Прошедший в Москве саммит лидеров мировых религий четко обозначил проблемы, стоящие сегодня не только перед верующими, но являющиеся общечеловеческими. Об этом мы беседовали в редакции «КП» с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, известным богословом современности и неформально считающимся вторым иерархом Русской Православной Церкви.

— Владыко, если современный человек утратил нравственное начало, кто же в этом виноват и что делать?

— Конечно, сыграла колоссальную роль философия антропоцентризма. Помните, у Горького: «Человек — это звучит гордо!» Человек в центре всего. Человек — мера всех вещей. И вот этот антропоцентризм способствовал тому, что сегодня грешного человека провозгласили мерилом добра и зла. Но может ли он, грешный, сам определить для себя эти критерии — добра и зла?


В прошлом была наша великая литература, образование и воспитание, которые формировали одни и те же ценности. Сегодня мы наблюдаем множественное дробление целостного идеала: в школе говорят одно, дома — другое, на улице — третье, в прессе — четвертое. И ребенок воспитывается с таким лоскутным сознанием. Речь, конечно, не только о воспитании детей, но и о формировании и укреплении нравственного начала в обществе. И вот здесь, я думаю, очень важно взаимодействие церкви с институтами гражданского общества. Мы должны вместе работать, чтобы попытаться сохранить человека. А если будет сохранено нравственное начало в человеке, то будет сохранено человеческое общество.

О «Коде да Винчи»

— Что вы думаете об успехе произведения «Код да Винчи»? Некоторые считают, что он объясняется некоторой исчерпанностью религиозной идеи, в результате чего Христа надо было представить человеком, сделав его ближе и понятнее. Другие полагают, что сама церковь своими запретами способствовала популярности книги и фильма «Код да Винчи».

— Вы знаете, что Русская Православная Церковь не требовала никаких запретов, хотя высказала свое отрицательное отношение к книге и экранизации. Мы не пошли по тому пути, по которому пошла католическая церковь. Увы, человек так устроен — ему обязательно надо хоть одним глазком взглянуть на то, что от него скрывают.
Образ Иисуса Христа, как он представлен в Евангелии, не оставляет никаких сомнений в том, что он Богочеловек. И именно человеческий образ Спасителя предстает как самый привлекательный и совершенный на протяжении всех времен. Поэтому тот, кто хочет увидеть Христа таким, каким он был действительно, нужно просто еще раз прочитать Евангелие.
Но в книге «Код да Винчи» — заведомая ложь, ничего подобного никогда не было, это однозначно доказывается на основании древнейших текстов. Евангелие изучено так хорошо, как никакой другой памятник мировой литературы. И вот какой-то один человек заявляет: нет, все было не так, а вот так. Но ведь это же ложь, выдумка, фантазия. А главное — какие колоссальные деньги были вложены в раскрутку этого проекта, в том числе и в России!
Полагаю, возникло такое противодействие церкви под прикрытием «Кода да Винчи» потому, что в мире наблюдается большой рост религиозных настроений. В том числе и среди молодежи. И я думаю, что речь идет об одной из очередных попыток повлиять на эту тенденцию.
— Но чем плоха версия, что у Иисуса могла быть жена?
— Это ложь. Потому что если бы так было на самом деле, то это не было бы необходимости скрывать. В еврейском обществе семейные отношения были уважаемыми и почитаемыми, а чадородие воспринималось как благословение. Одиночество же рассматривалось как нечто такое, что не укладывается в обычные нормы человеческой жизни. С этой точки зрения совсем не нужно было бы скрывать в Евангелии то, что всячески поощрялось тогдашним обществом. Но этого реально не было, а в Евангелие отражается реальность. Христос был одиноким, это не подлежит сомнению, и до XXI века по этому вопросу не возникало никаких сомнений.

Об останках царской семьи


— Почему церковь не признала, что останки, найденные в Екатеринбурге, — это останки царской семьи? Может, у вас есть свой архив, свои знания?

— Чтобы точно ответить на вопрос, кому принадлежат данные останки, нужно иметь, во-первых, высокого уровня генетическую экспертизу. А во-вторых, надо, чтобы организация, производящая генетическую экспертизу, пользовалась доверием всех участников процесса идентификации. И третье — обладать точной уверенностью в том, что как исследуемые ткани, так и те, которые используются для сравнения, являются аутентичными. Мы просили, чтобы эти три условия были соблюдены. Во всех трех нам отказали. Мы предлагали на выбор лаборатории в Лондоне, Нью-Йорке или в Японии. Мы не знаем, какие останки исследовались. Нам остается только верить тому, что нам сказали. Но в таких вопросах одного честного слова мало. Здесь нужны неоспоримые доказательства. Останки, найденные под Екатеринбургом, сравнивали с останками родственников Государя Императора и его семьи, взятыми из могилы в Петропавловской крепости. Мы настаивали на получении образцов и тех, и других, с тем чтобы мы вместе с представителями государственной комиссии могли их передать в независимую исследовательскую лабораторию. Нам отказали… В итоге Священный Синод принял решение не признавать «екатеринбургские останки» принадлежащими императорской семье. Сейчас и японские ученые-генетики, проведя собственные исследования, выступили в поддержку позиции Русской Православной Церкви.

Об экстрасенсах и колдунах


— Сейчас развелось столько знахарей, магов, колдунов, которые утверждают, что имеют благословение церкви. Даете ли вы им такие благословения?

— Церковь не только не дает им благословения, но и категорически выступает против шарлатанства, особенно в медицине, а также всяческих суеверий. Суеверия — это суетная вера. Она переориентирует человеческое сознание с важных вопросов бытия, нравственности, полноты жизни, цели существования на некую манипуляцию с предметами, образами и словами. Оккультизм и магия к духовной жизни человека, к его нравственному возрастанию не имеют никакого отношения. В чем различие между магией и оккультизмом, с одной стороны, и религией — с другой? Оккультизм обещает мгновенное достижение неких целей при помощи манипуляций.
А религия предполагает достижение жизненных целей через нравственный рост личности, через ее внутреннюю работу, через борьбу со своими грехами. Это всегда трудно. Религия, апеллируя к нравственному сознанию человека, как бы говорит: ты должен веровать и подниматься вверх по лестнице. А колдун говорит: все это чепуха, я устрою так, что все твои проблемы разрешатся автоматически. Ты и пальцем о палец не ударишь. Что произошло на заре человеческой истории? Бог сказал первым людям Адаму и Еве: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею. Он призвал людей к нравственному совершенству, богоподобию. А дьявол нашептывал: все это лишнее, съешьте этот плод от дерева и будете как боги. Вот пример оккультизма.
— А как же желание верующих исцелиться посредством приложения к мощам?
— Это исцеление произойдет только в том случае, если человек вкладывает в акт религиозного поклонения свою горячую веру и искреннюю молитву. А если он подошел и просто чмокнул, ожидая, что вот сейчас сработает, — то может сработать и в обратную сторону. С этим никогда нельзя шутить.
— Как это — в обратную сторону?
— Если человек приходит в храм без веры, а ставит свечку только ради того, чтобы что-то за него сработало и автоматически устроило его дела, то Господь может такого человека наказать.

О женщинах в храме


— Владыко, что это за «батюшки» ходят по улицам и собирают деньги на строительство храмов?

— Это стопроцентное шарлатанство. Ни один священник не станет собирать пожертвования у метро, в электричках, между машинами на светофоре.

— Иногда прохожу мимо храма, хочу зайти, но боюсь: в брюках, без платка и губы накрашены, а бабушки, которые там служат, будут ругаться…

— И заходите. К сожалению, пожилые женщины в храмах иногда ведут себя довольно жестко. Вот вы вошли, по виду беспроблемная, модно одетая, а у этой женщины свои горести в жизни. Она вас увидела такую и еще больше расстроилась — мол, и здесь мне покоя нет.

— Почему женщины должны надевать в храме платок?

— Надевать головной убор или нет — это вопрос нашей национальной православной культуры и традиции. Если вы будете каждое воскресенье ходить в храм, то вы не заметите, как сами начнете надевать платок. Как это делают, допустим, мусульманки. Помню, служил я в Тегеране, в нашем храме. Смотрю, стоят женщины в одеждах до полу, в платочках, тихие, скромные, как ангелы. Я служу, у меня такое благодатное настроение. Оказалось, жены наших дипломатов. А вечером меня пригласили на прием. И там я увидел тех же женщин, но совсем в другом виде: такие модные и нарядные, что и вообразить нельзя. А уж такие были только что скромницы в платочках. Почему в храме нужен платочек? Потому что мысли людей в храме должны быть сосредоточены на молитве. Появление красивой женщины, естественно, привлекает внимание — и отвлекает от богослужения.

О божественном в искусстве


— Как вы относитесь к тому, что некоторые рок-музыканты, в частности, Константин Кинчев, лидер группы «Алиса», чрезвычайно мощно пропагандируют православную религию на своих концертах?

— Слово «пропаганда» мне здесь не очень нравится. Но я понимаю музыкантов, я хорошо понимал, например, Свиридова, который через свое искусство выражал свою религиозность. Каждый музыкант, если он человек верующий, имеет право на выражение своих взглядов, своей нравственной системы ценностей. И в этом смысле рок не должен быть исключением. А вот насколько рок может быть использован для христианской проповеди, учитывая специфический характер жанра и аудитории, это, конечно, большой вопрос.
Я никогда не слышал, как это делают Кинчев и Шевчук, но встречался с ними, и дискуссия была очень интересная, общение с ними произвело на меня хорошее впечатление. Оба они искренние люди, православные, что очень хорошо. Каждый из них считает, что говорить о своих убеждениях, особенно о своих нравственных принципах, можно и нужно через их искусство. Не думаю, что кто-то может это опротестовать. Это все равно что опротестовать тот факт, что Рафаэль написал «Мадонну» или Моцарт — замечательные мессы, которые до сих пор на Западе исполняются в храмах.

О суетных просьбах к Богу

— А можно ли креститься человеку неверующему?
— Нельзя, ни в коем случае. Надо прежде уверовать, открыть душу навстречу Богу.
— А как же детей крестят? Они же еще не веруют?
— А кто приносит детей? Крестные отцы и матери. Кто дает обещание Богу от имени младенца во время крещения, когда священник спрашивает: «Отрицаешься ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его, и сочетаваешься ли Христу?» И за этого младенца-несмышленыша крестные родители говорят: «Отрицаемся зла и беса». «Сочетаваешься Христу?» — «Сочетаваюсь». — «Веруешь во Христа?» — «Верую». А младенец у них на руках. И это означает, что крестный отец и крестная мать берут на себя обязательство воспитать этого ребенка так, что, став взрослым, он повторит сознательно все то, что они сказали за него в момент крещения. В Церкви нет ни одного действия, лишенного смысла.
Хотя и не стоит обязательно искать символическое значение в каждом элементе богослужения, в каждом обряде. Иногда спрашивают: а что означает то или другое? Но Церковь не театр, она ничего не изображает, в ней происходит реальное соединение людей с Богом.
— Может ли взрослый человек, не имеющий стопроцентной веры, пройти обряд крещения?

— Стопроцентной веры, наверное, никто из нас с вами не имеет. Всегда наступает момент какого-то сомнения.

— Неужели и у вас тоже?
— Но не в отношении Бога. Если человек никогда ни в чем не сомневается, это плохой признак. И поэтому если есть сомнение, но одновременно есть и желание прояснить «последние вопросы», о которых задумывается каждый человек, если есть стремление к духовному росту, к самосовершенствованию, то, конечно, надо креститься. Самое ужасное, когда человек ни во что не верит и не желает уверовать, но говорит себе: ладно, пойду, поучаствую в этом спектакле.


— И он может быть наказан?

— Несомненно, он будет наказан.


— А если крещеный человек в храме молится: «Господи, дай мне много денег», — Бог его может наказать?

— В лучшем случае Господь отнесется к такой просьбе как к величайшей глупости.

— Если некрещеный ставит свечку, это тоже грех?

— Здесь нет никакого греха. Некрещеный и помолиться может прийти. У нас и некрещеные люди хорошие, вообще у нас хороший народ.


Беседовала Лариса КАФТАН

Источник: www.kp.ru

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: