После того, как суд принял решение продлить содержание под стражей сами-знаете-кого еще на шесть месяцев, эмоциональность обсуждения достигла ультразвуковой взвинченности. Ярость, с которой блоггеры обрушились на Патриарха, больше всего напоминала известную “двухминутку ненависти” из романа Джорджа Оруэлла “1984”:

“Ко второй минуте ненависть перешла в исступление. Люди вскакивали с мест и кричали во все горло, чтобы заглушить непереносимый блеющий голос Голдстейна. Маленькая женщина с рыжеватыми волосами стала пунцовой и разевала рот, как рыба на суше. Тяжелое лицо О’Брайена тоже побагровело. Он сидел выпрямившись, и его мощная грудь вздымалась и содрогалась, словно в нее бил прибой. Темноволосая девица позади Уинстона закричала: «Подлец! Подлец! Подлец!» — а потом схватила тяжелый словарь новояза и запустила им в телекран. Словарь угодил Голдстейну в нос и отлетел. Но голос был неистребим. В какой-то миг просветления Уинстон осознал, что сам кричит вместе с остальными и яростно лягает перекладину стула. Ужасным в двухминутке ненависти было не то, что ты должен разыгрывать роль, а то, что ты просто не мог остаться в стороне. Какие-нибудь тридцать секунд — и притворяться тебе уже не надо. Словно от электрического разряда, нападали на все собрание гнусные корчи страха и мстительности, исступленное желание убивать, терзать, крушить лица молотом: люди гримасничали и вопили, превращались в сумасшедших. При этом ярость была абстрактной и ненацеленной, ее можно было повернуть в любую сторону, как пламя паяльной лампы”.

Возвышенные речи блоггеров о восстановлении бассейна “Москва”, бросании попов с колоколен и учинении нового 1917 года создают атмосферу, в которой трудно рассуждать рационально; но в которой рассуждать рационально особенно важно.

Поэтому попробуем уклониться от участия в двухминутке и понять, что, все-таки происходит.

Почему за решение суда надо проклинать Патриарха? Допустим, вы находите это решение неправильным. Что же, я тоже считаю его неправильным, и, насколько я могу судить, из активно пишущих православных большинство считает так же. Безобразниц надо было давно присудить к какому-нибудь штрафу, да и закончить с этим.

Но с чего вы взяли, что за этим решением как-то стоит Патриарх? У вас есть телефонные прослушки, вскрытая почта, донесения секретных агентов, еще хоть какие-то данные?

Когда я пытался спрашивать у блоггеров, на чем основана их уверенность, они делали только общие заявления, что “Церковь срослась с режимом” и что они “в этом уверены”.

Но есть люди, которые не менее неколебимо уверены, что вся власть в стране находится под контролем зловещего жидомасонского заговора. И что любое судебное решение, которое им не нравится, вынесено под диктовку сионских мудрецов.

Доказывает ли эта их уверенность что-либо относительно реального положения дел? Боюсь, что нет. Но во время двухминутки ненависти таких простых вопросов не задают.

Но можно отложить эмоциональные манипуляции и рассмотреть происходящее как политическую игру, участники которой преследуют свои интересы — каковой оно, собственно, и является.

Можно обозначить четырёх игроков и массовку

  1. Собственно панк-певицы (выигрывают все, что хотели)
  2. Власти (выигрывают очень сильно)
  3. Протестное движение (проигрывает все и полностью)
  4. Церковь (проигрывает, хотя масштабы проигрыша не такие, как у протестного движения)
  5. Массовка — блоггеры, демонстранты, пикетчики и подписанты различных писем за ту или другую сторону.

Панк-певицы – хотели приобрести себе известность, они ее имеют; про них пишут в мировых новостях, заключение – цена, которую они, до определенного момента, вполне готовы платить. Позвольте мне такую грубую откровенность – это игра, в которую они начали играть и в которую они продолжают играть по своей воле и могут прекратить играть, если захотят. Но пока им это не нужно, они выигрывают, их акции все более растут.

Власти – кто из блоггеров помнит, кто такой Чуров и чем он знаменит? Нет-нет, чур в гугль не лезть, отвечайте по памяти! У блоггеров теперь другой враг, и они с ним мужественно борются. Проблема с протестным движением решена настолько успешно, что о лучшем и мечтать было бы невозможно.

Протестное движение – от него осталась группа энтузиастов, желающих восстановления бассейна “Москва”. Это благородное начинание совершенно отвлекло их от собственно протестов. Граждане, не столь рвущиеся бросать попов с колоколен и устраивать новый 1917 год, тихо удаляются в World of Warcraft.

Церковь – конечно, не стоит всерьез воспринимать обещания, что из нее “уйдут все адекватные люди”. “Адекватные люди”, которые это говорят, никогда к ней не принадлежали — и не собирались. Более того, они даже не догадываются о причинах, по которым люди принадлежат к Церкви. Однако немалое смущение и огорчение действительно произведено.

В этой комбинации выигрывают две стороны — панк-певицы (до определенного предела) и (более всего) власти; две проигрывают — протестное движение (почти полностью самоликвидировавшееся) и Церковь (в гораздо меньших масштабах, но все же это ей отнюдь не на пользу)

У меня есть причины полагать, что продление срока предварительного заключения было неожиданностью для церковного руководства. Некоторые из этих причин я вам не открою, но некоторые вполне очевидны – мы знаем, у кого есть мотивы продлевать арест и через это сильно выигрывать, и это не Церковь.

Я понимаю, что в представлении блоггеров РПЦ есть Мировое Зло, которому полагается душить все светлое и доброе. Особенно же такое воплощение добра и света, как [удалено церковной цензурой].

Почему же Мировое Зло душит все светлое и доброе? Зачем ему надо? А просто потому, что в приличном голливудском фильме так полагается – а реальность никак не может отличаться от голливудских фильмов. Но если говорить о рациональных мотивах, то мы знаем, у кого они есть. И мы знаем, у кого их нет.

Но обратимся к роли массовки. Я понимаю, что блоггеры — это публика чрезвычайно легко манипулируемая и разводимая. И что сказать “меня развели” — это очень трудно. Я знаю, меня самого разводили. На лучших чувствах, да. И я отнюдь не порицаю людей, разведенных на лучших чувствах. Напротив, это говорит, что лучшие чувства у них есть, что само по себе хорошо.

Напомню, однако, что на официальном уровне Церковь с самого начала заявила, что не добивается тюремного заключения: “В Русской православной церкви не видят оснований для содержания под стражей участниц феминистской панк-группы [удалено цензурой], которые устроили акцию в храме Христа Спасителя, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу синодального информационного отдела Владимира Легойду.

Он напомнил, что «официальные представители церкви уже не раз говорили, что не поддерживают идею реального срока заключения по этому делу, но призывают к его общественному осуждению и признанию преступлением”.

Против тюремного заключения высказывался и о.Всеволод Чаплин. Кричать, что “РПЦ держит женщин в тюрьме”, конечно, можно, но стоит иметь в виду, что вы кричите заведомую неправду.

Довольно часто я натыкался на утверждения, что “если бы Патриарх хотел, он бы велел забрать исковые заявления”. Достаточно потратить полминуты, чтобы выяснить, что это юридически невозможно. Я понимаю, что у блоггеров нет этой полминуты — но позвольте все же сообщить, что производство по этому делу находится исключительно в руках государства.

Однако у Оруэлла есть одно очень верное наблюдение в отношении массовой истерии такого рода: “При этом ярость была абстрактной и ненацеленной, ее можно было повернуть в любую сторону, как пламя паяльной лампы”.

Православные в этой взвинченной атмосфере оказываются перед соблазном вести себя так же — и реагировать на поток оскорблений и угроз оскорблениями и угрозами, на разговоры о бросании попов с колоколен — разговорами о суровых карах безбожникам и кощунникам. Это соблазн, во-первых, потому что нам ясно заповедано “Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло (Пс.36:8)”.

Во-вторых — давайте отдавать себе отчет, что изъявляя гнев и ярость, мы участвуем в массовке и поддерживаем игру, в которой выигрывающими сторонами являемся отнюдь не мы. Не замечали ли вы, с какой охотой и нескрываемой радостью именно антицерковные ресурсы перепечатывают такие яростные речи? Кому мы, в итоге, помогаем?

Что же нам делать? Для начала, что нам не делать — не быть массовкой, не участвовать в игре. Лучшая реакция на “двухминутку ненависти” — в ней не участвовать.

Читайте также:

Александр Архангельский о продлении ареста Pussy Riot: Кощунство не подлежит государственному суду

Адвокат Николай Полозов: В деле о «панк-молебне» необходимо разделять светское и церковное

До решения суда Патриарх не будет высказываться по делу Pussy Riot — официальный комментарий

Молитва о панк-феминистках

Комментарий юриста по делу «Pussi Riot»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.