Закон о просветительской деятельности не решает никакой проблемы — Екатерина Шульман
29 апреля. ПРАВМИР. Проект постановления правительства РФ о просветительской деятельности нуждается в серьезной доработке, но лучше бы его вообще не было. Об этом заявила политолог Екатерина Шульман, выступая на обсуждении документа в Общественной палате.
По ее словам, проект странно написан и с точки зрения законотворческой техники, и с точки зрения правового содержания. Политолог отметила, что поправки вносятся в закон об образовании, поэтому непонятно, каким образом положение регулирует просветительскую деятельность в научных организациях и в сфере культуры. Шульман также подчеркнула, что часть положения заполнена невнятными формулировками, которые могут произвольно трактоваться.
По мнению эксперта, это приведет к тому что конечный правоприменитель, например директор библиотеки, решит не проводить никакого просветительского мероприятия во избежание непредвиденных последствий.
Шульман считает, что от применения положения пострадают в первую очередь провинциальные школы, региональные библиотеки, маленькие музеи. Они предпочтут делать меньше мероприятий по принципу «кабы чего не вышло», уверена политолог.
По словам Шульман, проект надо отправлять на доработку. Она отметила, что положение является типичным примером избыточного регулирования, возлагает избыточную документационную нагрузку на учреждения образования, культуры и науки, при этом никакими новыми правами это не компенсирует. В документе ни слова не сказано о поддержке просветительской деятельности, о ее ценности, о том, что государство считает своим долгом ей помогать, подчеркнула эксперт.
Она также отметила коррупционные риски при применении законопроекта.
«Лучше было бы для всех, если бы его не существовало. Он не решает никакой сущностной проблемы, поскольку пропаганда экстремизма, оправдание терроризма, нацизма, умаление народного подвига в отечественной войне запрещены законом… Все это уже законом отрегулировано», — напомнила Шульман.
Она также заявила, что в настоящее время люди, которые распространяют научное знание, заслуживают поощрения, а не контроля.