Зависть – русский грех

|
О том, почему грех зависти можно считать национальным грехом России, как отличается греховное поведение мужчин и женщин, рассказывает протоиерей Ярослав Шипов.

Зависть – это грех наш национальный, русский. Используя его, удобно осуществлять революции, перевороты. «Пойдем – заберем себе Зимний дворец. Или свергнем президента, потому что у его жены 50 шуб. Возьмем шубы и поделим между всеми женщинами»…

Протоиерей Ярослав Шипов

Протоиерей Ярослав Шипов

Это тяжелое, агрессивное чувство. К сожалению, оно разлито у нас в обществе. Когда началась перестройка на селе, я однажды разговорился с мужиками. Они сидели рядом, друзья с детства, два тракториста – у одного колесный трактор, а у другого гусеничный. «Какое фермерство? – говорит один. – Нельзя нам… Мы вместе росли, вместе работали в колхозе. Но если он станет фермером, и дело пойдет хорошо, я ведь ему трактор сожгу!» Зависть…

Но зависть народ еще исповедует. Не очень охотно, но все же. Гордость исповедует, тщеславие. А есть грехи, которые люди за собой не замечают. Крайне редко исповедуется лукавство, а им пропитана наша жизнь до невозможности.

Лукавство – это первоначальная фаза греха, детонатор. Своеобразный маневр, полуобман, полухитрость, остающиеся где-то за кадром. Оно запускает механизм многих других грехов. На лукавстве и лесть, и человекоугодие, много чего. И в хитрости, и в злобе оно присутствует. Но мы его не видим, хотя часто наблюдаем последствия.

Практически никогда не исповедуют любоначалие, о котором говорится в молитве Ефрема Сирина.

«…Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей».

Так писал Александр Пушкин, считавший любоначалие первородным грехом. Еве-то что предложили, какой грех? Любоначалие. «Ты такая же, как Бог!» И вот его-то мы часто не видим.

Этот грех у мужчин разворачивается по вертикали, для них это – карьеризм и властолюбие. В качестве примера можно вспомнить Наполеона, Гитлера, людей, которые пробрались на самый верх и шли, сметая все на своем пути.

А у женщин он – горизонтален, причем свойственен им едва ли не в большей степени, чем мужчинам. Известно, что плохо уживаются свекровь и сноха, очень трудно зятю с тещей, а вот про тестя и свекра никто ничего не говорит. В чем дело? А в том, кто в доме хозяйка.

Спор этот часто далеко уходит от здравого смысла. Как пример, приходит сноха и говорит: «Мама, я купила зелененькие занавесочки, они хорошо будут смотреться рядом с тем шкафчиком». И они действительно подходят, но свекровь не позволит, скажет – «нет, мне эти не нравятся, я хочу желтые!» Про любоначалие есть очень хорошая сказка – «Сказка о рыбаке и рыбке». Особенно в быту, в семейной жизни, любоначалие часто принимает совершенно уродливые формы.

…Однажды в больнице я услышал, как старшая медсестра обучает молодых девчонок, практиканток из медучилища. «Имейте в виду, – говорила она, – если в мужскую палату поступает новенький, мужики стараются с ним задружить. Мужики – они общественные, корпоративные. Но смотрите, их дружба обязательно приводит к тому, что – кого-то посылают в магазин! За этим следите».

А если в женскую палату поступает новенькая, сразу начинают дружить против нее. Если красивая – потому что красивая. Некрасивая – потому что некрасивая. Замужем – потому что замужняя. Не замужем – потому что незамужняя. Муж молодой – потому что молодой. Муж старый – потому что старый… По любому поводу, но всегда – против.

У мужчин – дедовщина, но надо учесть, что относится это явление к очень молодому возрасту, когда люди еще полностью не сформировались. Мы какое-то время опекали военную академию, и я заметил один момент, распространенный среди курсантов. Вот они поступили в училище, одногодки, схожей биографии, и вдруг – одного назначают командиром отделения. Остальные возмущены: «Чего это Колька теперь нами командовать будет?»

Начинаю объяснять, и они понимают – что ж делать? Кто-то же должен командовать, почему не Колька? Потом назначают другого из этой компании, он приходит ко мне и говорит: «Да, батюшка, вы все точно заметили: во мне то один грех проявляется, то другой»…

Записала Лада Ермолинская

Видео: Игорь Давыдов

Помоги Правмиру
Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!
Пожертвования осуществляются через платёжный сервис CloudPayments.
Похожие статьи
О лжи “во спасение”

Священник Ярослав Шипов – о том, почему нельзя лгать «для дела»

Сгораете на работе? А зачем?

Не человек для работы, а работа для человека

Зависти учатся в семье – протоиерей Андрей Лоргус

Две по-настоящему дьявольские идеи – равенство и справедливость – становятся причиной множества бед

Дорогие друзья!

Сегодня мы работаем благодаря вашей помощи – благодаря тем средствам, которые жертвуют наши дорогие читатели.

Помогите нам работать дальше!