«Внезапно
Не успел сдать работу — напиши учителю в чат. Не знаешь ответ на уроке — посмотри в гугле. А если все надоело — сверни Zoom и открой YouTube. Московские школьники пережили девять месяцев дистанта. Что они сами об этом думают? Ксения Кнорре Дмитриева поговорила с подростками.

Просидел урок и не зашел на YouTube — молодец

Даша, 9-й класс: 

Я заметила, что во время дистанта сильнее проявляется то, что мешало учиться в школе. Если тебе в школе было сложно сосредотачиваться, то дома у тебя еще больше возможностей, чтобы отвлечься. 

Если в школе ты на химии мог погрызть карандаш, покачать ногой, порисовать в блокноте, то дома ты можешь еще и свернуть Zoom, убавить громкость и зайти на YouTube. И противодействовать этому очень сложно, но если тебе удалось, то это доставляет гораздо больше радости: просидел целый урок и не зашел в YouTube — о, я молодец! 

Именно на дистанте я неожиданно для себя полюбила физику. Наш учитель классно приспособился к этому формату, рисовал рисунки на виртуальной доске, легко переключался, это было здорово и интересно. 

Дистант закончился. Что будет дальше?
Подробнее

А, например, на обществознании как были видеоуроки, так и остались, только они стали еще заунывнее, потому что в школе на уроках вы могли вместе поржать над картинками, попереписываться с одноклассниками, переглянуться, а тут — только обменяться сообщениями в чате зума.

Чего мне не хватало на дистанте? В первую очередь общения. Даже не просто общения, а живости происходящего, ощущения живых людей вокруг. В классе гораздо приятнее сидеть, видеть отклик других людей, учителя рядом, иметь постоянную возможность что-то спросить. Это гораздо проще сделать, потому что на дистанте ты обращаешь на себя намного больше внимания, когда включаешь микрофон, все замолкают, и ты такой: «А можно еще раз с самого начала, пожалуйста, я ничего не понял»…

На очном обучении у учителей больше рычагов давления на нас, а тут они проверяют далеко не все работы. Поэтому на дистанционке вопрос не в том, что мне поставят двойку, если я что-то не сделаю. А в том, что я потеряю для себя лично. 

На дистанте учителя более человечные, потому что при таком обучении у них больше проблем, и они об этом говорят. Внезапно выясняется, что они тоже люди, и у них тоже висит электронный дневник, тоже не загружается Google class, тоже постоянно обновляется Zoom, и так далее. Дистант нас с учителями сблизил, предоставил больше возможностей для личного общения. 

Еще интересно оказалось на дистанте с едой: выяснилось, что если тебя не выковыривают из комнаты, то ты забываешь есть.

Очень сложно на дистанте с общением. На летних каникулах ты обычно почти не общаешься со школьными друзьями, даже если вы все в городе, никому не интересно, что там у тебя, и когда вы возвращаетесь в школу, вы продолжаете общаться с той точки, на которой закончили весной. С дистантом то же самое: почти никто ни с кем не встречается, хотя такая возможность есть, почти не переписывается, потому что странно переписываться с человеком, с которым ты все время общался лично. 

И у тебя во время урока в Zoom’e фантомные боли, потому что ты видишь смешной момент и думаешь — с кем бы ты сейчас над этим поржал, если бы вы были в школе, ищешь способ поделиться и пишешь другу в WhatsApp: «О, смотри, у Леонидыча открыта вкладка тик-тока». Но это совсем не то же самое. 

Я не могла выйти на улицу — времени не было

Арина, 8-й класс: 

— У дистанта помимо плюсов — поспать подольше, пропустить какой-то урок и остаться незамеченным — есть и минусы. Я не могу увидеться с друзьями, поговорить с ними о том, что волнует, и просто пообниматься. Не могу остаться после урока, если не поняла тему. 

Есть и электронные проблемы: не открылся журнал, не загрузился тест — домашнее задание не выполнено, вылетел или не загрузился Teams и так далее. Некоторые из учителей не умеют пользоваться демонстрацией экрана или просто не понимают, как писать на электронной доске или в Paint’е, из-за этого не все понятно. 

Как-то со мной произошла глупая и неприятная ситуация: я перепутала дни в дневнике и около 10 минут ждала, пока меня «впустят» на онлайн-урок. Отчаявшись, написала однокласснице и узнала, что я вовсе не там, где должна быть. 

Но есть и проблемы более значительные.

Во-первых, мы постоянно сидели за компьютером, ноутбуком или глядели в телефон — семь часов практически без перерывов.

Мы портили зрение намного сильнее, чем обычно. Также постоянное сидение вредно для спины. 

«Фитнес-монополия», зарядка с родителями и снеговик вместо урока. Как преподают физкультуру на дистанте
Подробнее

Моя подруга недавно сказала, что четыре часа вообще не вставала из-за стола — выполняла классные задания, потом делала уроки. Порой у меня в течение дня не было времени, чтобы выйти на улицу. 

Во-вторых, на дистанте некоторые парятся по поводу обучения намного больше, трясутся над каждой оценкой, и из-за этого у них могут начаться проблемы с ментальным здоровьем. А некоторые просто не успевают на уроки или считают дистант возможностью прогулять и ничего не учить. 

Не знаю, сколько можно найти плюсов у дистанционного обучения (я вижу лишь два, максимум три), минусов у него намного больше.

На дистанте я стал гугл-отличником

Саша, 10-й класс: 

— Я стал отличником на дистанционке еще в апреле. А к Новому году у меня была единственная итоговая тройка, хотя обычно выходит четыре, и по большинству предметов я отличник — процентов 70 у меня на пятерку. 

Связано это с двумя вещами. Во-первых, на дистанте у меня было гораздо больше свободного времени на учебу: не было необходимости рано вставать, получалось больше отдыхать, и я присутствовал на уроках со свежими силами. 

Ну а во-вторых, мои ошибки в школе, связанные с недоучиванием, невнимательностью и прочим, на дистанте компенсировались тем, что я гуглил некоторые ответы. На обычном уроке возможности заглянуть в гугл нет, а на дистанте — есть. Поэтому оценки получаются выше. 

При этом на предметах, которые мне нравятся или с которыми я планирую связать свою жизнь, я делал это по минимуму — алгебру, геометрию, английский вообще не списывал. А есть предметы, на которые я и до дистанционки времени особо не тратил — та же химия, биология; их я скатывал, но даже при этом условии удавалось зарабатывать пятерки. Знаний по ним по факту нет, но они мне не особо нужны. 

Кроме того, на дистанте я мог уделять время хобби. Например, я начал играть на электрогитаре, пошел на бокс и поучаствовал в первых соревнованиях, усиленно занимался экономикой, а еще параллельно с учебой умудрялся подрабатывать. Все это благодаря тому, что предметы, на которые я в школе тратил кучу времени, на дистанте я мог скатать. 

Конечно, мне не хватало общения. Я экстраверт, и мне без нашей школьной тусовки было очень тяжело. Можно было, конечно, встречаться с кем-то, что мы и делали время от времени, но когда вас двое-трое, это совсем не то же самое, когда вас сто человек в школе и вы радуетесь друг другу. 

Мы выходим с дистанта. Как детям и учителям найти энергию?
Подробнее

А кроме того, все были заняты, включая меня. Я готовился к олимпиаде по экономике, поэтому не мог гулять больше одного раза в неделю. Кроме того, в школе я общаюсь со всей моей параллелью десятых классов и еще, наверное, с половиной параллели одиннадцатых — очень трудно организовать такую встречу.

Спина от сидения за компьютером действительно болела, но помогали разминки на переменах. А глаза… Мне кажется, что это очень долгая дискуссия на тему, что монитор на самом деле глазам не вредит, а лишь добавляет им усталости, и короткая разминка между уроками помогает их сохранить в нормальном состоянии. Но, надо сказать, поскольку я учусь в школе с программистским профилем, я и так много времени проводил за компом.

У меня есть группа ребят из класса, которые раньше все время сидели в Discord. Это что-то типа Zoom’а, только хорошо оптимизированное. Там не обязательно включать камеру, там есть чаты, голосовые каналы, текстовые. Это тусовка в основном для тех, кто играет в игры — им так удобнее переключаться между каналами, с кем-то общаться. Очень много ребят на дистанте придумывали для себя системы, чтобы на уроках переписываться, пересекаться на перемене, как в школе, создавали что-то максимально похожее на школьную атмосферу.

Одноклассник скинул ответ — и у тебя не «два», а «четыре»

Тихон, 10-й класс: 

— Учиться на дистанте гораздо сложнее, потому что… Точнее, не так. На дистанте гораздо легче НЕ учиться. 

Нет проблем с прогулами — ты просто не включил компьютер и не пришел на урок, а потом сказал, что электричество отключили. 

А вот действительно учиться очень сложно. Во-первых, потому что тяжело сидеть за компьютером по семь часов в день (7–8 уроков), и при этом не играть, а потреблять информацию — это очень сильно напрягает как глаза, так и спину. Не получается сесть как-то расслабленно и запоминать. 

Во-вторых, это в принципе тяжелее, потому что часто не видно учителя — или плохое качество связи, или же это просто не нужно для урока. Из-за этого сильно страдает восприятие от человека к человеку, потому что гораздо легче что-то усвоить, когда человек объясняет, может показать жестами и есть эффект присутствия. А тут непонятно — делает это учитель сейчас или просто записал, включил, а ты сидишь и смотришь. 

Режим на дистанте сбивался у всех. Сколько у меня одноклассников — и в нормальное время уже никто не ложится.

Кого угодно можно застать в час ночи, а порой и в 4 часа утра. 

Учителя практически в тех же условиях, только им сложнее со сдачей экзаменов. Потому что, если откровенно, честно написать что-то на дистанте очень сложно, потому что камера все вокруг не охватит. Появляется благоприятная возможность списать. Учителя это по большей части понимают.

«Держу рядом фото класса, чтобы видеть глаза детей». Учителя со всей страны — о жизни и работе в пандемию
Подробнее

Что нового я открыл в своих учителях и одноклассниках за это время? Я бы сказал, что во время дистанта учителя стали более понимающими людьми, потому что им тоже сложно в такой ситуации. 

Одноклассники тоже поменялись. Считай, сидишь дома весь день — некоторые очень сильно выгорают из-за этого, потому что нельзя даже на перемене общаться, только попутно переписываться, а это не то. Встречаться сложно, потому что у многих помимо школьных занятий еще репетиторы, спорт, все заняты 24/7. На дистанте нужно организовывать конкретное мероприятие, чтобы все собрались, вместо того чтобы просто сказать: «Пойдем за кофе» или что-нибудь подобное.

Мне кажется, есть вполне реалистичные решения, которые могли бы сделать дистант менее утомительным. Например, просто уменьшить длительность уроков. Получается так, что в них участвуют только те люди, которым это и правда надо. И 45 минут нас очень сильно выматывают. Все, что мы делаем, можно сделать гораздо быстрее. 

На дистанте учителя нас не грузили, что нужно пройти программу и что мы ничего не успеваем. Проходили так, как у нас получалось. Иногда писали работы. Не очень показательные, конечно, потому что если ты чувствуешь, что уже не вытянуть — просто написал однокласснику, он скинул тебе решение — и вот у тебя уже не «два», а «четыре». Думаю, на нас будут больше давить на очном.

Для меня самым тяжелым на дистанте оказалось поддерживать свое желание учиться. В апреле это было даже весело — конец года, экзамены, можно спокойно сидеть и готовиться. Но потом дистант стал сильно утомлять, потому что нет ни желания, ни какого-то принуждения, скажем так. Если ты в школе что-то не сделаешь, тебя отругают, поставят двойку. А тут ты пишешь: «Я дико извиняюсь, у меня форс-мажор, никак не мог это сдать. Можно сегодня вечером?» И это происходит постоянно. 

На дистанте учителя стали человечнее

Ваня, 7-й класс: 

— Было сложно встречаться с друзьями. Мне-то повезло — у меня есть брат, но я не очень представляю, как вообще живут люди, которые без братьев и сестер. Мне кажется, им на дистанте было очень грустно. 

Мы иногда как-то встречались с классом. Один раз классная руководительница организовала на катке встречу всей параллели.

«Это опыт помощи, любви и взаимоподдержки». Учитель Сергей Волков — об уроках дистанта
Подробнее

Дистант был хорош тем, что не надо ехать в школу, вставать можно позже, учеба не так надоедает. Потому что иногда устаешь от того, что надо каждый день рано вставать, а уроков много, поэтому не всегда получается выспаться. Просто сесть за компьютер и подготовиться к уроку проще.

Тяжело и то, что на дистанте часто уроки затягиваются. И когда они все такие сложные, то почти пропадают переменки. Часто не из-за учителя — ученики задают вопросы, надо кому-то что-то объяснить, да и не всегда понятно, когда урок закончился. 

Думаю, что нам было бы проще на дистанте, если бы мы часть времени учились в школе, а часть — дома. И если бы школа помогала организовывать встречи. 

Но вообще мы далеко живем друг от друга, нам не очень удобно встречаться. Иногда я понимал, что у меня есть домашнее задание, и когда ты все сделал — времени не остается. Пока ты туда доедешь, не успеешь нормально погулять, пообщаться, надо будет ехать домой. А когда ты в школе, можно перед тем, как домой отправляться, погулять.

Большинство учителей на дистанте старались помочь. Они были общительными с нами. Мы даже больше разговаривали, чем в школе. Некоторые ученики очень любят поговорить и, видимо, потому что стало меньше общения, разговаривали во время урока с учителями. А те вроде бы были и не против. Они стали человечнее, что ли. 

Дистант научил, что знания дает не только школа

Федор, 11-й класс: 

Дистанционное обучение мне подходит больше, чем очное. Времени становится больше. 

Во-первых, я не езжу в школу. Во-вторых, все мои материалы в шаговой доступности от меня. У меня прямо здесь есть книги, компьютер, интернет. И силы, наверное, экономлю, становится больше ресурса.

Весной, на первых этапах дистанта мне было сложнее. Я был решительным его противником. В тот момент пандемия еще не приобрела такой масштаб, как сейчас, а паника была сильной. Казалось — зачем вы вообще все это делаете, когда паниковать еще рано? Потом выяснилось, что эти меры имели смысл. Когда число заболевших перевалило за 100 тысяч, выросла смертность, а всевозможные переходы на плато в конечном итоге закончились ничем, стало ясно — это серьезно, надолго и что-то сделать все же надо.

Расписание все-таки немного подредактировали в связи с дистантом: некоторые уроки перешли в такой формат — учитель скидывает задание, и мы его делаем позже. И я стал пользоваться такими моментами в своих интересах, то есть определять, когда я лучше сделаю это задание и на что потрачу высвободившийся час. 

ЕГЭ отупляет, образование скоро рухнет — так ли это? Разговор с директором «Школы будущего» Алексеем Голубицким
Подробнее

А еще появилась возможность хотя бы иногда что-то экстренное делать во время другого урока.

От недостатка общения я не страдал, я его не потерял: встречался с друзьями на дистанте и общался с ними очно. 

У учителей, поскольку мы выпускной класс, есть некоторая нервозность, даже не из-за того, что нас приходится готовить, а из-за того, что не совсем понятно, как это все будет выглядеть. Непонятно, какой будет в этом году ЕГЭ, какими будут заключительные этапы олимпиад, как это все вообще будет происходить… Но я заметил, что у педагогов возникло понимание, что на дистанте нужно не все и что не надо одинаково заваливать детей по всем предметам огромным количеством домашних заданий. 

Что я вынесу для себя лично из дистанта? Наверное, то, что, во-первых, надо быть всегда готовыми к тому, что условия, в которых мы находимся, могут резко измениться. Во-вторых — к тому, что какие-то отдельные моменты образования придется, возможно, заполнять самому. 

Мне кажется, дистант стал для всех нас хорошим уроком: источник знаний — это не только урок, но и личная работа вне школы.

Мы поняли, что большую часть знаний надо получить не в школе, а самостоятельно.

Я чувствую определенное неравенство. Московские 11-классники были на дистанте, пока почти вся страна училась очно, а сдавать ЕГЭ мы будем по одинаковым критериям. Но при этом у нас есть постоянный доступ к интернету, и я многое пытаюсь сделать самостоятельно.

Моя мотивация на дистанте никак не пострадала, потому что в 11-м классе самое важное — это результат. Процесс может нравиться, может не нравиться, но поступать надо. 

Возможно, так могут не все. Я знаю огромное количество людей, которые говорят мне: «Нет, мне тяжело получать и усваивать все через монитор». Но я осознанно выбрал такой принцип, что к 11-му классу нужно научиться приспосабливаться, потому что иногда бывают ситуации, когда, нравится нам или нет, ради счастливой и спокойной жизни нужно что-то сделать.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Материалы по теме
Лучшие материалы
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.