Стоит ли взбираться по карьерной лестнице?


В февральском номере «Нескучного сада» прочла статью «Может ли женщина быть хорошим начальником?». Мне кажется, неверно ставить вопрос о том, хороший ли руководитель — женщина. Примеры есть прямо противоположные друг другу. Так же как не бывает однозначно «хороших» или «плохих» национальностей.

Очень важны мотивы, по которым человек (и не только женщина) стремится к карьерным успехам. Они могут быть разными. И именно они во многом определяют, будет ли человек хорошим руководителем или нет, приблизит ли это его к Богу или отдалит от Него.

Нередко люди считают, что руководящая работа помогла им «самореализоваться» в жизни, но что произойдет с таким руководителем, если он потеряет работу — в связи с кризисом или по наступлении пенсии? Личная трагедия! Люди начинают ощущать себя ненужными просто потому, что перестают работать «директорами». Очень часто можно услышать сетования от стариков: «Вот, сейчас я никому не нужен, а ведь раньше я был директором магазина!» Но ведь ценность и цель нашей жизни не в том, чтобы быть «ценным кадром» до 55-60 лет… Воспитывая детей, вы хотите, чтобы они выросли «хорошими руководителями» или — еще более узко — «хорошими бухгалтерами, юристами, кадровиками»? Или хотите воспитать в них любовь к Богу и ближним, научить их сознательно выбирать доброе и уклоняться зла? Марина

Надежда ЗАХАРОВА, директор департамента по работе с персоналом девелоперской компании:

— Согласна с автором в том, что мотивы, по которым люди совершают те или иные поступки, выбирают одно или другое, вещь крайне важная. Мне приходится проводить много собеседований при приеме на работу, и вопрос «Зачем человек пришел и что именно движет им в поиске новой работы?» для меня — один из самых важных. Зачастую правильно понять мотивы человека важнее, чем составить мнение о его профессиональной квалификации.

Сейчас, во время кризиса, это особенно важно. Например, в компании идет сокращение. Иногда получается так, что помимо непростой психологической атмосферы необходимо очень быстро перестраивать работу, перераспределять обязанности. В такие периоды личные качества могут играть большую роль, чем профессиональные, потому что именно от них зависит, как поведет себя человек в стрессовой ситуации: будет ли адекватно реагировать на изменившиеся условия или будет ждать, или даже требовать, «справедливости» для себя.

В толковом словаре русского языка Ушакова: «Карьера — движение, путь кого-нибудь к внешним успехам, славе, выгодам, почету, сопровождающее деятельность на каком-нибудь общественном поприще». Здесь нет ни слова про руководство, саморазвитие, про те смыслы, которые мы зачастую вкладываем в то, что связано с карьерой. Предположение о мотивах «карьериста» можно сделать из этих определений. Это могут быть власть, возвеличивание, стремление к комфорту, например, но не приближение к Богу. И как показывает мой опыт, должна произойти какая-то довольно серьезная и тяжелая ситуация в жизни человека, чтобы он был готов пересмотреть свои приоритеты, чтобы его мотивация изменилась. Социальные мотивы в значительной степени поддерживаются обществом, и они очень устойчивы.

Другой вопрос: может ли человек быть руководителем, не имея карьерных устремлений? С одной стороны, чем более высокий пост ты занимаешь, тем больше твоя материальная обеспеченность, статус. Во многих компаниях руководителям высокого ранга изначально, по должности, положен довольно обширный социальный пакет. С другой стороны, руководитель — это просто необходимая в любой организации работа! Человек принимает на себя ответственность — за людей, которые у него в подчинении, за какой-то относительно большой участок работы. Я думаю, что такая работа сама по себе может быть интересной, способствовать развитию каких-то положительных качеств в человеке.

Для меня очень важным аспектом в работе любого человека является то, насколько он отдает делу свою энергию. У каждого из нас разный энергетический потенциал (я здесь имею в виду и интеллектуальную энергию, и физическую, и душевную). Если ты вроде бы делаешь свою работу хорошо, но чувствуешь, что можешь больше, — правильно ли сдерживать эти силы? Почему не отдать их, не вложить в то дело, которым ты занимаешься? Один вложит силы в расширение своего профессионализма, другой — в руководство, у кого что лучше получается.

Если, занимая высокий пост, человек понимает, что это позволит ему не только улучшить свое материальное положение, но и даст возможность больше отдавать людям, обществу, в этом случае, мне кажется, нельзя говорить только о карьерных устремлениях. К сожалению, темп нашей жизни и работы подчас настолько высок, что, в лучшем случае, мы задумываемся о том, насколько хорошо мы выполняем свои обязанности, а не о том, в чем мы участвуем, что мы приносим в мир своей деятельностью.

Что касается самореализации, тут я вижу некоторую ловушку в самом понятии. В свое время я сама в нее попала. Я довольно активный человек и, просидев года года дома с маленькими детьми, вдруг поняла, что какая-то часть меня начинает атрофироваться. И я бросилась работать, мое эмоциональное состояние значительно улучшилось, я была увлечена делом, узнавала много нового для себя. Казалось, вот она — самореализация. Однако по прошествии времени я поняла, что интерес мой не так уж велик и, возможно, я могла бы заниматься чем-то другим… Сейчас мне кажется, что, продвинувшись в карьере, я не реализовала какие-то возможности в отношении детей. Найти «свое» дело — это большой подарок. И совсем необязательно это будет связано с карьерой, работой.

Есть еще один аспект, который мне кажется важным. Иногда — и это нередкий случай в наше время — человек впадает в чрезмерную привязанность к работе, зачастую сопряженную со страхом потерять привычный образ жизни, комфорт. Тогда он становится зависимым от результатов своей деятельности и от возможности эту деятельность осуществлять. И это действительно может привести к тому, что в случае неудачи, неблагоприятных обстоятельств, возраста, наконец, он будет чувствовать себя несчастным, ненужным.

К сожалению, в обществе действительно существует и закрепляется некий стереотип «социальной успешности», когда мы судим о человеке по его внешним профессиональным или карьерным достижениям. А ведь по большому счету работа — всего лишь одна из сфер нашей жизни. В ней, как в зеркале, проявляется то, куда в целом смотрит человек, в каком направлении развивается. И в ответ на вопрос о воспитании детей могу сказать, что, безусловно, мне бы не хотелось, чтобы мои дети были только грамотными специалистами в любой, пусть даже самой интересной для них области. Но их нравственные качества, способность выбирать доброе и проявлять любовь к ближним будут проявляться и в том, как они работают. Относятся ли они к работе как к средству получить что-то для себя или как к возможности отдать что-то людям.

Протоиерей Владимир ВОЛГИН, настоятель храма Софии премудрости Божией в Средних Садовниках (Москва):

— Многие люди рассматривают свою работу прежде всего с точки зрения перспективы карьерного роста, достатка, статуса. Но Христос сказал: «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12, 31). Под этим «все» подразумевается наше благополучие в жизни. Бог позаботится, где нам брать деньги на продукты, одежду, оплату коммунальных платежей и прочие нужды. Он знает, что нам на самом деле нужно, полезно, и Сам продвинет человека по службе.

Верующий человек в отличие от неверующего ограничен заповедями. Возможно, он компетентнее своих коллег и понимает, что мог бы занимать более высокую должность, получать большую зарплату, но он также понимает, что стремиться к продвижению по карьерной лестнице — не всегда полезно для души. Тем более используя любой способ. Нужно не своего искать, а искать Божьего.

Но как поступить, если вам предлагают более высокий заработок и должность? Думаю, принимая решение, нужно в первую очередь посоветоваться с духовником. Все решает призвание. Если человек ощущает призыв к лидерству, и это выражается в том, что он может ставить профессиональные задачи и способен их успешно решать, может вести за собой людей, и люди его слушают, идут к нему за советом, тогда этот человек — не карьерист, он просто выполняет свое призвание.

Другое дело, если главная движущая сила его поступков — гордость человеческая. Он стремится любыми путями продвинуть себя, возвысить свое «я», и для него все методы хороши. Он действует с помощью лукавства, доносительства, обмана, лишь бы стать начальником, продвинуться по службе. Такой карьерный рост — пагубен для души. И как правило, став начальником, он превращается в тирана, пытается наладить в коллективе жесткую дисциплину, требует от всех беспрекословного подчинения, ему важно, чтобы было именно так, как он сказал.

В первом случае человек не стремится к высотам для себя лично, он довольствуется тем положением, какое имеет. Но Бог, если у человека есть призвание к руководящей работе, обязательно его продвинет, найдет способ отличить, поставить на то место, которого тот заслуживает. От начальника, который любит свою профессию, если он — патриот своей родины, да еще верующий, церковный человек, может быть много пользы. Но для него власть — это не награда, не отличие, а бремя. Он сознает также, что на эту высоту он поставлен Богом, а не сам взобрался.

Патриарх Алексий достиг в карьерном отношении самого высокого роста, но он всегда говорил, что патриаршее служение — очень тяжелый крест. Потому что власть — это большая ответственность.

Может ли женщина заниматься своей карьерой наравне с мужчиной? Девушка, конечно, должна иметь высшее образование. Я стараюсь не благословлять брак, пока жених или невеста не имеют высшего образования. Оно дисциплинирует ум, дает хорошее воспитание, это пригодится женщине при воспитании детей. Мать должна быть хорошо образована.

Отец Иоанн (Крестьянкин) всегда благославлял работу до декретного отпуска. Кстати, до революции в России существовал тот же порядок: женщины работали только до рождения первого ребенка, и государство строго следило за этим. Если женщина верующая, церковная, она, став матерью, легко откажется от своих карьерных амбиций и оставит работу ради семьи. Церковь развивает большой потенциал материнской любви, дети, семья, дом должны занимать приоритетное место в жизни женщины.

По Священному Писанию женщина — помощница мужа и помогает ему проторить тропинку в Царствие Небесное. Апостол Павел говорил, что женщина спасется через чадородие, причем она отвечает не только за рождение, но и за воспитание детей. Никто детям не заменит мать: они нуждаются в ее любви, внимании, заботе. В природе мужчины не заложено такое понимание и способность к воспитанию детей. Поэтому мать все свое время должна отдавать детям.

Отец Иоанн (Крестьянкин) говорил одной супружеской паре: «Если вы не воспитаете преподобных детей — тщетен ваш брак». А как можно воспитать преподобных детей, если мать их не видит, проводит все время на работе, поручая воспитание на няню или бабушку? Такая мать может в один момент обнаружить, что ребенок больше привязан к ним, чем к ней, что своего ребенка она не знает. Отвечает за благополучие семьи муж. Он должен кормить семью, не хватает денег на одной работе — пусть идет на вторую, третью, но освободит мать от добывания денег.

Конечно, если у женщины нет детей, она не должна сидеть без дела. Бывает, что муж болен, инвалид или его вообще нет, тогда матери приходится нести бремя ответственности за семью. Здесь тоже все очень индивидуально. Например, одна известная актриса спрашивала как-то у отца Иоанна (Крестьянкина), не нужно ли ей уйти со сцены, совсем из профессии, ради спасения души, а она на тот момент зарабатывала больше всех в семье, и старец сказал: «Оставайся, только будь разборчива в выборе ролей».

Протоиерей Аркадий ШАТОВ, настоятель храма во имя святого благоверного царевича Димитрия при Первой градской больнице:

— На мой взгляд, говорить о карьере применительно к православному человеку неправильно. Православный человек живет, чтобы спасти свою душу, стяжать дар Святого Духа, а не для того, чтобы преуспеть на профессиональном поприще. Успех в работе, продвижение по службе хороши только, когда помогают эффективнее служить Богу и ближнему. Если христианину предлагают руководящую должность, он должен испытать свою совесть, понять, есть ли на то воля Божия, сможет ли он на новом месте приносить больше пользы. Узнать волю Божию трудно, но стремиться к этому надо. Но по собственной инициативе верующий человек не должен стремиться к начальствованию.

Однако у апостола Павла сказано «кто епископства желает, доброго дела желает» (1 Тим. 3, 1). Преподобный Феофан Затворник толковал эти слова так: «дело епископства многотрудно и многоопасно. Не выдержать его как должно тому, кто приступает к нему равнодушно». Преподобный Феофан напоминает, что на епископство избирали, и считает, что такому уже избранному требовалось ревностное желание — «не того, чтоб быть епископом и пользоваться властию и почетом, но самого дела епископства, то есть смотрения за спасаемыми и руководства их ко спасению». «Желает», согласно прп. Феофану, тут значит «желает потрудиться во благо других, быть всем слугою, не жалея себя».

Вся жизнь верующего человека — это служение. Через служение он может спасти свою душу. Служением может стать любая деятельность, в которой нет греха. Мы все время снижаем планку представлений о человеке — это наш общий грех. Бог создал нас для святости, уподобления Ему, для Царства Небесного. А мы сужаем жизнь до планирования карьеры, «работаем на резюме».

Часто у людей бывает смешанная мотивация. Например, у человека мечта стать хорошим врачом, лечить людей, но к этому примешиваются тщеславные помыслы о карьере. А у другого наоборот — все мысли только о продвижении по службе, но представления о чести не позволяют ему идти для достижения своей цели по головам, ставить другим подножки. Поэтому нельзя осуждать тех, кто стремится к карьере. Но верующий человек должен понимать ущербность этой цели. В вечную жизнь карьеру не возьмешь. А служение и со смертью не заканчивается.

Нескучный сад №3 2009

Нескучный сад – архив по номерам

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: