Света Петка. Рассказ о паломническом путешествии в Сербию и Черногорию

Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999

       В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. “Как любят сербы эту святую, – подумал я. – Даже в России нет такого ее почитания”.
       В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане – Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней.
       – В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? – спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича.
       – Она вовсе не великомученица.
       – А кто же?
       – Преподобная.
       – Значит, она сербская святая?
       – Да.
       Ларчик открывался просто.
       Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих.
       Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья.
       Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.
       – Чадо, отчего ты поступаешь таким образом? – спросили родители.
       – Я хочу жить так, как учит Христос, – ответила святая Петка. После смерти родителей Параскева продала свое имение, а деньги раздала нищим. Затем она отправилась в Царьград и поклонилась его святыням. По совету духовных людей она поселилась при уединенном храме Покрова Пресвятой Богородицы, где в молитве, посте и слезах провела пять лет. Здесь Петка приняла постриг в ангельский чин.
       Потом, исполняя свое давнее желание, она посетила Святую Землю, освященную пречистыми стопами Господа нашего Иисуса Христа. Облобызав святые места, Параскева осталась жить в Иорданской пустыне. По примеру пророка Илии и Иоанна Крестителя она питалась только пустынными злаками, употребляя их в очень малом количестве и то только после заката солнца. Лукавый враг, завидуя ее добродетельной жизни, пытался устрашить ее разными призраками и мечтаниями. Приняв вид лютого зверя, он устремлялся на святую, желая изгнать ее из пустыни. Однако угодница Божия, осенив себя крестным знамением, как паутину, отстраняла все козни диавола.
       Однажды ночью Параскева как обычно стояла на молитве. Внезапно в образе прекрасного юноши пред нею предстал Ангел Божий.
       – Оставь пустыню и возвратись в свое отечество, – сказал он, – ибо там тебе подобает отойти ко Господу.
       Святая Петка вернулась в свое родное село Епиват и через два года мирно отошла ко Господу. Это произошло в первой половине одиннадцатого столетия.
       Прошло много лет. И вот случилось так, что близ того места, где была погребена святая Параскева, волны выбросили на берег тело утонувшего неизвестного моряка. От него стал исходить такой удушливый смрад, что мимо невозможно было пройти. Благочестивый столпник, подвизавшийся в этом месте, спустился вниз и попросил рабочих предать тело земле. Когда рабочие стали копать могилу, то обнаружили чьи-то нетленные мощи. Будучи людьми неопытными и несведушими, они не придали этому никакого значения и снова засыпали их землей, бросив в могилу и смрадный труп.
       Один из этих рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал:
       – Зачем ты со своими друзьями надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила:
       – Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада.
       Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни произошло много чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись.
       Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асена, короля Болгарского и Сербского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязет покорил Сербию и Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда сербская царица Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлены в столицу Сербского королевства Белград.
       Прошло еще сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман Второй, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в Патриаршем соборе.
       Кроткий и богобоязненный Василий Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения для упрочения веры и благочестия среди его подданных. Константинопольский Патриарх Парфений, рассмотрев этот вопрос и внимательно выслушав мнения своих иерархов и пресвитеров, счел возможным удовлетворить смиренную просьбу Молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии, где они находятся и по сию пору.
       – Не хотели бы вы, – спросил я у отца Радомира Поповича, – чтобы мощи святой Петки снова прибыли в Сербию?
       – Одного нашего желания мало, – ответил священник, – надо, чтобы этого захотела и сама преподобная.
       – Как вы считаете, почему святая Петка покинула родную землю пять веков назад?
       – По грехам нашим. С тех пор сербский народ мало в чем изменился. Если бы вера нашего народа окрепла и он вернулся в Церковь, то, думаю, и преподобная Параскева тоже вернулась бы в свое отечество.
       – Будем молиться об этом вместе.

Собор святителя Саввы

       Кого из сербских святых мы хорошо знали до нашей поездки? Конечно, святителя Савву. Мы читали его подробное, прекрасно написанное житие, у нас есть акафист этому угоднику Божию, который мы пели самое малое один раз в год, в день его памяти. И еще мы знали, что в святцах Сербской Православной Церкви есть святой Владислав, король Сербский, это имя мы помнили благодаря протоиерею Владиславу Свешникову, с которым связаны давними духовными узами. Мы догадывались, что в Сербской земле просияло еще много угодников Божиих, но кто они, где именно подвизались, какими чудесами прославились в своей стране и за ее пределами – об этом мы знали очень мало или совсем ничего не знали…
      


Святитель Савва Сербский


       И вот в один из первых дней нашего пребывания в Белграде мы поехали знакомиться с местами, связанными с именем святителя Саввы.
       Сначала отец Виталий показал нам малый храм. Он очень красивый – как снаружи, так и внутри. Красивые иконы, красивый иконостас, красивая церковная утварь. У левой, северной стены – гробница Сербского Патриарха Варнавы, который был искренним и горячим другом России. На южной стене сверху большая красочная роспись – она изображает то историческое событие, о котором знает каждый православный серб, – сожжение турками мощей святителя Саввы. Это произошло в 1595 году.
      


Собор святителя Саввы в Белграде


       Рядом с малым храмом находится большой. Как озеро отличается от океана, так и первый собор отличается от второго. Через северные двери входим внутрь. Величественные размеры собора поражают воображение еще больше, чем снаружи (подобное впечатление у меня было в соборе Святой Софии в Константинополе – самом большом храме Вселенского Православия). Закидываю голову и смотрю вверх – купол находится так высоко, что даже не верится, что его можно туда поднять (высота храма, включая крест, восемьдесят два метра). Вот здесь, в восточной части, должен быть алтарь – пока его нет, одно гулкое пространство да узкие прямоугольные окна, пока вообще ничего нет в соборе, даже пол не вымощен каменными плитами, под ногами у нас что-то вроде темного мелкого шлака.
       – В этом месте и были сожжены мощи святого Саввы, – говорит серб-священник, сопровождавший нас во время осмотра. – Сначала этот клочок земли был помечен просто камнями. Но и без камней верующие сербы знали, где произошло святотатство, и приходили сюда, чтобы поклониться праху великого сербского святого.
       Уже после того, как был построен малый храм, в котором вы только что были, возникла идея возвести большой собор. Почему именно большой? Почему нельзя было ограничиться храмом хотя бы средних размеров? На мой взгляд, дело здесь только в благочестии. Слишком велик духовный вклад святителя Саввы в становлении самостоятельного Сербского государства и Сербской Православной Церкви.
       Святитель Савва – Небесный покровитель всей Сербской земли. Любовь не выражается частичками, она изливается сразу вся – как мощный горный поток. Так вот, этот собор и есть могучий свободный горный поток.
       Безбожные власти долго, в течение многих десятилетий, не позволяли строить собор, хотя Синод Сербской Православной Церкви и хлопотал об этом. Разрешение было получено только в 1985 году. Собор строится исключительно на пожертвования сербского народа, государство не вложило в это дело ни одного гроша. С 1991 года строительство пошло очень быстрыми темпами, и мы думали, что скоро в соборе состоится первое богослужение. Но… все круто переменилось: началась война в Боснии, возникли экономические трудности и стройка замерла.
       – Как будут развиваться события дальше? – скорее себе, чем нам, задал вопрос сербский священник и, немного помолчав, углубившись в себя, ответил: – Мы смотрим в будущее оптимистично: по молитвам святителя Саввы, его племянника, святого короля Владислава, и других сербских святых Господь все устроит премудро: собор будет благополучно завершен и в нем начнутся торжественные богослужения. Здесь могут молиться одновременно пятнадцать тысяч человек. На четырех колокольнях будут установлены пятьдесят два колокола, и когда они все разом зазвучат… это будет для всех… это станет… а лучше всего приезжайте к нам еще и тогда сами услышите, что это такое будет…
       Добавлю, что под храмом предполагается построить большой зал для Поместных Соборов и других важных церковных мероприятий. На улице, за алтарем, выделено место для захоронения Сербских Патриархов. Останки Патриарха Варнавы будут перенесены сюда же – согласно его последней воле.
       После завершения строительства собор святого Саввы станет одним из самых больших православных храмов в Европе.

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: