Главная Поток записей на главной

«Кажется, что все двери закрыты». Чему нас учат жены-мироносицы

И что бывает с людьми, кото­рые не боятся идти дальше
В эти пасхальные дни мы часто недоумеваем: кончается Великий пост, и все куда-то уходит — полнота духовной жизни, молитва, сосредоточенность, стремление сохранить себя неповрежденным. Почему? Об этом в неделю святых жен-мироносиц рассуждает протоиерей Алексий Уминский. «Правмир» публикует его проповедь из книги «Удержать Пасху».

Иосиф, Никодим и жены-мироносицы

Сего­дня Свя­тая Цер­ковь празд­нует день пра­вед­ного Иосифа, фари­сея Нико­дима и жен­щин, кото­рые оста­лись вер­ными Хри­сту до послед­него мгно­ве­ния. 

Вера — поня­тие все­объ­ем­лю­щее, его трудно опре­де­лить сло­вами, поста­вить какие-то рамки. С одной сто­роны, апо­стол Павел гово­рит, что вера — это уве­рен­ность в вещах неви­ди­мых (см. Евр. 11:1). А с дру­гой сто­роны, чте­ние об апо­столе Фоме гово­рит, что апо­стол не мог такой верой удо­вле­тво­риться, ему нужны были какие-то види­мые знаки вос­кре­се­ния Хри­стова. И Гос­подь дает ему эти знаки, уве­ряет нас в Своей истин­но­сти. Он, дей­стви­тельно, каж­дому дает при­кос­нуться к Себе, допод­линно ощу­тить, что Он — истин­ный Бог, что Он воис­тину воскрес.

Но только ли в этом заклю­ча­ется наша вера? Только ли в том, что мы верим, что Гос­подь исти­нен, что истин­ная вера пра­во­слав­ная — спа­си­тель­ная, все­по­беж­да­ю­щая и даю­щая чело­веку путь к спасению?

Сего­дняш­нее еван­гель­ское чте­ние воз­вра­щает нас в Страст­ную сед­мицу, когда все пред­сто­яли Кре­сту Хри­стову, Гробу Гос­подню. Мы снова слы­шим рас­сказ о том, как Иосиф с Нико­ди­мом сни­мают с Древа пре­чи­стое Тело сво­его Боже­ствен­ного Учи­теля. Апо­столы разо­шлись, все уче­ники рас­се­я­лись, Иуда-пре­да­тель пове­сился на древе. У Кре­ста стоят только жены и един­ствен­ный уче­ник — Иоанн Бого­слов. 

А Иосиф с Нико­ди­мом при­хо­дят к Пилату, чтобы попро­сить Тело Хри­стово. Эти люди оста­лись для нас совер­шенно неза­мет­ными, но они ока­зы­ва­ются в самом цен­тре раз­во­ра­чи­ва­ю­щихся собы­тий. Нико­гда не пока­зы­вали они себя уче­ни­ками Хри­сто­выми, потому что оба, и Иосиф и Нико­дим, были чле­нами синед­ри­она, людьми бога­тыми, знат­ными, с высо­ким обще­ствен­ным поло­же­нием, но в реша­ю­щий момент при Кре­сте Хри­сто­вом они открыто испо­ве­до­вали Хри­ста. Когда, каза­лось бы, время сокрыть свое хри­сти­ан­ство, спря­таться, потому что страшно, они идут и погре­бают сво­его Учителя.

Крест пре­об­ра­жает чело­века, делает его совер­шенно дру­гим. И Иосиф с Нико­ди­мом ока­за­лись самыми бли­жай­шими уче­ни­ками, кото­рым Гос­подь дове­рил погре­бе­ние Сво­его Тела. И Цер­ковь сего­дня про­слав­ляет муже­ство и насто­я­щую вер­ность этих людей, пошед­ших за Учи­те­лем до конца.

Любовь сильнее смерти

Сего­дняш­ний день пока­зы­вает нам еще один аспект веры, пока­зы­вает, какой она может быть. В раз­ное время раз­ным женам Гос­подь явил Себя вос­крес­шим: сна­чала Марии Маг­да­лине, потом дру­гим женам-миро­но­си­цам. В раз­ное время, потому что каж­дая шла сама по себе. Они не сго­ва­ри­ва­лись идти ко гробу, это было дви­же­ние сердца. И их уди­ви­тель­ная вера была воз­на­граж­дена явле­нием Спасителя.

Мы гово­рим о Фоме неве­ру­ю­щем, а на самом деле все апо­столы не пове­рили в вос­кре­се­ние Хри­стово. Каж­дому из них женами-миро­но­си­цами было ска­зано, что Хри­стос воис­тину вос­крес, но они не верили до того момента, пока Гос­подь Сам не явился в их собра­ние. Он ел с ними пече­ную рыбу, чтобы удо­сто­ве­рить их, что Он не дух, а имеет плоть. 

Жены-миро­но­сицы по-дру­гому уве­ро­вали в Хри­ста. Жен­щины шли за Хри­стом все­гда в отда­ле­нии. Они слу­жили Ему сво­ими име­ни­ями, как гово­рится об этом в Свя­том Еван­ге­лии, — гото­вили Ему еду и ноч­лег, каким-то обра­зом устра­и­вали Его быто­вую жизнь. Только ино­гда они сади­лись, чтобы услы­шать Его Боже­ствен­ные сло­веса, чтобы насла­диться гла­го­лом веч­ной жизни. 

Им не было открыто тех тайн о Гос­поде, кото­рые были открыты апо­сто­лам. Они не были с Пет­ром, Иако­вом и Иоан­ном на Фаворе, не при­сут­ство­вали при чуде вос­кре­се­ния дочери Иаира. Они не слы­шали слова Спа­си­теля, кото­рые Он гово­рил во время Тай­ной Вечери, воз­ве­щая тайну Цар­ства Небес­ного, о Церкви, о Своем единосущии с Отцом, о Духе Свя­том. Не была им открыта и тайна о Его вос­кре­се­нии. 

Они только верили, и эта глу­бо­чай­шая вер­ность, на кото­рой осно­вы­ва­ется вся­кая вера, — не зна­ния, не чудеса, не уве­ре­ния, даже не бого­сло­вие, а глу­бо­чай­шая вер­ность Хри­сту сде­лала их спо­соб­ными встре­тить вос­крес­шего Спасителя.

Эта вер­ность Хри­сту не имела гра­ниц, ника­кого пре­дела. Они пошли ко гробу, когда кон­чи­лась суб­бота, когда было еще темно, только-только начало рас­све­тать. Взяв с собой сосуды с дра­го­цен­ными бла­го­во­ни­ями, они пошли ко гробу, потому что не сде­лали до конца то, что должны были сде­лать, не успели до конца послу­жить сво­ему Боже­ствен­ному Учи­телю, пома­зать Его тело миром.

Мы читаем в Еван­ге­лии, как они вол­но­ва­лись, кто же отва­лит им камень от двери… Вот, дей­стви­тельно, идут ночью жен­щины из раз­ных кон­цов Иеру­са­лима в это страш­ное место, где страж­ники сте­ре­гут гроб… На что они наде­я­лись? Разве не пони­мали, что никто не раз­ре­шит им подойти ко гробу, не пустит их пома­зать Спа­си­теля? Ника­кой надежды… Зачем они идут, на что рас­счи­ты­вают? Никто из разум­ных людей так бы не поступил!

В Свя­щен­ном Писа­нии есть такие слова: крепка, как смерть, любовь (Песн. 8:6). Когда так любят Бога, не оста­но­вят ника­кие камни, при­ва­лен­ные к двери гроба, стража и страх. При­хо­дят — а камня нет, идут дальше — Ангел гово­рит: «Что же вы мерт­вого ищете? Идите, воз­ве­щайте, что вос­крес Христос!»

Не апо­столы воз­ве­стили миру о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, а жены, потому что у них была любовь, кото­рая силь­нее смерти и силь­нее всех пре­град, и вели­чай­шая вер­ность сво­ему Богу, кото­рая все забы­вает, и прежде всего забы­вает о себе.

Насто­я­щая вера, кото­рая полна этой вер­но­сти, подви­гает людей на безум­ства. Это дви­же­ние сердца: «Я не могу посту­пить иначе». Если мой Спа­си­тель во гробе, то и я дол­жен быть во гробе. Если мой Спа­си­тель на Кре­сте, то и я дол­жен там быть. Это един­ствен­ное осно­ва­ние веры, в кото­ром нет ника­кого рас­суж­де­ния, ника­кого бого­сло­вия, а только истин­ная любовь к Спа­си­телю и вер­ность, когда чело­век может совер­шенно забыть про себя, не рас­суж­дать: что будет, если… Он про­сто знает, что ему надо быть рядом со Спасителем.

Вера и закрытые двери

В эти пас­халь­ные дни мы часто недо­уме­ваем: как же так, вот мы пере­жи­вали Страст­ную сед­мицу, моли­лись и пости­лись, во время Вели­кого поста нам каж­дому было много открыто и о Боге, и о духов­ной жизни, Гос­подь к каж­дому при­кос­нулся каким-то осо­бен­ным при­кос­но­ве­нием, и вот кон­ча­ется Вели­кий пост, и все куда-то ухо­дит… Странно и обидно, что ухо­дит пол­нота духов­ной жизни, молитва, сосре­до­то­чен­ность, стрем­ле­ние сохра­нить себя неповрежденным.

Каза­лось бы, наобо­рот, Хри­стос вос­крес, и мы должны быть полны духов­ных сил, насто­я­щей молитвы, должны же мы иметь какой-то резуль­тат! А его и нет.

Из-за отсут­ствия вер­но­сти Богу. Если бы у нас хоть в малой сте­пени была вер­ность миро­но­сиц, жела­ние идти до конца, не огля­ды­ва­ясь назад, не жалея себя, не под­счи­ты­вая, сколько мы моли­лись, пости­лись и сколько нам теперь за это пола­га­ется отдох­нуть и немно­жечко рас­сла­биться, тогда мы не только сохра­нили бы в себе пас­халь­ную радость и молит­вен­ную напря­жен­ность, но и могли бы по-насто­я­щему воз­ве­щать вос­кре­се­ние Хри­стово, подобно женам-миро­но­си­цам и апостолам.

В сего­дняш­нем апо­столь­ском чте­нии ска­зано, что апо­столы оста­вили все дела для про­по­веди слова Божия и слово Божие росло (Деян. 6:7). Слово Божие — это Цер­ковь. Она в те вре­мена так уди­ви­тельно назы­ва­лась — слово Божие, потому что Цер­ковь была сло­вом, воз­ве­щав­шим миру о вос­кре­се­нии Хри­сто­вом, и оно росло и мно­жи­лось. 

Это слово тогда тор­же­ствует, когда хри­сти­ане пред­став­ляют собой людей вер­ных, когда Хри­сту верна вся их жизнь, когда в этой вер­но­сти чело­век о себе забы­вает, а думает только о том, где его Спа­си­тель, и желает с Ним быть до конца.

Очень часто наша вера наты­ка­ется на камни у две­рей гроба. Очень часто мы на нашем пути ко Хри­сту ока­зы­ва­емся на месте апо­сто­лов убе­жав­ших, испу­гав­шихся, спря­тав­шихся. Часто мы не идем туда, где камни стоят на пути нашей веры, а оста­нав­ли­ва­емся, стоим на месте, потому что по чело­ве­че­скому рас­суж­де­нию идти-то, в общем, некуда. Кажется, что все двери закрыты, что кру­гом камни и бес­смыс­ленно дви­гаться дальше. 

В нашей вере слиш­ком много этих кам­ней, кото­рые нас ввер­гают в страш­ное уны­ние, бес­си­лие и бес­по­мощ­ность. Мы от этого можем даже веру поте­рять. А Еван­ге­лие сего­дняш­него дня нам помо­гает — пока­зы­вает, что бывает с людьми, кото­рые не боятся идти дальше, не боятся ника­ких кам­ней, кото­рым так дорог Хри­стос, что их ничто не остановит.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.