«Мы
Фото: Freepik
Фото: Freepik
Дети учатся онлайн, а потом часами делают домашние задания. Как иначе пройти школьную программу? Дистант в 2020-м дался нам нелегко. Ученики в стрессе, родители раздражены, а учителя ужасно устали. Как ребенку учиться в новой реальности, а родителям поддерживать его рассказывают российские педагоги. 

Специалисты по выживанию рекомендуют тем, кто оказался в экстремальной ситуации — на необитаемом острове, в лесу, на горе и так далее, — не объяснять себе, что надо напрячься, чуть-чуть простоять и тебя вот-вот спасут (даже если это и так), а начинать новую, максимально полноценную жизнь на этом новом месте. Построить хороший крепкий дом, а не временное укрытие на одну ночь, посадить пшеницу, завести коз и так далее по списку Робинзона Крузо. (Это, кстати, решит еще одну задачу — займет руки и голову.) 

Сегодня мы, чьи дети оказались на дистанте, попали в похожую ситуацию: вот она, новая реальность, сколько она продлится — неизвестно, продолжать делать вид, что можно в ней жить, пользуясь привычными инструментами и методами, сохраняя объем знаний и эффективность обучения, бесполезно. Значит, пора строить новую жизнь, сохраняя самое главное — здоровье, психику, отношения.

Поэтому «Правмир» готов стать площадкой для обсуждения этих проблем учителями, директорами школ, руководителями образования, родителями. Мы приглашаем к разговору о том, что нового открыло для нас дистанционное образование и как поддержать детей в этих условиях.

Сегодня об этом рассказала Ирина Алексеевна Петрущенкова, учитель английского языка Университетской гимназии МГУ и школы №1535.

Дистант и проблемы образования

Ирина Петрущенкова

— Я считаю, что дистанционное обучение вытащило на свет все нерешенные проблемы, которые были на тот момент в образовании (и добавило новых, конечно): бессмысленные попытки тотально контролировать всех подряд, включая тех, кого не надо контролировать, нежелание пересматривать программы и расписание (ну как же — это же временно все), неумение учителей (в частности, из-за отсутствия у них времени) приспособиться к новым условиям, несамостоятельность подростков и неумение учиться, отсутствие доверия между детьми и родителями… 

В моем представлении помогать нужно тому, кто просит помощи и в ней нуждается, но не всем подряд. Есть учителя, которые наладили процесс обучения на дистанте, как им удобно, и им помогать не надо. 

Но нет, департамент образования почему-то вдруг решил всем помочь платформой Microsoft Teams, которая не до конца проработана, во всяком случае, в сочетании с журналом. 

Представьте: есть старушка, у которой дела на этой стороне, к ней подходят и говорят: «Давайте мы вас переведем через дорогу». Она говорит: «Спасибо, но мне там делать нечего, мне туда не надо». — «Нет, вам точно там будет лучше», — говорят ей и перетаскивают ее через эту дорогу. И теперь стоит там эта старушка и не знает, чем ей заняться, а те, которые ее перетащили, тоже не знают, что с ней делать. Вот в таком положении оказались учителя, которые более-менее наладили у себя всю эту систему, а их заставляют работать на другой.

Почему мне не подходит Microsoft Teams

В «мирное время» я как учитель английского языка даю много дополнительных материалов. Сейчас я просто перестала давать лишнее и подстраиваюсь под график. Иностранный язык — достаточно гибкий предмет в этом плане. Так что мы успеваем все, причем не за счет того, что грузим детей, а потому что  не даем что-то. Ну не прочитаем мы какой-то текст — ну и Бог с ним.

«Не убирайте котиков от компьютера». 10 советов как пережить дистант от учителя Ирины Лукьяновой
Подробнее

В Microsoft Teams только фронтальная работа. Получается, что у тебя группа сидит, и у вас реплики по очереди, поэтому каждый отдельный ребенок очень мало говорит на уроке, потому что некогда. Мне нужна парная работа, и не так важно, что они там говорят — если они говорят на иностранном языке, язык остается при них. В ZOOM такая возможность есть, там они больше общаются. 

Мне как учителю английского языка эта платформа не подходит, я от нее отказалась, потому что если дети не общаются, то язык уходит очень быстро. Провела два урока, спросила детей: «Ну как?» Они сказали: «Нет, давайте вернемся в ZOOM». Мы вернулись в ZOOM, и меня никто пока не трогает и не заставляет пользоваться тем, что мне неудобно. 

Еще один прекрасный инструмент для организации обучения — Google Classroom. Туда можно загружать домашние задания, дети там в одном месте прикрепляют свои работы, и они не разлетаются разным чатам, вотсапам, почтам. Это очень экономит нервы и учителю, и ребенку. Всем нужна определенность. Google Classroom в этом отношении надежный инструмент. У нас с детьми там порядок, они к каждому уроку туда прикрепляют домашние задания. Я там не все проверяю, но смотрю наличие, а потом мы на уроке это все обсуждаем. 

И вот такая система меня устраивает, а Microsoft Teams пока нет. Но в любом случае, необходимо гибкое отношение к выбору платформ для работы, и если процесс идет более или менее гладко, не надо вынуждать учителей выбирать что-то одно.

Чтобы сделать полноценное дистанционное образование, надо несколько месяцев сидеть и думать, как это выстроить, а не вот так — «ребята, давайте завтра на дистант».

Думать, искать решения, делать инструменты, а не отрабатывать это на детях, как сейчас.

«Сегодня Microsoft Teams плохо работает, но, может, завтра он будет работать лучше». Ребята, если он сегодня плохо работает, значит, им не надо пользоваться, не надо детей дергать и демотивировать их.

Материалы МЭШ многим не нравятся 

В некоторых школах заставляют прикреплять материалы МЭШ к заданиям. С моей точки зрения, это далеко не всегда качественные материалы.

Наталия Киселева отвечает за цифровое образование в Москве. «Правмир» поговорил с ней о МЭШ и трудностях дистанта
Подробнее

Мне легче за 10 минут сделать упражнение в Google-формах, чем найти то, что меня устроит в МЭШ. Может, там и есть что-то хорошее, но чтобы это найти, надо приложить массу усилий. 

Но все молчат, и ситуация остается на прежнем месте. Это называется «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус»: родители видят, что ребенок делает какую-то ерунду в МЭШ, выкладывают все это в соцсети и обсуждают с другими, но не идут к директору, ничего не делают, чтобы это изменить. 

Я  и тут считаю, что родители должны быть более активными. Если им не нравятся задания, которые выполняет их ребенок в МЭШ, пусть они пытаются донести эту позицию до кого-то, тем более что эти задания, опять же, предполагают работу на компьютере, и я вообще не понимаю, где логика: с одной стороны, нам говорят, что детям надо поменьше сидеть в интернете, а с другой — заставляют это делать. 

Если задают много — скажите об этом учителю

Я считаю, что позиция «все это временно, ненадолго» — очень шаткая и небезопасная. И резать хвост частями, то есть раз в две недели продлевать дистанционное обучение, вместо того, чтобы сразу сказать, что это надолго — хуже, чем печальная определенность. 

Ведь если бы сразу, ранней осенью, стало бы понятно, что это как минимум на половину учебного года, надо бы было пересматривать в срочном порядке программы и требования. Но этого, к сожалению, не произошло. 

В результате все пытаются учиться так, будто все остается как прежде и мы буквально завтра выйдем с дистанта и заживем по-старому. Но это не так, и впихнуть стандартную программу в возможности дистанционного обучения невозможно без специальной подготовки и инструментов. В результате дети перегружены, эффективность обучения зачастую ниже обычного. 

И я не очень понимаю родителей, чьи дети сейчас с утра до ночи сидят, сгорбившись, за компьютером и теряют зрение. Условно говоря, проблемы детей со здоровьем потом будете решать вы, родители, а не мы, учителя. И сейчас именно вы должны расставить приоритеты. 

Какие практические шаги вы предпринимаете, чтобы сохранить здоровье ваших детей? Можно сколько угодно говорить о том, что никто из учителей не думает о глазах и спине — но готовы ли вы конструктивно разговаривать об этом с учителями и администрацией школ? С департаментом? 

Если, к примеру, ребенок сидит и делает задание по русскому языку три часа, значит, родители должны позвонить и сказать об этом учителю. Всем сейчас нужно сотрудничать. Идеально, если ребенок будет говорить: «Мама, я не справляюсь с домашним заданием», а она не будет вместо сына или дочери делать уроки, а скажет учителю: «Для нас это много». 

Вообще, по нормам мы не можем задавать детям больше, чем прошли на уроке.

Если ребенок домашнее задание делает дольше, чем длится урок, значит, что-то не так.

Может, сейчас пора вернуться к нормам? Но родители боятся поднять эту тему, не хотят идти на конфликт, хотя я бы больше волновалась за зрение и позвоночник ребенка. 

От учителей ждут мудрости, а им тоже трудно

Мне кажется, что сейчас обязательно нужна какая-то обратная связь, причем постоянная. Нельзя рассчитывать на то, что все само как-то устроится. 

Сейчас все в недоумении, и учителя в том числе. А от них ждут твердого понимания, как надо, а еще терпимости, мудрости, гибкости, знания того, что происходит с каждым ребенком, и так далее. 

«Держу рядом фото класса, чтобы видеть глаза детей». Учителя со всей страны — о жизни и работе в пандемию
Подробнее

Мне всегда бывает смешно, когда общество требует от учителей, чтобы они были ангелами небесными, причем харизматичными, эрудированными и многосторонними. Мне в этих ситуациях всегда хочется спросить: «Как вы думаете, сколько в обществе вообще таких людей в процентном соотношении?» Столько же их и среди учителей.

Бывает очень обидно читать что-то вроде «как они нам будут компенсировать недополученные знания?» и «из-за них дети сидят за компьютером не разгибаясь». Мне очень интересно, почему учителя должны кому-то что-то компенсировать, нести повышенную нагрузку и двойную ответственность и быть в чем-то виноватыми — ведь мы все находимся вместе не в лучшем положении, и искать виноватых не надо — виноват ковид. 

Это неприятно, но люди в среднем очень потребительски относятся к учителям — это было и до эпидемии, но сейчас особенно заметно.

Будьте на стороне ребенка

Родителям надо понимать, что в этом году дети получат меньше знаний, чем обычно. Хотя, я уверена, если спросить родителей, готовы ли они к этому, практически все ответят: «Нет». 

Но посмотрите на своего ребенка, на его состояние и примите решение для себя. Стремясь пройти в этих условиях программу, некоторые учителя сейчас много задают, а дети сидят и делают, а это неправильно, потому что школьники должны все-таки гулять, двигаться, общаться и отвлекаться от монитора. Главное, это их здоровье.

И уж точно сейчас не время бороться за высокие показатели и вставать в обвиняющую позу. Ведь в любой ситуации, не только при дистанционном обучении, ребенок должен понимать, что у него есть тихая гавань — его семья. Сегодня это еще важнее, чем раньше.  

Я уже говорила, что в сегодняшней ситуации наружу вылезли все недочеты системы образования, с которыми раньше можно было худо-бедно существовать. Но тоже самое можно сказать и о детско-родительских отношениях: сейчас время, когда они могут значительно испортить вам жизнь. 

Ведь если раньше отношения родитель-ребенок (подросток!) сводились к совместному вечернему ужину и какие-то конфликты просто не успевали развиться, то сейчас многие семьи целый день проводят в одной квартире и друг друга уже видеть не могут. И им стоит подумать: почему это происходит, что они когда-то упустили? 

И если вы раньше автоматически вставали на сторону школы, потому что она лучше знает, как надо, то сейчас она не знает, и ребенка надо защищать. 

Если открыть школы, учителя будут болеть и умирать

Некоторые родители выступают против дистантного образования в целом и за возвращение обучения в прежнем режиме. Но это не решение проблемы.

Но коронавирус никуда не делся, ситуация с заболеваемостью сейчас действительно тяжелая. Учителя работают с большим количеством людей, которые реально могут их заразить. Среди учителей очень много пожилых с хроническими заболеваниями. Если сейчас открыть школы, учителя будут болеть, вполне возможно, что кто-то будет умирать. Эти родители, которые митингуют, готовы ли они взять грех на душу? 

У нас есть возможность учиться дистанционно. Другое дело, что она не проработана. Подготовиться к весеннему дистанту было невозможно. Но он прошел бы легче, если бы все мы работали над тем, что у нас страдает в школьном образовании. 

Мы еще год назад обсуждали с коллегами, что мы, взрослые, не научили детей самому главному — учиться, искать информацию, быть самостоятельными. Это очень плохо.

Самое смешное, что сегодняшняя ситуация говорит о том, что и родители тоже не очень самостоятельны, потому что практически все возмущенные родительские крики сводятся к «когда нам дадут?…». Мне кажется, что все должны смириться: в ближайшее время нам не дадут ничего из того, что мы хотим. 

«Забудьте про олимпиадную математику». Нейропсихолог — о том, почему детям трудно учиться дистанционно
Подробнее

Сейчас полно источников информации, дети прекрасно могут сами что-то искать. Но для этого у них должна быть какая-то степень свободы, потому что если они вынуждены постоянно с утра до ночи сидеть и делать какие-то задания, когда они будут этим заниматься?

Родителям обязательно надо вмешиваться, причем начинать именно с малого, что их не устраивает, с каких-то конкретных вещей, с мелочей, а не требовать сразу глобального и невозможного. Возможно, это более сложный путь, чем выходить на митинги против дистанта — эта история от родителей не требует никакой ответственности.

Я считаю, что дистант сейчас нужен, и это лучше, чем отсутствие образования.

Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.