вызвало у многих родителей вопрос: «Ну что, наши-то как всегда в хвосте?».

Мало кому приходит в голову, что слова «как всегда» и «в хвосте» здесь, мягко говоря, не совсем уместны.

Да, мы давно живем с ощущением того, что мир вокруг рушится, а среднее образование приходит в упадок. И у нас есть действительные основания для тревоги: малокомплектные школы закрываются, более крупные сливаются друг с другом, из них исчезают психологи и коррекционные педагоги, учителя конкурируют друг с другом за надбавки к зарплате…

Но несмотря на все это, наш «больной»  пока скорее жив чем мертв. И иногда демонстрирует удивительные успехи, которые нельзя даже списать на наследие советской школы – ведь результаты наших учеников не снижаются год от года, а наоборот, растут.

Что же это за успехи?

Во вторник 11 декабря были объявлены результаты Международных исследований читательской грамотности, а также качества математического и естественнонаучного образования среди школьников PIRLS -2011 и TIMSS-2011.

Эти исследования проводятся один раз  в несколько лет примерно в 50 странах мира, чтобы показать национальным системам образования их сильные и слабые стороны. Критерии оценки вырабатываются совместно исследователями из разных стран.

В этом году российские четвероклассники показали высшие (2 место из 49) результаты по читательской грамотности. Они практически повторили свой успех на предыдущем исследовании 2006 года, когда Россия занимала первое место, но в этот раз нас чуть-чуть опередил Гонконг.

Инфографика РИА НОВОСТИ

По естествознанию российские четвероклассники находятся на 4 месте в мире (из 50). Нас обошли Южная Корея, Сингапур и Финляндия, на одном уровне с нами – Япония и Тайвань. Восьмиклассники по знанию естественных наук оказались на седьмом месте, уступив названным выше странам (http://ria.ru/infografika/20121211/914277939.html). Надо отметить, что результаты наших школьников за последние несколько лет улучшились.

Исследования по математике принесли российским четвероклассникам 10 место в мире (из 50), оставшись на прежнем уровне. А вот восьмиклассники в этот раз показали свой прогресс в знаниях: они заработали 6 место, уступив лишь бесспорным лидерам в математической подготовке – Южной Корее, Сингапуру, Тайваню, Гонконгу и Японии.

В начальной школе  важнее всего поддержка семьи

Конечно, самое яркое наше достижение – второй результат в мире по читательской грамотности среди четвероклассников. Специалистов это не удивляет – российские ученики начальной школы были и остаются мировыми лидерами в области чтения и понимания текстов.

С чем это может быть связано? Здесь есть комплекс разных причин, но две основные из них – влияние семьи и системы подготовки детей в школу, причем семья из них влияет больше, пояснила руководитель Отдела оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО  Галина Ковалева, которая отвечает за проведение международных исследований среди школьников в нашей стране.

«Читательская грамотность зависит  от образовательных ресурсов дома, от того, как разговаривают с детьми, в какие игры играют до школы, какие  книжки читают, – рассказала она. – У нас есть данные о том, что наши родители по сравнению с родителями других стран больше всего занимаются с детьми до школы дома».

А что же школа? Неужели все самое  важное в плане обучения в начальной  школе происходит дома?

Если речь идет о чтении – да. Но школьная подготовка в большей степени влияет на знание  математики. Хотя на успехи в естествознании у школьника все равно большое влияние оказывает его окружение.

«Математика больше замкнута школьным пространством. Кроме первичного счета, все математические действия дети познают в школе. А для того, чтобы успешно учиться по естествознанию, школьникам еще нужен богатый опыт общения с природой, проведения наблюдений. И если семья способствует этому – с детьми ходят в походы, выезжают за город, наблюдают, обсуждают, – то это также очень влияет на их знания», – рассказала Галина Ковалева.

Выходит, что система начального образования так или иначе  держится на родителях. Может быть, это происходит и не от хорошей  жизни, от того, что семьи стремятся  дать своим детям как можно  больше знаний, не имея возможности  оплатить им образование в будущем.

Но здесь еще, конечно, влияют отечественные  культурные традиции. Все-таки в России всегда было принято учить детей  с раннего возраста, заниматься с  ними.

ЕГЭ заставляет восьмиклассников учиться серьезнее

Российские восьмиклассники не намного уступают своим младшим товарищам по учебе. При этом их достижения и по естественным наукам и по математике за последние годы заметно выросли. Поскольку за это время в учебном процессе ровно ничего, кроме введения новых видов экзаменов, не изменилось, специалисты делают однозначный вывод: восьмиклассники стали лучше учиться из-за ЕГЭ и ГИА (экзамена для девятиклассников).

«Почему мы думаем, что ЕГЭ – доминирующий фактор? Если сравнить результаты по математике и естествознанию, то мы увидим, что результаты по математике увеличились значительнее. Все дело в том, что экзамен по математике обязательный, а по естествознанию – нет», – пояснила Галина Ковалева.

Правда, для успешного изучения естественных наук – физики, химии, биологии, географии – подросткам нужны знания не только из учебников, но и из повседневной жизни. Результаты TIMSS-2011 показали, что по этим предметам российские мальчики знают больше, чем девочки. У мальчиков богаче жизненный опыт, больше интереса к естественнонаучным сторонам жизни, объясняют этот факт ученые.

Но при всем богатстве жизненного опыта, российским школьникам – и  мальчикам и девочкам – трудно решать задачи, выходящие за рамки  заученных алгоритмов и фактических  знаний. Большинству наших учеников не хватает умения рассуждать, применять нестандартные подходы, применять школьные знания для реальных жизненных ситуаций.

И нельзя сказать, чтобы эти навыки зависели только от природных способностей. Им вполне можно научить. Этим целенаправленно  занимаются в тех странах, которые  опередили нас по математике и естественным наукам – в Юго-Восточной Азии. И дело здесь даже не в каких-то немыслимых деньгах от государства, а в особом подходе к составлению учебных программ и в подготовке учителей.

«Если азиатские страны набирают очки именно в когнитивной области, за счет способности творчески мыслить, решать нестандартные задачи, то российские школьники набирают очки в задачах на применение алгоритмов, знание компонентов программы, потому что наши экзамены ЕГЭ и ГИА такие», – отметила Галина Ковалева.

Сегодня наша проблема именно в том, как перестроить учебный процесс, говорят эксперты. Его надо разгружать от части формальных сведений и переориентировать на творческие, нестандартные и «жизненные» задания.

Но для этого придется снова перерабатывать ЕГЭ и ГИА. Если исследователи правы, эти экзамены помогли нашим школьникам достичь высокого уровня подготовки даже на фоне большинства развитых стран. Но если ЕГЭ и ГИА не будут меняться, они станут тормозить обучение школьников. А нам вряд ли бы этого хотелось.

Анна Курская, РИА Новости специально для Правмира

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
Образование, каким оно должно быть

Педагоги, которые лучше всего помогают детям, — это те, кто ценит и изо всех сил старается…

Продолжительность школьного курса «астрономия» составит 35 часов

Астрономия возвращается в школьную программу с 1 сентября 2017 года

Здесь дети весь урок решают один пример

Одна учительница поработала в Эвенкии год и многое поняла

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!