На вопросы читателей отвечает иерей Георгий РЯБЫХ, помощник Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, клирик храма Живоначальной Троицы в Хорошеве (Москва).
Однажды меня очень обидел и удивил священник, указав на то, что я должна надевать юбку, даже если хочу посещать только воскресную школу — просто потому, что школа находится на территории храма. Имеет ли право настоятель обычной, не монастырской церкви указывать прихожанам, во что им одеваться?
Татьяна
Недовольство и недоумение, которые у Вас вызвал священник, свидетельствуют, что его замечание, само по себе справедливое, было, возможно, сделано не совсем в христианском духе. По-человечески все мы совершаем ошибки, но я могу Вас уверить, что каждый священник помнит о том, о чем, судя по вопросу, думаете и Вы: важнее то, что происходит в душе человека, а не его внешний вид. Христианство вовсе не придает большого значения внешнему; наоборот, оно выработало правила внешнего вида, которые позволяют не заслонять внутреннего устроения человеческой души.
Да, c точки зрения церковного благочестия, настоятель храма правильно указал Вам, что лучше носить юбку. Вопрос в том, как было сделано замечание?.. Если Вы недавно пришли в Церковь и делаете только первые шаги в познании веры, я бы не настаивал на соблюдении Вами всех внешних норм поведения. Но и Вы, со своей стороны, попробуйте по-человечески понять настоятеля, помня о том, что у него множество забот, и не всегда хватает времени и сил сформулировать и объяснить свою точку зрения. Кроме того, настоятель должен заботиться не только о Вас, но и о других прихожанах, ведь кому-то видеть девушку в брюках в ограде храма может быть неприятно. Чем они нас с Вами хуже?
Что делает Церковь для того, чтобы прихожане понимали смысл и язык служб? Почему богослужение не переведут на русский язык?
Александра
Что касается опыта перевода богослужения на современный литературный русский язык, то такие попытки уже были, но при чтении молитв на русском сразу возникает диссонанс. Чувствуется, что современный язык непривычен для нашей богослужебной традиции — просто потому, что слишком привычен. Однако успешные попытки адаптации церковнославянского текста, чтобы сделать его более понятным, предпринимались всегда. Если взять богослужебные тексты на славянском языке XII-XIV веков, то можно увидеть, что они довольно сильно отличаются от текстов в современных богослужебных книгах, также напечатанных на церковнославянском языке. В общем-то, процесс подобной адаптации идет и сейчас — так что можно твердо сказать, что Церковь заботится о понимании молитв, которые читаются в наших храмах. Просто нет никакого смысла в специальных анонсах этих изменений.
Но самое главное, что помогает человеку осмыслить православное богослужение — это отнюдь не знание филологии. Человек сам должен сделать усилие, чтобы через свой духовный опыт, собственную христианскую жизнь уяснить смысл молитв и Таинств. Так что порой за подобными вопросами люди пытаются скрыть отсутствие собственного стремления понять мир Православия. Усилия должны быть обоюдными, ведь даже если все «разжевать», человек, со своей стороны, должен еще все это хотя бы «проглотить».
Может ли православный принять причастие или исповедаться в католическом храме? Предположим, человек находится за границей, и рядом нет другого храма.
Татьяна
Между католиками и православными все-таки есть разделение, и отсутствие единства в очень важных вопросах не позволяет нам участвовать в Таинствах Католической церкви. Мы отнюдь не считаем католиков нехристианами, и даже признаем, что Бог действует в Таинствах, совершаемых в Католической церкви — к примеру, католика, перешедшего в Православие, не станут крестить второй раз.
Можно подумать: ну что здесь такого страшного — разномыслие в каких-то вопросах, почему это должно препятствовать совместной молитве? Но без единомыслия не может быть и настоящего духовного общения. На каждой Литургии в любом храме звучит возглас священника, говорящего от имени всех присутствующих: «И дай нам едиными устами и единым сердцем славить и воспевать пречестное и великолепное имя Твое…». В этом возгласе содержится очень важная мысль о том, что принимать участие в самом главном Таинстве Церкви — Евхаристии, и причащаться Телу и Крови Христовой можно только при условии единомыслия: единой веры и единого духовного настроя всех присутствующих. А поскольку у христиан, придерживающихся католических взглядов, нет единомыслия с нами, мы, в свою очередь, не можем причащаться вместе с ними. В этом проявляется позиция честного человека — хранить верность Богу во всем. Ведь богословие (а у католиков расхождения с Православием именно богословские, а отнюдь не обрядовые) говорит не об отвлеченных понятиях, а, наоборот, о весьма конкретном — о пути нашего спасения.