“Византийская” коллекция Dolce & Gabbana – зеркало внутрицерковных суеверий

На сайте журнала Vogue размещены фотографии новой коллекции Dolce & Gabbana, в которой щедро использованы византийские мозаики. На тунике – Архангел Гавриил, на клатче – св. император Константин, на каблуке – крест…  

Могут ли священные образы так использоваться в секулярной культуре? Является ли это кощунством и нуждается ли в порицании? Размышляет священник Александр Пикалев:

Когда я смотрел фото с показа т.н. “византийской” коллекции дома Dolce & Gabbana, первая мысль, которая мелькнула в голове: что-то “православные активисты” не дорабатывают. Явно там не хватало Энтео в камуфляже и Каплина с газовой горелкой.

А если серьезно, то подобные эксперименты со священными изображениями вызывают у меня чувство если не оскорбленности, то досады точно. Дефилирующая модель, обернутая в икону и с иконами на каблуках – это, конечно, очень неприятная профанация, и, помнится, такое в истории уже было.

Византийский двор VII-VIII веков очень любил наряжаться подобным образом, изрядно подпитывая тем самым иконоборческие настроения в империи, которые послужили  в конечном счете, причиной пролития крови и не одной сотни смертей. И потребовался целый Вселенский Собор, чтобы привести в порядок церковную жизнь и умы верующих. Хотя иконоборчество и после VII Вселенского собора еще долгое время было широко распространено.

Но, так как наши радикалы проигнорировали показ коллекции Dolce & Gabbana, то боев не было, и слава Богу.

Однако в этой ситуации для меня, как и в случае со знаменитыми майками “Free Pussy Riot”, снова актуален вопрос: а имеем ли мы (священники и миряне) моральное право на то, чтобы чувствовать себя оскорбленными? Не занимаемся ли мы тем же самым? Пусть в несколько иной стилистике, не с таким пафосом, но именно тем же самым.

Вы можете зайти практически в любую свечную лавку и увидеть там в продаже (сиречь в виде “дара за пожертвование”) браслеты с иконами, платки с иконами, пояса с молитвами, перстни с Распятиями, иконочки на веревочке – повесил такую иконочку в машине, а она перед тобой на веревочке болтается, как не пойми что.

Сюда же отнесем иконки для ношения в портмоне, иконки с лепесточками, песочками, веточками, листиками и камушками. Однажды мне из монастыря привезли такой сувенир – гладкий речной камушек с наклеенной на него переводной картинкой с изображением преподобного Серафима Саровского. Вот такие “святыньки” там изготавливают и продают. Если бы я не видел это своими глазами, то я решил бы, что история о продаже щебенки поштучно – это одесский анекдот.

Если наши свечные лавки полны таким добром, то упрекать Dolce & Gabbana как бы не в чем.

Икона – это образ, имеющий прежде всего догматический смысл и значение, говорящий о том, что Бог воистину явился во плоти, стал видимым и, следовательно, изображаемым человеческими средствами. Отсюда такие строгие каноны иконописи, не допускающие изображений неизобразимого Бога-Отца, излишеств и левых сюжетов. Изображение на иконе, его стиль, форма, краски, пропорции, обратная перспектива – все подчинено содержанию. И хранить это содержание – задача не только иконописца, но и того, кто эту икону использует для молитвенного почитания.

Очень часто, когда я освящаю квартиры, меня спрашивают: а где правильно повесить иконы? И очень удивляются, когда я отвечаю: где угодно, главное, чтобы вам было удобно встать перед ними и помолиться. Люди очень удивляются, потому что до этого момента они были уверены, что если иконка неправильно ориентирована на стороны света, она “работать” не будет.

А можно,  спрашивают, над входной дверью “Семистрельную”повесить? Можно, отвечаю, только молиться Божьей Матери будете стоя в дверном проеме.
Само собой понятно, что такие люди воспринимают икону как оберег, а не как объект молитвенного почитания. Так удобнее, так легче, так “без напрягов и заморочек”. Главное – все правильно сделать!

Такие же настроения мы встречаем и в Церкви. Во что верит, на что надеется человек, заматывающий голову иконой “Матронушки” или цепляющий иконостас на запястье, или оборачивающий руль автомашины 90-м псалмом? Неважно, что единственное, что ему известно о псалме, что это “Живые помочи”. Обмотал – и можно не пристегиваться.

Так что то немногое, что принципиально отличает коллекцию Dolce & Gabbana от наших внутренних суеверий, это гламур, дорогие ткани и бижутерия и длинноногие красавицы вместо бабушек. Барышни, напяливающие на себя платья с иконами, рассчитывают получить за это деньги, а прихожане, надевающие на руку браслет с иконостасом, надеются на стабильное артериальное давление. Где тут Бог? Увы, как всегда где-то за периметром.

Поэтому думаю, что нам неплохо бы научиться прощать и не возмущаться, видя у внешних то, в чем сами систематически согрешаем.

>>>Иконы на чашках, тарелках, майках — благочестие или кощунство? — ОПРОС

Подробное обсуждение данной темы с экспертами в области истории моды и византийского искусства читайте в четверг на портале МАТРОНЫ.РУ.

Приглашаем читателе к дискуссии — ждем ваших откликов по адресу editor@pravmir.ru

Поскольку вы здесь…

… у нас есть небольшая просьба. Все больше людей читают портал "Православие и мир", но средств для работы редакции очень мало. В отличие от многих СМИ, мы не делаем платную подписку. Мы убеждены в том, что проповедовать Христа за деньги нельзя.

Но. Правмир — это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания Pravmir.ru, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Похожие статьи
«Совок серый, безграмотный, дикий, всегда безвкусно одетый»?

Культуролог Наталия Лебина о человеке, государстве и моде в СССР

Бриться – грех? Ответы бывалых бородачей

Борода в XXI веке – это дань православной традиции, рабочая необходимость или утилитарная мода? «Правмир» поговорил…

Модная «Византия» и «модная» семья

Очень легко сейчас сказать, что традиционная семья это модно, что все мы по призыву наших лидеров…

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: