Ужасная цена госзаказа: как трагедия в Карелии обнажила недостатки российского законодательства

Источник: Forbes
|
Почему для реализации социально значимых проектов государство выбирает поставщиков только по одному критерию – наименьшей цене?

Как в цивилизованном мире выбирают контрагента? Уж точно не только по наименьшему ценовому предложению. В первую очередь – по завоеванной на рынке репутации. Как говорится, «Быстро, дешево, качественно! Но можете выбрать только два варианта».

Так почему же в такой архиважной сфере, как государственные закупки, все перевернуто с ног на голову? Почему для реализации социально значимых проектов государство выбирает поставщиков только по одному критерию – наименьшей цене? Почему уже больше десяти лет придерживается твердой хвалебной линии – как прекрасно, что благодаря аукционам сэкономлена куча денег и какое еще большее «счастье» нас ждет впереди?

Ужасная трагедия, случившаяся на Сямозере в Карелии, где погибли попавшие в шторм дети, в очередной раз привлекла внимание к несовершенству российского закупочного законодательства, а именно – к закону о контрактной системе № 44-ФЗ.

Погибшие дети приехали в Карелию по линии органов соцзащиты Москвы. Организатором поездки была фирма «Парк-отель Сямозеро», выигравшая электронный аукцион. Но лишь после трагедии выяснилось, что выигравшая компания числится ответчиком по десяткам судебных дел и много раз привлекалась к административной ответственности. Если бы при проведении закупок в первую очередь оценивалась деловая репутация, ситуация, когда такой участник получает контракты на десятки миллионов рублей, была бы невозможна.

Эксперты в один голос называют одной из основных проблем закона повальную аукционизацию, полностью уничтожившую такие общепринятые в мировой практике, да и в обычной жизни критерии отбора контрагента, как репутация и квалификация последнего.

Дошло до того, что действующий закон напрямую запрещает предъявлять какие-либо требования к участникам закупок, кроме прямо оговоренных в законе. Но эти требования настолько общие, что им соответствует любая «фирма-однодневка», коих в России предостаточно.

Конкуренция, конкуренция и еще раз конкуренция!

Такая безоглядная гонка привела к серьезному увеличению количества недобросовестных поставщиков, притом что российское закупочное законодательство декларирует в качестве одной из основных целей развитие добросовестной конкуренции. Более того, фактическое уничтожение права на установление квалификационных требований привело к тому, что был создан режим наибольшего благоприятствования для недобросовестных поставщиков.

А такие «поставщики» — это нехватка (непоставка) лекарственных средств в больницах и поликлиниках, срывы дорожного строительства, брошенные подрядчиками детские сады и прочее, и прочее…

Кто бы мог представить, что госзаказ станет площадкой для выстраивания фактически «госзакупочных пирамид». Что «поставщики», получающие контракты на десятки и сотни миллионов рублей, на самом деле постоянные должники своих субподрядчиков и привлекают госсредства для погашения задолженностей. При этом набирая новые долги.

Фактически это фирмы-пустышки, за которыми нет ни производственных мощностей, ни финансов, ни репутации, безболезненно «роняющие» цены на торгах. И появляются эти бравые отчеты о небывалой экономии – 30%, 50%, 90%. Однажды снижение начальной цены при закупке услуг по организации ярмарки выходного дня для префектуры Северо-Восточного административного округа Москвы достигло аж 100,5%! Даешь конкуренцию! Но эта «конкуренция» идет сугубо по цене — без реального учета качества продукции. В результате экономия, полученная в ходе торгов, полностью нивелируется потерями от крайне некачественного исполнения контракта.

Ведь в настоящий момент ситуация доведена до такого абсурда, что участникам закупок достаточно просто выразить свое согласие на выполнение работ или оказание услуг, без малейшего описания своего предложения.

Итог печален, а цена, которую приходится платить, ужасна – жизнь детей.

А ведь неоднократно специалисты указывали на возможность решения данной проблемы путем создания хотя бы в знаковых областях «белого реестра» поставщиков, которые будут допущены до госзаказа только после тщательной проверки, а до крупных заказов — после длительного «завоевания» репутации на более низком (стоимостном) уровне.

Понравилась статья? Помоги сайту!
Правмир существует на ваши пожертвования.
Ваша помощь значит, что мы сможем сделать больше!
Любая сумма
Автоплатёж  
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Комментарии
Похожие статьи
Общественный совет Минобрнауки заявил о необоснованном закрытии детских лагерей

«Если просто запрещать походы и поездки, летние лагеря и практики, то это означает снятие с себя…

Суд в Карелии во второй раз отказался арестовать инструктора детей с Сямозера

Как полагает прокуратура, обвиняемый в сговоре с другими участниками дела пытался скрыть случившееся, своевременно не вызвав…

Опять накажут «стрелочников»?

Участники прошлогодней смены лагеря «Сямозеро»: «Департамент соцзащиты Москвы прекрасно знал о том, что творится в Карелии».