300-балльники через три года после ЕГЭ. Истории об учебе и новой жизни

«Закрыл глаза на красный диплом и нашел денежное применение мозгам»
Евгений Шиян, окончил третий курс по совместной программе ВШЭ и РЭШ:
— Можно сказать, весь первый семестр я только и делал, что учил английский. Я слабо владел языком, а курс оказался довольно сложным. Зато сейчас знание языка очень помогает в жизни, спасибо универу.
Ну и трудновато оказалось привыкнуть к общежитию и Москве в целом, потому что я был домашним ребенком из села. Ничего, справился.
В универе я начал заниматься спортом в мини-качалке общежития: первые полгода просто походил туда из интереса, попробовал делать какие-то упражнения, покачался. Потом летом жестко замотивировался стать сильным, насмотревшись одного блогера, который ходит по спортзалам, притворяясь уборщиком, и поднимает тяжести, пранкуя посетителей. Так я увлекся любительским пауэрлифтингом. Начал заниматься — преимущественно со штангой. Чуть менее года назад выполнил норматив мастера спорта по становой тяге в альтернативе, теперь иду к МСМК. Занятия спортом помогли мне стать крепче, увереннее и здоровее.
Меня всегда тянуло зарабатывать, я хотел поскорее заиметь прикладные знания и куда-то устроиться.
В марте первого курса прошел испытание в одном из банков: он постоянно объявляет о наборе новых стажеров. Я написал, ни на что не надеясь, просто так. И оказалось, что неплохо написал! Летом меня позвали на собеседование, а в сентябре — на стажировку аналитиком данных.
Если честно, мне там не особо понравилось, поэтому я уволился. Хотя и устроился легко, но совсем не повезло с определенными моментами уже после трудоустройства. Зато потом, спустя некоторое время, устроился аналитиком в маркетплейс: зарплату мне там предложили существенно выше, чем я получал в банке, да и вообще работать было суперкомфортно. И тем не менее через несколько месяцев у меня вновь появилось ощущение, что я знаю много для того, чтобы зарабатывать значительно больше. Попробовал собеседоваться на более высокий грейд и только на удаленный формат. И вот недавно меня позвали в новое место, где я снова прилично прибавил в деньгах.
Совмещать работу и учебу непросто. Помимо них, у меня еще был спорт и дополнительные курсы по количественным финансам, так как я рассматривал возможность перехода из ИТ в высокочастотный трейдинг. Одно время крыша ехала, но я справился, совмещая все и вся. Больше таким заниматься точно не стану.
У нас в вузе не слишком строго следят за посещаемостью, главное — обязательно в течение семестра что-то делать и закрывать сессию. По сути говоря, балльно-рейтинговая система ни на что не влияет, если только ты не хочешь, например, попутешествовать, поехать учиться по обмену. Меня туда не тянуло, поэтому медленно, но верно в рейтинге я опускаюсь.
На «отлично» я проучился первый-второй курс, побыл в топ-10 потока. Потом завязалось с работой и я понял, что посвящать себя учебе в той же степени, как раньше, уже нет такого смысла. На красный диплом я закрыл глаза. Все равно же цели в жизни другие. Учеба — это просто инструмент.
Думаю, большую роль для меня сыграло именно самообразование: я сам сидел и ботал. Потом уже получил практические навыки на работе. Универ тоже определенно что-то дал, но высшее образование, как мне видится, нужно не столько ради знаний, сколько ради знакомств. Я учусь на экономиста, а работаю в сфере ИТ, специфичные штуки приходилось разбирать в одиночку. Программирование и анализ данных я выучил сам, в основном пишу на Python. Потом эти вещи преподавали в универе, но ничего нового мне там не рассказали.
Сейчас у меня неплохо получается карьерно расти, я аналитик данных middle+ с опытом прохождения собеседований на senior.
Себе первокурснику я бы сейчас посоветовал не зацикливаться на учебе, стараться поскорее определиться со сферой, выходить на работу и не бояться провалов, максимально беречь себя и нервы, больше общаться с людьми. Когда я поступал, вокруг не было людей с тем же видением ИТ, как у меня сейчас, которые могли бы дать правильные советы по влету в индустрию и росту в ней. А жаль.
Стоило ли учиться днями и ночами, чтобы получить 300 баллов? Наверное, да. Хотя и без ВШЭ, и без этих баллов можно было бы нормально двигаться по жизни. Но в универе я встретил много классных людей, с которыми теперь общаюсь и делаю что-то полезное. Считаю, что я не был бы тем, кем сейчас являюсь, без ребят вокруг меня.
За эти три года я накопил прикладных знаний, стал менее наивным и более уверенным в себе. А главное — я стал счастливее, потому что нашел денежное применение своим мозгам, начал помогать семье, могу в любое время поехать туда, куда хочу. Качество жизни сильно улучшилось. Я думал, что в целом примерно так оно и сложится: что я буду ботать, искать себя и все закрутится. И после нескольких неприятных пинков от жизни оно закрутилось. Я не ожидал, что уже к 20 годам буду в таком статусе. Хотя и есть еще, понятное дело, куда расти, планов в голове много.
«У меня нет страха остаться без денег»
Дарья Куприенко, окончила третий курс по программе «Бизнес-информатика» ВШЭ:
— Ты приходишь в вуз — и там сразу куча новых людей, новые предметы, новые события. Поначалу просто пытаешься адаптироваться к студенческой жизни, выстроить распорядок дня и планы на неделю. Хотя у меня 300 баллов, я бы не сказала, что была звездой на курсе. Мы мало с кем обсуждали поступление. Но были смешные моменты. Например, мы сидели в столовой и кто-то из ребят обронил: «Прикиньте, а у Даши 300 баллов». И все такие: «Что, серьезно? У тебя ж, наверное, есть интервью! Давай колись, сбрасывай ссылочки».
В первую сессию, в октябре, мы сдавали всего два предмета: один из них профильный, связанный с программированием, а второй общевузовский. Так получилось, что у меня один предмет закрыт на 10 из 10, а второй — на 5 из 10, что приравнивается к тройке. Я была в шоке: как же так, ведь там нет ничего сверхъестественного? Видимо, мне просто не повезло.
Поэтому стремиться к идеальным оценкам, красному диплому — по крайней мере, для меня — смысла уже не было. Звание отличницы отпало, и я порадовалась: «Классно, одной проблемой меньше». Пересдач нет, сессия закрыта, можно расслабиться.
На удивление у меня до сих пор не было ни одной пересдачи, с чем можно меня поздравить. Хотя на некоторые экзамены я шла с мыслью: «Эх, если получу единицу, придется осенью пересдавать. Как не хочу летом готовиться!» Но даже такие предметы я закрывала на 8–10.
Дополню, чтобы не казалось, что я уж совсем хулиганка. Есть предметы, которые мне чуть больше интересны, чем другие, и я по ним активно отвечаю. Даже на лекциях я общаюсь с преподавателями, если мне действительно интересно то, что происходит, или предмет очень сложный.
У нас в году четыре сессии, нет большого перерыва между экзаменами и учебой, как это обычно бывает в университетах. В пятницу ты пришел на пару — а в понедельник у тебя уже экзамен, потом во вторник еще один, а в среду еще. Так ты не успеваешь забыть все, что изучал на парах, и тебе не нужно лишний раз готовиться. Для меня это огромный плюс. Конечно, зимняя и летняя сессии всегда более нагруженные, но в целом все по силам.
Я учусь на бизнес-информатике, в своей сфере проходила только одну практику: этим летом две недели ездила в офис 5/2.
Мне понравилось, но уже на первом курсе я поняла, что не хочу работать по специальности. Просто нет желания.
Поэтому никаких стажировок и проектов я больше не искала. Многие одногруппники открывали свои стартапы и часто предлагали поучаствовать в роли бизнес-аналитика или продакт-менеджера, но я отказывалась: мне было чем заняться, кроме бизнес-информатики.
Дело вот в чем. Летом после 10-го класса я пошла на свою первую работу, где у меня получалось зарабатывать очень хорошие деньги для человека, которому 16 лет. Казалось бы, чем может заниматься девочка-подросток? Даже в грузчики ее не возьмут. Я работала аниматором в отеле на море. Это было потрясающе! Поэтому после 11-го класса, как только закончились экзамены, я сразу уехала туда же на полноценных два месяца.
С сентября началась учеба в вузе, но сидеть на месте я не люблю, да и когда привыкаешь зарабатывать деньги, не хочется переставать. Я начала работать онлайн, в основном в онлайн-школе как эксперт по профильной математике, и там тоже удавалось зарабатывать такие деньги, чтобы можно было жить отдельно от родителей.
Совмещать работу и учебу в ВШЭ, по крайней мере на бизнес-информатике, более чем реально. Многие ребята, которых я знаю, уже со второго курса устраивались в крупные компании вроде «Яндекса» или «Сбера»: сначала работали там стажерами, а потом поднимались до миддловских позиций. Конечно, это возможно только при одном условии: если ты будешь относиться к учебе как к учебе. Если для тебя учеба в вузе — центр мира, ничего не выйдет. Не в обиду говорю. Бывают ребята, которые погружаются во все предметы или во внеучебку, знают все об университетских клубах и, возможно, даже возглавляют какой-то из них, защищают права студентов, помогают первокурсникам, тусят со старшекурсниками — ты как ни позвонишь им, они всегда или в вузе, или на вузовской тусовке. Таким ребятам совмещать вуз с работой тяжело, но здесь уже выбор человека.
Кстати, работа по специальности у нас даже приветствуется. Отдельные предметы легче закрывать, если у тебя уже есть опыт в области, которую ты изучаешь.
Я никогда не искала работу целенаправленно: то мне попадалась горящая вакансия, то мне предлагали. У меня за это время было три-четыре работы, не считая репетиторства. Но и с репетиторством тоже интересный опыт. Сначала я в основном бесплатно занималась с одногруппниками, готовя их к дискретной математике, потому что это любовь всей моей жизни. Со второго курса я на этом зарабатывала. Еще помогала своей сестренке с уроками.
Только после этого я вышла на подготовку школьников к ЕГЭ, и то не потому, что мне захотелось и я выставила анкету. Мне написала девочка: «Даш, давай ты меня подготовишь к ЕГЭ, хочу 100 баллов». — «А давай!» Такие ребята писали и раньше, но у меня не было опыта преподавания, и я всегда отказывалась, советуя онлайн-школы. С этой девочкой мы сразу поняли, что на 100 баллов рассчитывать не стоит — до ЕГЭ оставалось мало времени, а знаний ей не хватало. Все закончилось хорошо, она поступила туда, куда хотела.
Совершенно случайно я нашла себе работу администратором. Я ходила в студию танцев и растяжки, и там открылась вакансия. А давайте я заполню анкету! Мне написал менеджер, я пришла на стажировочный день, быстро устроилась. Работала я там почти год, в итоге поднялась до менеджера по продажам, зарплата у меня тогда выросла раз в пять. Раньше у меня был доход довольно нестабильный и непостоянный, а онлайн-подработка приносила тысяч 40–50 в месяц, что неплохо, но, как я узнала, можно зарабатывать и больше. Конечно, та работа была довольно стрессовая, поэтому я ушла, хотя ей можно было уделять минимум времени.
Такая, оказывается, увлекательная взрослая жизнь! Я всегда плыла по течению. Видимо, из-за моей открытости новому мне всегда попадается что-то интересное.
Сейчас думаю о том, чего все-таки хочу в будущем. Попробовав разные должности, я так и не поняла, что мне нравится. Все у меня получалось как минимум хорошо, а что-то и просто замечательно. В школе у меня тоже все предметы шли одинаково, поэтому мне было трудно выбрать один, чтобы не обидеть другие. Так и сейчас.
За эти три года у меня не было ни отпусков, ни выходных. Даже если работаешь по три часа каждый день, это все равно работа. Я поняла, что устала. Было время, когда я совмещала три-четыре работы, они все требовали времени и сил. Но теперь я наконец-то научилась отдыхать: могу поваляться дома, почитать книжку, посмотреть сериалы, и это прекрасно, особенно если я не одна. Хотела бы себе устраивать такие каникулы почаще.
В магистратуру я точно не пойду. У меня нет страха остаться без денег. Я умею копить и не боюсь, что когда-то не смогу заработать нужную сумму. Если быть открытым и использовать возможности, которые тебе даны, ты никогда не останешься без работы.
«Работа с детьми делает тебя взрослым»
Варвара Кузьмина, окончила второй курс истфака СПбГУ:
— С самого начала я жила в общежитии, поэтому первые месяцы больше были связаны с бытовыми вопросами. Так как у меня 300 баллов, студенческий билет мне выдавали отдельно, я стояла на сцене вместе с крутыми ребятами-олимпиадниками. Почти все они были технарями, и я никого не знала. Но зато там я познакомилась с Татьяной Черниговской и даже пожала ей руку!
Учиться мне всегда было интересно, я очень люблю всю эту академическую среду: слушаешь преподавателей, смотришь на них, равняешься. Но мое стремление быть отличницей осталось в школе. Теперь мне вообще все равно. Главное — закрыть сессию. У меня часто бывают индивидуальные графики, я сдаю сессию в другое время, потому что уезжаю работать.
На первом курсе я работала куратором в онлайн-школе, проверяла домашние работы. Потом пробовала сама заниматься репетиторством, но недолго. Этот опыт я не забываю. Возможно, потом вернусь к преподаванию.
Теперь я работаю вожатой. У нас есть студенческий педагогический отряд, его основали на психологическом факультете.
Меня там обучали основам педагогики в детском лагере. Я сдала экзамены и получила сертификат.
Моя первая смена проходила в лагере под Питером. Работа с детьми, с одной стороны, может напугать, а с другой — сделать тебя взрослым человеком, даже если ты себя таким не чувствуешь. Ты как будто перепрыгиваешь через ступень.
Осенью я работала с 17-летними: они только-только сдали ЕГЭ, и мы с ними об этом болтали, я им рассказывала свою историю. Конечно, когда мне 19, а им 17, это вообще мизерная разница, она почти не чувствуется в обычной жизни. Но в лагере — да, потому что у нас разные роли. Меня дети признают старшей. Они не знают мой возраст, и это упрощает работу.
Каждый день у нас на приколе. Дети вообще очень милые. На этой смене мне достались 15-летние подростки. Я немного переживала, но в конце смены они сделали мне и напарнику подарок — плакат с надписью, что мы лучшие вожатые. Обычно ты гадаешь, нравишься ты детям или нет, как они тебя воспринимают. А когда они прямо пишут, это очень ценно.
Много сфер, в которых я хотела бы поработать после вуза, но у меня пока нет четкого плана. Хочется и в педагогику, и в организацию каких-то мероприятий, волонтерство. А еще я очень хочу дальше учиться. Если бы была возможность, я бы оставалась вечным студентом.
Благодаря тому, что я поступила в СПбГУ, у меня сейчас есть все мои друзья, путешествия, опыт работы в лагере. Так что мои старания того стоили. Я стала увереннее в себе, меньше беспокоюсь и знаю, что все будет хорошо.
«Живем в деревне, собираем диалекты»
Ульяна Куклова, окончила третий курс филфака МГУ:
— Первые недели в вузе были яркими и волнительными. Хотелось узнать, что это за новые предметы, что за люди вокруг. Особенно в первые дни я прислушивалась к себе и пыталась ответить на вопросы: мое ли это место? сюда ли я хотела поступить? Через неделю-две поняла, что да, я в нужном месте с нужными людьми. Атмосфера на филфаке чудесная: ты вроде только поступил, а уже свой.
Перестраиваешься на студенческую жизнь в эйфории, потому что тебе все интересно. Потом начинаются сложности. Тяжелее всего мне было добираться до университета: как-то непривычно, что надо ехать два часа в одну сторону в электричке или автобусе, который битком набит людьми. Но потом я привыкла, стала по дороге читать и слушать книжки, доделывать домашку.
Я человек, который не любит хвастаться. Если я говорила кому-то о своем результате, когда речь заходила о ЕГЭ, многие удивлялись и восхищались. Но не скажу, что отношение ко мне от этого как-то менялось или я ловила звездную болезнь. Почти никто из преподавателей не знает о моем результате, и мне не хотелось этим зарабатывать очки к карме.
ЕГЭ помогает поступить, а дальше ты строишь свою студенческую жизнь с нуля.
Не стремлюсь к тому, чтобы в учебе все было гладко. Еще в школе я поняла, что учусь для себя, поэтому неудачи воспринимаю спокойно. Счастье вообще не в оценках. Я за то, чтобы больше времени уделять тому предмету, который тебе по-настоящему нравится, тогда у тебя будут и результаты. С остальными предметами разбираюсь по мере необходимости. Конечно же, не забиваю на них, но могу прогулять какие-то пары, не прийти на семинар — не случится никакой катастрофы, я просто буду заниматься тем, что мне ближе.
У меня насыщенная студенческая жизнь. Каждый год я езжу в экспедиции: на первом курсе это была фольклорная экспедиция, на втором — диалектологическая, в этом году я уже по своему желанию снова поехала в диалектологическую. Это очень классный опыт: мы живем в деревне, собираем диалекты для архангельского областного словаря. Еще я регулярно участвую в научных конференциях и в Москве, и в других городах. Например, я уже второй год подряд участвую в конференции в Сыктывкаре.
Подрабатываю репетиторством, помогаю ребятам готовиться к экзаменам, контрольным, подтягивать успеваемость по русскому языку и литературе. Очень приятно кому-то быть полезной. У нас на факультете я преподаю в «Школе юного филолога», который год участвую в олимпиаде «Я — профессионал» и в форумах от «Росмолодежи». Два года подряд ездила в центр знаний «Машук» на педагогические форумы, познакомилась там с классными ребятами, получила опыт. Этой весной проходила стажировку в образовательном центре «Шаг», и после стажировки мне предложили работу. Надеюсь, с сентября начну работать и в этом центре тоже. Мне кажется, с трудоустройством проблем нет. Стажировок для людей гуманитарных специальностей я встречала меньше, чем для тех же айтишников, но кто ищет, тот найдет.
Планов у меня много, идей тоже. Конечно, хочется достойно защитить диплом. Может быть, продолжить обучение в магистратуре на родном факультете. Хочется участвовать в конференциях, публиковать доклады и статьи, ездить в экспедиции, посещать форумы, участвовать в олимпиадах, развиваться в преподавании — словом, все то, что я делаю сейчас.
Как и три года назад, я хочу много путешествовать, играть на гитаре и жить так, чтобы была любовь во всех смыслах и личное, семейное счастье — это тоже важно.
«Дедлайны не кончаются»
Алена Сумская, окончила второй курс по программе «Прикладная математика и информатика» МФТИ:
— Началась учеба. Я переехала в общагу от родителей, надо было адаптироваться к жизни студгородка. Первое время я разрывалась, потому что учеба невероятно сложная: сто видов математики, программирование и еще куча всего. Ребята, которые занимались олимпиадами, знали эту программу уже в школе, а вот для меня все было новым. Но потом я привыкла.
В начале года нас распределили по группам. В нашей оказалось всего три девочки. С одной я хорошо сдружилась, и жили мы какое-то время вместе. У нее тоже 300 баллов, и все ребята удивлялись, что мы всегда ходим вдвоем и на двоих у нас 600. Кто-то считал, что ЕГЭ легче олимпиад, кто-то — что это везение, а кто-то восхищался: «Как круто!»
На Физтехе тебе каждый день есть чем заняться, дедлайны не кончаются, порой задания не сделать за один вечер. Первую сессию я закрыла на «хоры». Было тяжело, но интересно.
Халявы вообще нет, все строго и даже сурово. Подготовка идет стрессово, активно, иногда организм не выдерживает, перед некоторыми экзаменами я заболевала. Хочется, чтобы средний балл был в районе «хор», это 5–7, у меня он так и держится. Не стремлюсь к «отлам», стараюсь разбираться в темах, чтобы не чувствовать себя отстающей и получать стипендию. Но на некоторых экзаменах выскакивают и «удлы». Вторая моя сессия была очень тяжелой, я схватила две пересдачи. Потом все закрыла. К сессиям я стала относиться спокойнее, но это не значит, что мне разонравилось. Мне нравится разбирать математические предметы, в течение семестра заниматься прогерством.
Я не самый прилежный студент. У нас есть лекторий, где на видео записываются все лекции. И на некоторые лекции я не вижу смысла ходить: легче посмотреть их в записи. Семинары стараюсь не пропускать.
Пока я не дошла до стажировок. Пробовала, но не получилось. Бытует мнение, что попасть в ИТ легко. По моим наблюдениям, 50 на 50. У нас к третьему курсу половина людей смогли пройти на стажировки, а половина нет. Есть те, кто два года подряд пытается и даже иногда выходит на финишную прямую, но их почему-то не берут в команду. А бывает, человек начал ходить на собеседования — и сразу попал. Я не сдаюсь. На третьем курсе нагрузки должны быть поменьше, и в планах у многих начать работать. Пока я воспринимаю неудачи философски: говорю себе, что нарабатываю опыт хождения по собеседованиям.
Совмещать учебу с работой или подработкой на первом-втором курсе не получится. Я пробовала заниматься репетиторством во втором семестре, у меня был всего один ученик, но я поняла, что это вообще плохая идея. Надо было за полгода подготовить мальчика, который не знал предмет, к экзамену по физике. И меня это подкосило. Как раз во втором семестре я схватила две пересдачи, несмотря на то что сильно готовилась к этим предметам. Говорят, с третьего курса будет легче. Я пока там не плавала, не знаю.
Из приятного — у нас на Физтехе есть разные мероприятия, например балы (я ходила туда один раз). Есть профилакторий, где можно пожить одному в комнате, отдохнуть. Можно организовывать олимпиады, концерты. Кстати, так на олимпиаде я и познакомилась со своим молодым человеком, он из другой школы Физтеха. За все активности у нас платят, так что это неплохой вариант чуть-чуть подработать.
В целом я довольна. Атмосфера ко второму курсу становится семейной, Физтех сближает. Для меня это уютное место, мой второй дом. Учеба мне нравится, я шевелю мозгами и сильно напрягаюсь — это то, что мне нужно для жизни.
В планах у меня пока учиться, учиться и учиться. Надеюсь, меня не отчислят и я отделаюсь только пересдачами. Не исключаю, что пойду в магистратуру, но пока не загадываю. Хотелось бы начать работать.
Фотографии из архива «Правмира» и личных архивов героев публикации