Почти половина опрошенных православных россиян (44%) не участвуют и не хотят участвовать в приходской жизни. Активно участвует лишь 1% опрошенных. Таковы результаты всероссийского опроса исследовательской службы «Среда«.

Их комментирует Сергей Лебедев, кандидат социологических наук, социолог религии, преподаватель Белгородского государственного национального исследовательского университета.

Данные показатели, на мой взгляд, объясняются следующим. Во-первых, православие по самоидентификации, как неоднократно отмечалось социологами, не является надежным показателем религиозности личности. Во-вторых, даже вполне религиозные православные сегодня во многих случаях начинают свою церковную жизнь не с традиционной религиозной социализации, которая предполагает «введение во храм» с самого детства, в семье, а сложным и «окольным» путем.

Зерна религиозной православной культуры могут быть заронены в душу человека через литературу, СМИ, неформальное общение, образование и другие каналы коммуникации, причем зачастую этот момент трудно проследить. «Инкубационный период» их вызревания может длиться долго, и, даже придя к осознанным православным религиозным убеждениям, человек не всегда «автоматически» воцерковляется.

Но даже воцерковившись, он может ограничивать свою церковную жизнь в основном культовой активностью: регулярно ходить в храм, исповедоваться, причащаться, читать душеполезную литературу, даже общаться с духовником, не участвуя при этом в какой-либо совместной деятельности с другими прихожанами вне богослужения. По объективным причинам, социальные связи человека в современном обществе в подавляющем их большинстве формируются за пределами института Церкви, в светском социокультурном пространстве.

Поэтому весьма распространенный, если не преобладающий тип православного верующего сегодня – это «атомарный» православный, связанный с Церковью в основном культурно-символическим способом, через самосознание.

Читайте также:

Всероссийский опрос службы «Среда»: Приходская жизнь

Священник Федор Людоговский: Есть надежда на позитивные изменения?

Александр Агаджанян: Низкий уровень участия в приходской жизни говорит об отсутствии у людей навыков добровольной социальности

Иван Забаев: Формулировка «Приходская жизнь» даже для воцерковленных людей может означать очень разные вещи

Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: